Система государственных финансов структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Файлы: 1 файл

1. Система государственных финансов структура и функции.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

 

Внешняя торговля российской федерации 

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Миллиардов  долларов США

Внешнеторговый  оборот

145,0

149,9

155,6

168,3

212,0

278,0

Экспорт

82,4

105,0

101,9

107,3

135,9

183,2

Импорт

62,6

44,9

53,8

61,0

76,1

94,8

Сальдо торгового  баланса

19,8

60,1

48,1

46,3

59,9

88,4

 в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 со странами вне СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 экспорт

65,4

90,8

86,6

90,9

114,6

152,9

 импорт

44,3

31,4

40,7

48,8

61,0

75,1

 сальдо торгового баланса

21,2

59,3

45,9

42,1

53,6

77,8

 со странами СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 экспорт

17,0

14,3

15,3

16,4

21,4

30,3

 импорт

18,3

13,4

13,0

12,2

15,1

19,7

 сальдо торгового баланса

-1,4

0,8

2,2

4,2

6,3

10,6


 

Экспорт и импорт российской федерации 

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Миллиардов  долларов США

Экспорт

78,2

103,1

100,0

106,7

133,7

181,5

Импорт

46,7

33,9

41,9

46,2

57,3

75,6

 Со странами вне СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 экспорт

63,7

89,3

85,4

91,0

113,2

152,1

 импорт

33,1

22,3

30,7

36,0

44,2

57,9

 Со странами СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 экспорт

14,5

13,8

14,6

15,7

20,5

29,4

 импорт

13,6

11,6

11,2

10,2

13,1

17,7

 из них со странами ЕврАзЭС1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 экспорт

5,8

8,0

8,2

8,5

11,2

16,2

 импорт

5,1

6,2

6,2

6,1

7,5

10,2


19. Задачи и методы  регулирования внешнеэкономической  деятельности субъектов Федерации

Законодательные и правовые основы регулирования внешнеэкономической  деятельности создавались в 90-е гг. прошлого века. В них предусматривались не только меры по государственному регулированию внешнеторговой деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, но и меры по регулированию иностранных инвестиций и другие законодательные акты.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это комплекс экономических, правовых и административно – управленческих мер со стороны государства, преследующих цель формирования благоприятных рамочных условий хозяйствования субъектам внешнеэкономической деятельности. Эти меры обеспечивают им экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках и направлены на качественное совершенствование экспортного потенциала. Они помогают реализовать стратегию экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, на устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса, на обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

Исходя из сказанного, кратко определим задачи государственного регулирования рассматриваемой сферы. Они довольно многочисленны. Назовем, прежде всего, такую задачу, как обеспечение приоритета национальных экономических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве и межгосударственном регулировании его развития. Этому должны способствовать все другие цели и задачи. Такова задача формирования благоприятного правового климата для корректной (в рамках действующего законодательства и международных договоренностей) деятельности национальных хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической сфере как внутри страны, так и за ее пределами. Сюда же относится и экономическое стимулирование внешнеторговых операций, в том числе, как источника поступления валютной выручки и формирующих национальных доход государства по приоритетным, согласно экономической концепции хозяйственного развития страны, направлениям. Завершая разговор о данной группе задач, укажем на необходимость обеспечения условий эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и в целях общегосударственного развития. Для этого государство использует многообразные рычаги воздействия. Это, в частности, различные формы экономического и административного контроля, что очень важно. Дело в том, что приоритет функций контроля обусловлен спецификой формирования механизма трансформирования экономики России при переходе к рынку. Это создание соответствующей вспомогательной для бизнеса инфраструктуры – информационной, консультационной и т.д., содействие в подготовке и переподготовке кадров по всему спектру специализированных направлений внешнеэкономической деятельности.

Следующая группа задач связана  с процессами глобализации мирового хозяйства. Речь, прежде всего, идет о содействии формированию многополярной геоэкономической модели мировой хозяйственной системы на основе последовательной реализации стратегии сотрудничества с различными регионами, международными организациями и группировками, союзами и отдельными корпорациями, в том числе с учетом их региональной ориентации. Россия должна на равных основаниях участвовать в международном разделении и кооперировании труда, выходить на новые рынки с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которую нужно сделать основой экспортного потенциала страны. Неоценимое значение имеет задача совершенствования структуры внешнеэкономической деятельности.

Имеются большие возможности повышения  в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, патентов и лицензий. Все это должно сопровождаться снижением поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорт отходов переработки поставленных ранее радиоактивных материалов. Велика и роль регулирования торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, защита отечественных экспортеров за рубежом, оказание им информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами. Важен и контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле.

Одна из важнейших задач - регулирование  платежного баланса страны в части  касающейся внешнеэкономической деятельности. Своевременное погашение внешней задолженности не отменяет, а предполагает жесткий контроль за сохранением потенциала самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов развития экономики. Другими словами, необходим строжайший контроль за предельной величиной внешних заимствований. Государственное регулирование имеет также целью формирование благоприятного имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности. Это должен быть авторитет добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государства, соблюдающего законодательство национальных и зарубежных партнеров, другие международные нормы и правила, государства, пресекающего любого рода контрабандные или связанные с отмыванием «грязных» денег операции

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно - тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней  торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного  характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

20. Бюджетный федерализм  и межбюджетные отношения

Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных законодательных нормах и положениях.

Довольно часто бюджетный федерализм рассматривается как организация  бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого бюджета органично сочетать интересы федерации, представленные федеральным бюджетом, с интересами субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Более широко содержание бюджетного федерализма можно охарактеризовать следующим образом: это критерии разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

В федеративных государствах бюджетные системы устроены по-разному. Можно выделить, например, следующие основные типы организации бюджетных систем: централизованные, децентрализованные и комбинированные.

При централизованном типе разграничение  полномочий по расходам между органами власти разных уровней, как правило, не сопровождается наделением последних достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Здесь самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму.

При децентрализованном типе организации  бюджетные системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И, наконец, полномочия в сфере расходов увязаны с полномочиями в сфере доходов. При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.

Для комбинированного типа организации  бюджетных систем характерны следующие черты:

  • повышенн<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_04

Информация о работе Система государственных финансов структура и функции