Система государственных финансов структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанной с хозяйственной деятельность государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны.

Файлы: 1 файл

1. Система государственных финансов структура и функции.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

Каждый субъект Российской Федерации  имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов  Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В бюджетах субъектов Российской Федерации  в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный бюджет - форма образования  и расходования денежных средств  в расчете на финансовый год, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

4. Система государственного  финансового контроля

Государственный финансовый контроль - в РФ - государственный контроль:

- за своевременным исполнением  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- за организацией денежного  обращения; 

- за использованием кредитных  ресурсов;

- за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

- за предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и  иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов  местного самоуправления предусматривает  право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:

  • получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  • получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
  • утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
  • создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
  • вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

  • непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
  • непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
  • соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
  • наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

Главные распорядители, распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных  средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных  предприятий, бюджетных учреждений.

Контрольные и финансовые органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

5. Налоговая система и налоговая политика в Российской Федерации

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных  налогов, взимаемых в стране, и  методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.

Налоговая политика выражается в видах  применяемых налогов, величинах  налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут  являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения

В условиях трансформируемой экономики  налоговая политика государства  нужна, прежде всего, чтобы активизировать переход к рыночным принципам  хозяйствования и устойчивому экономическому росту, развивать эффективные формы хозяйствования на основе такой структуры собственности, которая адекватна динамике рыночной экономики. Она призвана обеспечивать рост рентабельности и снижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике. Налоговая политика должна создавать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Наконец, ей надлежит гарантировать социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач, формировать достаточные централизованные фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.

Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики.

Жесткость российской налоговой системы была обусловлена ее целевой направленностью, прежде всего, на ликвидацию дефицитности бюджета посредством высокого уровня изъятия доходов предприятий и населения. Следствием этого стало тяжелое финансовое состояние предприятий, отсутствие у них средств на развитие производства. Все еще нет достаточной увязки налоговой системы с деятельностью непосредственных субъектов рыночной экономики - предприятий и корпораций.

6. Денежно-кредитная политика

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег. Она включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Денежно – кредитная политики представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства.

Государственная денежно-кредитная  политика традиционно рассматривается  как важнейшее направление экономической  политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной  политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта.

Все мероприятия денежно – кредитной  политики рассчитаны на длительный срок и осуществляются сравнительно медленно. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение  на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, Центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно – кредитной политики государства и коммерческие банки.

К основным инструментам денежно –  кредитной политики в России можно  отнести:

  1. лимиты кредитования;
  2. прямое регулирование ставки процента;
  3. изменение нормы обязательных резервов;
  4. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
  5. операции на открытом рынке.

Информация о работе Система государственных финансов структура и функции