Система государственных финансов структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Файлы: 1 файл

1. Система государственных финансов структура и функции.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

15. Страхование и его  роль в обществе, страховой рынок  в Российской Федерации

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических  лиц, Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачами организации  страхового дела являются:

  • проведение единой государственной политики в сфере страхования;
  • установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Классификация страхования в РФ - система деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды. В основе классификации страхования лежат различия:

- в видах страхового  возмещения;

- в объектах страхования; 

- в структуре баланса.

Страхование играет все большую роль в обеспечении благополучия каждой семьи, каждого человека. Этими своими функциями коммерческое страхование, осуществляемое страховыми компаниями, дополняет социальное страхование, организуемое государством. С помощью страхования человек сохраняет свою собственность, обеспечивает себя средствами на случай болезни и утраты трудоспособности, получает дополнительную пенсию, создает финансовые гарантии для семьи на случай своего ухода из жизни. Наверное, нет такого человека, который не пользовался бы услугами страхования, не прибегал хоть однажды к его помощи.

Страховой рынок - система экономических  отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям. В зависимости от финансовых возможностей страховых организаций по приему на страхование и в перестрахование крупных и опасных рисков различают емкость страхового рынка.

Страховой рынок - гибкая система  страховых услуг, приспосабливающаяся к интересам страхователей. Если страхование или перестрахование не могут быть размещены на страховом рынке какой-либо одной страны полностью, то такой рынок является ограниченным.

В числе лидеров страхового рынка 

  • «Промышленно-страховая компания», страховые компании «Росно» и «РЕСО-Гарантия», специализирующиеся на личном страховании;
  • «Энергогарант» и «СО-ГАЗ», учрежденные предприятиями топливно-энергетического комплекса и занимающиеся внутрикорпоративным страхованием;
  • страховая компания «Макс», которая занимается медицинским страхованием;
  • «Ингосстрах», лидирующий по имущественному страхованию;
  • «Военно-страховая компания», осуществляющая обязательное страхование почти 75% российских военнослужащих по прямым договорам с 17 министерствами и ведомствами. Все эти компании сосредоточены в Москве.

В настоящее время по объему страховых  премий на душу населения Россия занимает 70-е место из 78 учтенных стран. На последнем месте стоит Пакистан. Однако не следует забывать, что история становления свободного страхового рынка в России насчитывает всего лишь пять – шесть лет и он находится в начального стадии своего развития.

16. Формы и методы  государственного регулирования  экономики

Целью экономической политики отдельного государства является создание условий для улучшения благосостояния граждан страны, обеспечивая ее безопасность. Каждая страна заинтересована разработать такой механизм регулирования экономических параметров, который обеспечивал бы устойчивый рост, предотвращая наступление кризисов.

Государственное регулирование экономики  в условиях рыночного хозяйства  представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объекты государственного регулирования  экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально - экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Субъектами экономической политики являются:

  • социальные группы (наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса).
  • политические партии
  • органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:

  • законотворчество - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
  • администрирование - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
  • информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
  • регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
  • контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно  выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

Правительства используют различные  формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях проведения одобренной соответствующими демократическими процедурами государственной политики.

К административным методам регулирования относятся разнообразные «меры» контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.

Государственное правовое регулирование  осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

К прямому экономическому регулированию  относятся многообразные формы  безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей - это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

17. Финансовая политика  Российской Федерации и ее  особенности на современном этапе

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций .

Цель финансовой политики заключается  в увеличении объема финансовых ресурсов. Проведение финансовой политики предусматривает три основных этапа:

- определение целей. На этом  этапе формулируются цели политики  и конкретизируются задачи, которые необходимо разрешить для достижения этих целей;

- определение инструментов и  методов, с помощью которых  данные задачи могут быть разрешены. Можно сказать, что на этом этапе определяются средства достижения целей. Здесь очень важно достичь соответствия между средствами и целями;

- управление финансовой деятельностью  государства и других субъектов  хозяйствования. Оно осуществляется для достижения наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

Сегодня большинство государств стараются  распределить имеющиеся финансовые ресурсы между отраслями экономики, имеющими одинаково важное значение для государства. К ним относятся: поддержание обороноспособности страны; обеспечение достойного уровня жизни населения; поддержка образования, медицины и науки; развитие малого бизнеса; стимулирование передовых высоких технологий, экспорта отдельных видов продукции и услуг и т. д.

Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений .

Элементами финансового механизма  выступают:

  • налоговые ставки,
  • налогооблагаемая база,
  • норма обязательного резервирования денежных средств,
  • уровень нормируемых расходов и т. д.

Финансовый механизм выполняет  ряд функций , таких, как аккумулирование  финансовых ресурсов, финансирование расходов, стимулирование и регулирование экономики, порядок распределения бюджетных средств, формы и средства контроля за их расходованием.

Существуют два вида финансового  механизма: директивный и регулирующий:

- директивное финансовое воздействие включает в себя элементы, прямо установленные государством, например: налоги, государственный кредит, расходы государственного бюджета, организация и устройство бюджетного процесса, финансовое планирование.

Данные элементы считаются директивными методами воздействия, поскольку они устанавливаются государством для всех субъектов экономики, исходя только из интересов государства, и другие субъекты экономических отношений не могут повлиять на данные методы и как-либо изменить их;

- к регулирующему виду финансового механизма относят определенные отношения в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. В принципе, сюда относятся те правила, которые формируют финансовый механизм для негосударственных и частных предприятий.

Совокупность финансовой политики и финансового механизма в  конкретной стране создает финансовую систему данного государства. Ее задача состоит в обеспечении сбалансированного движения стоимостных и натурально-вещественных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и рабочей силы.

18. Особенности и основные  направления внешнеэкономической  деятельности современной России

Ниже представлены данные о внешнеэкономической деятельности РФ в табличной форме по данным Федеральной службы государственной статистики.

Платежный баланс российской федерации (млн. долларов США)

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Счет  текущих операций

6963

46839

33935

29116

35410

40765

Товары и  услуги

10178

53506

38990

36449

48966

52109

 Экспорт

92987

114598

113326

120912

152158

143954

 Импорт

-82809

-61091

-74336

-84463

-103192

-91844

Товары

19816

60172

48121

46335

59860

62101

 Экспорт

82419

105033

101884

107301

135929

129136

 Импорт

-62603

-44862

-53764

-60966

-76070

-67035

Услуги

-9638

-6665

-131

-9886

-10894

-9991

 Экспорт

10567

9565

11441

13611

16229

14818

 Импорт

-20205

-16230

-20572

-23497

-27122

-24809

Доходы от инвестиций и оплата труда

-3372

-6736

-4238

-6583

-13171

-10607

 К получению

4278

4753

6800

5677

11057

5908

 К выплате

-7650

-11489

-11038

-12260

-24228

-16516

Оплата  труда

-303

268

130

197

-144

-489

 Полученная

166

500

624

704

814

660

 Выплаченная

-469

-232

-493

-507

-958

-1148

Доходы от инвестиций

-3069

-7004

-4368

-6780

-13027

-10119

 К получению

4112

4253

6176

4973

10243

5249

 К выплате

-7181

-11257

-10544

-11753

-23270

-15367

Текущие трансферты

157

69

-817

-750

-385

-737

 Полученные

894

807

744

1352

2537

2201

 Выплаченные

-738

-738

-1561

-2103

-2922

-2939

Счет  операций с капиталом и финансовыми инструментами

2150

-37683

-24454

-22615

-27187

-33708

Счет операций с капиталом

-347

10955

-9356

-12388

-993

-1116

Капитальные трансферты

-347

10955

-9356

-12388

-993

-1116

 Полученные

3122

11822

2147

7536

616

746

 Выплаченные

-3469

-867

-11503

-19924

-1609

-1862

Финансовый  счет

2497

-48638

-15098

-10227

-26194

-32592

Прямые  инвестиции

1460

-463

-216

-72

-1769

150

 За границу

-606

-3177

-2533

-3533

-9727

-5809

 В Россию

2066

2714

2748

3461

7958

5958

Портфельные инвестиции

-2444

-10334

-653

2960

-4880

3355

 Активы

-1705

-411

77

-796

-2543

-2294

 Обязательства

-738

-9923

-730

3756

-2338

5649

Финансовые  производные

...

...

...

13

640

-189

 Активы

...

...

...

80

1017

440

 Обязательства

...

...

...

-67

-377

-628

Прочие инвестиции

13867

-21831

-6449

-1754

6180

-17585

Активы

-154

-17659

80

2120

-16472

-21908

 Наличная иностранная валюта

134

-888

-1123

-1080

5911

1673

 Остатки на текущих счетах и депозиты

5377

-3649

293

2267

1567

-4623

 Торговые кредиты и авансы предоставленные

2110

-4245

827

564

-3926

-1542

 Ссуды и займы предоставленные

8641

5365

-739

-2816

4

219

 Просроченная задолженность

-10553

-7350

9120

15992

-2661

-754

 Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений

...

-650

-365

-197

165

1270

 Своевременно не полученная экспортная выручка и не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами

-5239

-5293

-6388

-12244

-15435

-18619

 Прочие активы

-624

-950

-1544

-367

-2097

468

Обязательства

14021

-4172

-6528

-3874

22652

4324

 Наличная национальная валюта

391

155

49

11

97

128

 Остатки на текущих счетах и депозиты

2464

725

1480

489

3767

-3634

 Ссуды и займы привлеченные

9085

-3603

-6339

-1747

18550

10395

 Просроченная задолженность

1159

-1637

-1036

-2790

-7

-2910

 Прочие обязательства

922

187

-682

163

244

344

Резервные активы

-10386

-16010

-8212

-11375

-26365

-18324

Чистые  ошибки и пропуски

-9113

-9156

-9481

-6501

-8223

-7056

Общее сальдо

0

0

0

0

0

0

Информация о работе Система государственных финансов структура и функции