Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа
Цель работы - проанализировать обеспечение финансирования расходов на образование и указать пути совершенствования расходования бюджетных средств на образование является целью настоящей курсовой работы.
Задачи работы:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на образование;
- проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на примере Нижегородской области.
- предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.
Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
1.1. Общая характеристика системы образования в России…….…………….4
1.2. Нормативно-правовое регулирование образования……………………….7
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
2.1. Расходы федерального бюджета на образование…………………...…....11
2.2. Расходы бюджета на образование за 2011-2013 гг. на примере Нижегородской области………………………………………………...............14
2.3. Основные проблемы бюджетного финансирования образования в Нижегородской области………………………………………………………....31
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
3.1. Предложения по решению проблем эффективности бюджетного финансирования на образование Нижегородской области…………………37
3.2. Предложения и рекомендации финансирования на образование для политики………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………...44
Список использованной литературы ……………………………………….46
Приложение…………………………………………………………………......48
б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил РФ» и др.). [№19]
Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов.
Такова в
общем плане классификация
Глава 2. Состояние и проблемы финансирования расходов на образование.
2.1. Расходы федерального бюджета на образование.
Ключевой приоритет государственной политики в сфере образования - повышение качества и уровня образования для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.
В последние годы общая численность обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней составляла в среднем около 29 млн. человек в год, т.е более 20% населения Российской Федерации. Общая численность обучающихся в учреждениях дошкольного и общего образования составляет около 19 млн. человек, численность студентов учреждений профессионального образования - около 10 млн. человек.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств в сфере образования:
в 2012 году 603,5 млрд. руб.,
в 2013 году – 558,9 млрд. рублей,
в 2014 году – 499,5 млрд. рублей.
Бюджетная политика в сфере образования до 2014 года будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда. [№18]
В расходах федерального бюджета на образование наибольший удельный вес составляют расходы на высшее профессионального образование (свыше 70%).
Одной из основных
задач государственной политики
в сфере образования является
повышение его соответствия потребностям
экономики. Учитывая значимость подготовки
высококвалифицированных специа
Количество лиц, имеющих образование, на 1000 человек в возрасте 18-72 лет
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011-2013 годах из федерального бюджета предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, включая разработку и реализацию проектов перспективного развития для каждой школы, и обеспечение повышения оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ в объеме 120,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 20, млрд. рублей, 2012 году – 60,0 млрд. рублей и в 2013 году – 40,0 млрд. рублей.
С 1 января 2012 года уменьшены расходы федерального бюджета, связанные с обеспечением деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (29,1 млрд. рублей в 2012 году, 29,9 млрд. рублей в 2013 году, 30,1 млрд. рублей в 2014 году), которые будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.
В рамках приоритетного
национального проекта «
При этом финансовое
обеспечение мероприятий
В приложении 1 представлены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2013 годах и длящихся мероприятий в 2014 году, млрд. руб. [№19]
Значительное внимание будет уделено повышению доступности образования для всех слоев населения независимо от географического и социального положения.
Показателем доступности образования является доля детей и молодежи, охваченных программами дошкольного, общего и профессионального образования.
Охват детей и молодежи программами образования, в %
В результате средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 6 лет вырастет с 15,4 лет в 2015 году до стабильного уровня 16 лет, приблизив Российскую Федерацию по этому показателю к наиболее развитым странам.
2.2.Расходы бюджета на образование за 2011-2013 гг. на примере Нижегородской области.
Структура расходов бюджета на образование Нижегородской области за 2011-2013 гг. представлена в приложении 2.
Расходы областного бюджета по разделу "Образование" в 2012 году определены в сумме 17 006 305,3 тыс. рублей, что составляет 118,8% к бюджету 2011 года. Удельный вес расходов по разделу в общих расходах областного бюджета составляет 16,4 процента. [№20]
По отрасли "Образование" запланированы расходы на содержание: - 46 казенных учреждений (областная санаторно-лесная школа, специальные (коррекционные) школы-интернаты, детские дома, учреждение по дистанционному образованию детей-инвалидов);
- 131 бюджетных учреждений (учреждения по внешкольной работе с детьми, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, высшее учебное заведение, институт повышения квалификации, учреждения в области оздоровления детей, прочие учреждений в области образования);
- 1 автономное учреждение.
Образовательные учреждения за счет средств областного бюджета оказывают государственные услуги населению по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в школах-интернатах, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении, дополнительного образования детей в учреждениях регионального значения, услуги на обеспечение отдельных государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в детских домах всех типов и видов, по предоставлению начального, среднего и высшего профессионального образования.
Расходы областного бюджета на 2012 год, тыс. рублей
Наименование |
Бюджет на 2011 год |
Прогноз на 2012 год |
% к 2011 году |
Дошкольное образование |
228 751,0 |
611 148,7 |
267,2 |
Общее образование |
10 685 858,5 |
11 885 279,3 |
111,2 |
Начальное профессиональное образование |
585 575,9 |
500 837,4 |
85,5 |
Среднее профессиональное образование |
1 698 609,9 |
2 733 627,0 |
160,9 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
172 971,4 |
181 445,1 |
104,9 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
100 991,4 |
155 561,1 |
154,0 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
487 800,9 |
586 536,6 |
120,2 |
Другие вопросы в области образования |
360 251,3 |
351 870,1 |
97,7 |
Итого по разделу: |
14 320 810,3 |
17 006 305,3 |
118,8 |
из них: |
|||
содержание казенных учреждений |
920 849,1 |
||
субсидии бюджетным учреждениям на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) |
4 378 881,6 |
||
областные целевые программы |
358 646,1 |
417 031,1 |
116,3 |
в том числе: |
|||
ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012-2014 годы" |
339 346,0 |
302 484,0 |
89,1 |
расходы за счет целевых федеральных средств |
23 019,5 |
760 552,0 |
33,1 |
Расходы областного бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов по разделу на 2012 год составили 11 212 486,0 тыс. рублей, что составляет 114,7% к бюджету 2011 года.
Расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов, тыс. рублей
Наименование раздела |
Бюджет на 2011 год |
Прогноз на 2012 год |
% к 2011 году |
Образование |
9 773 071,7 |
11 212 486,0 |
114,7 |
Дошкольное образование |
223 801,0 |
608 398,7 |
271,8 |
Общее образование |
9 162 676,2 |
10 197 856,3 |
111,3 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
306 375,0 |
327 000,0 |
106,7 |
Другие вопросы в области образования |
80 219,5 |
79 231,0 |
98,8 |
Расходы областного бюджета по подразделу "Дошкольное образование" предусмотрены в сумме 611 148,7 тыс. рублей, что составляет 267,2% к бюджету 2011 года.
Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:
- на предоставление субсидий на софинансирование полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и дополнительного образования детям в сумме 221 874,2 тыс. рублей.
Расчет субсидии
произведен в соответствии с постановлением
Правительства Нижегородской
- на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях в сумме 55 396,5 тыс. рублей, что составляет 104,1% к уровню 2011 года.
Расчет субвенции произведен в соответствии с Законом Нижегородской области от 21 октября 2005 года № 40-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области образования".
- на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов в виде грантов Губернатора Нижегородской области муниципальным дошкольным образовательным учреждениям Нижегородской области, внедряющим инновационные образовательные программы в сумме 2 200,0 тыс. рублей, что соответствует уровню 2011 года.
Расходы предусмотрены
в соответствии с постановлением
Правительства Нижегородской
- на реализацию областных целевых программ в сумме 328 928,0 тыс. рублей, в том числе:
Объем средств определен в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 22 сентября 2011 года №764 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 4 февраля 2011 года № 54";
ОЦП "Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет выполнения работ по ремонту и оснащению оборудованием пустующих зданий образовательных учреждений Нижегородской области" на 2012-2014 годы в сумме 81 940,2 тыс. рублей.
Объем средств определен в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2011 года №778 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 4 февраля 2011 года № 55".
Средства по
областным целевым программам направлены
бюджетам муниципальных районов
и городских округов Нижегородс
Изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу по сравнению с 2011 годом, главным образом, связано с увеличением расходов по областным целевым программам и предоставлением субсидии муниципальным районам и городским округам Нижегородской области на повышение заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений.
Расходы областного бюджета по подразделу"Общее образование" предусмотрены в сумме 11 885 279,3 тыс. рублей, что составляет 111,2% к бюджету 2011 года.
Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:
- на содержание государственных образовательных казенных учреждений в сумме 902 940,5 тыс. рублей, в том числе: санаторно-лесная школа, детские дома, специальные (коррекционные) учреждения) – 886 003,6 тыс. рублей, что составляет 105,2% к уровню 2011 года;
Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование