Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать обеспечение финансирования расходов на образование и указать пути совершенствования расходования бюджетных средств на образование является целью настоящей курсовой работы.
Задачи работы:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на образование;
- проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на примере Нижегородской области.
- предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
1.1. Общая характеристика системы образования в России…….…………….4
1.2. Нормативно-правовое регулирование образования……………………….7
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
2.1. Расходы федерального бюджета на образование…………………...…....11
2.2. Расходы бюджета на образование за 2011-2013 гг. на примере Нижегородской области………………………………………………...............14
2.3. Основные проблемы бюджетного финансирования образования в Нижегородской области………………………………………………………....31
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
3.1. Предложения по решению проблем эффективности бюджетного финансирования на образование Нижегородской области…………………37
3.2. Предложения и рекомендации финансирования на образование для политики………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………...44
Список использованной литературы ……………………………………….46
Приложение…………………………………………………………………......48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАНИЕ готовая печатьь.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил РФ» и др.). [№19]

Региональный  уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов.

Такова в  общем плане классификация современного российского законодательства об образовании.

Глава 2. Состояние и проблемы финансирования расходов на образование.

2.1. Расходы федерального бюджета на образование.

Ключевой приоритет  государственной политики в сфере  образования - повышение качества и  уровня образования для всех слоев  населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.

В последние  годы общая численность обучающихся  в образовательных учреждениях  всех уровней составляла в среднем  около 29 млн. человек в год, т.е  более 20% населения Российской Федерации. Общая численность обучающихся в учреждениях дошкольного и общего образования составляет около 19 млн. человек, численность студентов учреждений профессионального образования - около 10 млн. человек.

Объем бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на исполнение расходных обязательств в сфере образования:

в  2012 году  603,5 млрд. руб.,

в 2013 году – 558,9 млрд. рублей,

в 2014 году – 499,5 млрд. рублей.

Бюджетная политика в сфере образования до 2014 года будет направлена на обеспечение  предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных  специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда. [№18]

В расходах федерального бюджета на образование  наибольший удельный вес составляют расходы на высшее профессионального образование   (свыше 70%).

Одной из основных задач государственной политики в сфере образования является повышение его соответствия потребностям экономики. Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны до 2014 года, предусматривается продолжение начатой в 2010 году поддержки инновационно-активных вузов,  реализации  развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечения в российские вузы ведущих ученых, развития в них инновационной инфраструктуры,  научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями. При этом выпуск специалистов с высшим образованием не снизится. [№19]

Количество  лиц, имеющих образование, на 1000 человек в возрасте 18-72 лет

В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011-2013 годах  из федерального бюджета предоставлены  субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  на  модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ  в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 20, млрд. рублей, 2012 году – 60,0 млрд. рублей и в 2013 году – 40,0 млрд. рублей.

С 1 января 2012 года уменьшены расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (29,1 млрд. рублей в 2012 году, 29,9 млрд. рублей в 2013 году, 30,1 млрд. рублей в 2014 году), которые будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.

В рамках приоритетного  национального проекта «Образование»  в 2012-2014 годах Федеральным бюджетом предусмотрено  выделение 99,1 млрд. руб., в том числе в 2012 году – 41,6 млрд. руб., в 2013 году – 37,2 млрд. руб., в 2014 году – 20,3 млрд. руб.

При этом финансовое обеспечение мероприятий приоритетного  национального проекта «Образование»  в планируемом периоде будет  осуществляться в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных  на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и Федеральной адресной инвестиционной программы.

В приложении 1 представлены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2013 годах и длящихся мероприятий в 2014 году, млрд. руб. [№19]

Значительное  внимание будет уделено повышению  доступности образования для  всех слоев населения независимо от географического и социального положения.

Показателем доступности  образования является доля детей  и молодежи, охваченных программами  дошкольного, общего и профессионального  образования.

 

 

 

 

 

Охват детей и молодежи программами  образования, в %

В результате средняя ожидаемая продолжительность обучения  в течение предстоящей жизни  для детей в возрасте 6 лет вырастет с 15,4 лет в 2015 году до стабильного уровня 16 лет, приблизив Российскую Федерацию по этому показателю к наиболее развитым странам.

2.2.Расходы   бюджета на образование за 2011-2013 гг. на примере Нижегородской области.

Структура расходов бюджета на образование Нижегородской  области за 2011-2013 гг. представлена в приложении 2.

        Расходы областного бюджета по разделу "Образование" в 2012 году определены в сумме 17 006 305,3 тыс. рублей, что составляет 118,8% к бюджету 2011 года. Удельный вес расходов по разделу в общих расходах областного бюджета составляет 16,4 процента. [№20]

По отрасли "Образование" запланированы расходы на содержание:   - 46 казенных учреждений (областная санаторно-лесная школа, специальные (коррекционные) школы-интернаты, детские дома, учреждение по дистанционному образованию детей-инвалидов);

 - 131 бюджетных учреждений (учреждения по внешкольной работе с детьми, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, высшее учебное заведение, институт повышения квалификации, учреждения в области оздоровления детей, прочие учреждений в области образования);

- 1 автономное учреждение.

Образовательные учреждения за счет средств областного бюджета оказывают государственные услуги населению по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в школах-интернатах, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении, дополнительного образования детей в учреждениях регионального значения, услуги на обеспечение отдельных государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в детских домах всех типов и видов, по предоставлению начального, среднего и высшего профессионального образования.

Расходы областного бюджета на 2012 год, тыс. рублей

Наименование 

Бюджет 

на 2011 год

Прогноз

на 2012 год

% к 

2011 году 

Дошкольное образование

228 751,0

611 148,7

267,2

Общее образование

10 685 858,5

11 885 279,3

111,2

Начальное профессиональное образование

585 575,9

500 837,4

85,5

Среднее профессиональное образование

1 698 609,9

2 733 627,0

160,9

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

172 971,4

181 445,1

104,9

Высшее и послевузовское профессиональное образование

100 991,4

155 561,1

154,0

Молодежная политика и оздоровление детей

487 800,9

586 536,6

120,2

Другие вопросы в  области образования

360 251,3

351 870,1

97,7

Итого по разделу:

14 320 810,3

17 006 305,3

118,8

из них:

     

содержание казенных учреждений

 

920 849,1

 

субсидии бюджетным  учреждениям на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ)

 

4 378 881,6

 

областные целевые программы

358 646,1

417 031,1

116,3

в том числе:

     

ОЦП "Развитие социальной и 

инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012-2014 годы"

339 346,0

302 484,0

89,1

расходы за счет целевых  федеральных средств

23 019,5

760 552,0

33,1


Расходы областного бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных  районов и городских округов в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов по разделу на 2012 год составили 11 212 486,0 тыс. рублей, что составляет 114,7% к бюджету 2011 года.

Расходы на предоставление межбюджетных трансфертов  бюджетам муниципальных районов и городских округов, тыс. рублей

Наименование  раздела

Бюджет

 на 2011 год 

Прогноз

на 2012 год

% к 2011 году

Образование

9 773 071,7

11 212 486,0

114,7

Дошкольное  образование

223 801,0

608 398,7

271,8

Общее образование

9 162 676,2

10 197 856,3

111,3

Молодежная  политика и оздоровление детей

306 375,0

327 000,0

106,7

Другие вопросы  в области образования

80 219,5

79 231,0

98,8


 

Расходы областного бюджета по подразделу "Дошкольное образование" предусмотрены в сумме 611 148,7 тыс. рублей, что составляет 267,2% к бюджету 2011 года.

Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:

- на предоставление субсидий на софинансирование полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и дополнительного образования детям в сумме 221 874,2 тыс. рублей.

Расчет субсидии произведен в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области  от 4 октября 2011 года №796 "О предоставлении субсидий на софинансирование полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и дополнительного образования детям за счет средств областного бюджета на повышение заработной платы".[№21]

- на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях в сумме 55 396,5 тыс. рублей, что составляет 104,1% к уровню 2011 года.

Расчет субвенции  произведен в соответствии с Законом  Нижегородской области от 21 октября 2005 года № 40-З "О наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области образования".

- на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов в виде грантов Губернатора Нижегородской области муниципальным дошкольным образовательным учреждениям Нижегородской области, внедряющим инновационные образовательные программы в сумме 2 200,0 тыс. рублей, что соответствует уровню 2011 года.

Расходы предусмотрены  в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2007 года № 145 "О мерах государственной поддержки муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы, и выплате денежного поощрения лучшим воспитателям муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".[№21]

- на реализацию областных целевых программ в сумме 328 928,0 тыс. рублей, в том числе:

Объем средств  определен в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 22 сентября 2011 года №764 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 4 февраля 2011 года № 54";

ОЦП "Увеличение количества мест в дошкольных образовательных  учреждениях за счет выполнения работ по ремонту и оснащению оборудованием пустующих зданий образовательных учреждений Нижегородской области" на 2012-2014 годы в сумме 81 940,2 тыс. рублей.

Объем средств  определен в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2011 года №778 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 4 февраля 2011 года № 55".

Средства по областным целевым программам направлены бюджетам муниципальных районов  и городских округов Нижегородской области в виде субсидии на выполнение работ по ремонту и оснащению оборудованием не полностью используемых помещений и пустующих зданий образовательных учреждений Нижегородской области.

Изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу по сравнению с 2011 годом, главным образом, связано с увеличением расходов по областным целевым программам и предоставлением субсидии муниципальным районам и городским округам Нижегородской области на повышение заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений.

Расходы областного бюджета по подразделу"Общее образование" предусмотрены в сумме 11 885 279,3  тыс. рублей, что составляет 111,2% к бюджету 2011 года.

Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:

- на содержание государственных образовательных казенных учреждений в сумме 902 940,5 тыс. рублей, в том числе: санаторно-лесная школа, детские дома, специальные (коррекционные) учреждения) – 886 003,6 тыс. рублей, что составляет 105,2% к уровню 2011 года;

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование