Система государственных финансов структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Файлы: 1 файл

1. Система государственных финансов структура и функции.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Все три субъекта формируют платежеспособный спрос на товары и услуги потребительского и производственного (инвестиционного) назначения. Следовательно, они участвуют в накоплении национального богатства.

Основные подсистемы финансовой системы  выделяются исходя из наличия собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений. Кроме того, учитывается функциональное назначение каждой подсистемы, обеспечивающей финансирование затрат для достижения определенных целей, специфических у хозяйствующих субъектов, работающего населения и государства.

В финансовой системе выделяются три  взаимосвязанные подсистемы финансовых отношений и ресурсов, возникающих:

- у хозяйствующих субъектов;

- государства; 

- населения (домохозяйств).

Все подсистемы взаимодействуют между  собой. Данное взаимодействие определяется общим источником первичных доходов, то есть ВВП. Каждая из подсистем отражает участие того или иного субъекта экономических отношений в образовании и распределении стоимости ВВП в связи с присвоением первичных доходов.

Финансовую систему можно рассматривать  и с другой точки зрения. В данном случае финансовая система состоит из двух элементов: финансов хозяйствующих субъектов и финансов государства.


 

 

 

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов состоят из государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных и общественных финансов.

Общегосударственные финансы включают в себя:

- государственный бюджет - главное  звено финансовой системы. По  состоянию государственного бюджета судят об уровне экономического развития страны, ее экономическом строе, приоритетах государственной политики, материальном положении населения. В различных условиях наблюдается различная структура расходной части бюджета. Например, в период гонки вооружений, существовавшей во времена противостояния социалистического и капиталистического мира, основную часть составляли оборонные расходы. В условиях формирования социального общества основная масса средств бюджета направляется на обеспечение приемлемого уровня жизни населения;

- внебюджетные фонды. Они представляют  собой средства федерального  правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. К внебюджетным фондам относятся: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и т. д. Всего в нашей стране насчитывается более 40 внебюджетных фондов. Их финансирование происходит за счет целевых налоговых отчислений;

- государственный кредит. В понятие  государственного кредита входит  как прямое предоставление кредита  государством, так и займы самого  государства у других стран или собственного населения. Займы у населения производятся в виде продажи облигаций или других государственных ценных бумаг;

- фонды страхования. Их можно  разделить на фонды социального,  имущественного, личного страхования,  международного страхования и  страхования вкладов;

- фондовый рынок. 

10. Центральный банк  Российской Федерации: его роль  и функции

Центральный банк - первичная валютная власть страны.

Центральный банк наделен правом - монопольной эмиссии платежных  средств;

- регулирования денежного обращения, кредита, валютного курса;

- хранения официальных золото - валютных резервов страны.

Центральный банк контролирует деятельность других банков и финансово-кредитных институтов и выполняет по отношению к ним роль банка, выдающего ссуды и хранящего резервы.

Целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие  функции:

1) во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение  рубля в виде знака;

3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения  банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка  России по вкладам физических  лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

19) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

11. Банки как общественный институт и их роль в экономике

Банк - кредитная организация, которая  имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
  • размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

4) осуществление расчетов по  поручению физических и юридических  лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов).

К современным банкам относятся:

    1. центральный банк - первичная валютная власть страны.
    2. коммерческие банки - юридическое лицо, которому на основании лицензии и действующего законодательства предоставлено право осуществлять на коммерческой основе банковские операции.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

С экономической точки зрения коммерческие банки относятся к особой категории  деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Следует иметь в виду, что банки  не просто хранилища денег и кассы  для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.

12. Государственный кредит и управление государственным долгом

Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.

Указанные государственные кредиты  формируют государственные внешние  активы Российской Федерации.

Государственным долгом Российской Федерации  являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг Российской Федерации  полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме:

Информация о работе Система государственных финансов структура и функции