Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать обеспечение финансирования расходов на образование и указать пути совершенствования расходования бюджетных средств на образование является целью настоящей курсовой работы.
Задачи работы:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на образование;
- проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на примере Нижегородской области.
- предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
1.1. Общая характеристика системы образования в России…….…………….4
1.2. Нормативно-правовое регулирование образования……………………….7
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
2.1. Расходы федерального бюджета на образование…………………...…....11
2.2. Расходы бюджета на образование за 2011-2013 гг. на примере Нижегородской области………………………………………………...............14
2.3. Основные проблемы бюджетного финансирования образования в Нижегородской области………………………………………………………....31
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
3.1. Предложения по решению проблем эффективности бюджетного финансирования на образование Нижегородской области…………………37
3.2. Предложения и рекомендации финансирования на образование для политики………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………...44
Список использованной литературы ……………………………………….46
Приложение…………………………………………………………………......48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАНИЕ готовая печатьь.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

Расходы областного бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных  районов и городских округов  в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов по разделу  на   2013 год составили 13 526 482,7 тыс. рублей, что составляет 120,6% к бюджету 2012 года.

Расходы на предоставление межбюджетных трансфертов  бюджетам муниципальных районов  и городских округов, тыс. рублей

Наименование раздела

Бюджет

 на 2012 год 

Прогноз

на 2013 год

% к 2012 году

Образование

11 212 543,2

13 526 482,7

120,6

Дошкольное образование

608 455,9

1 040 122,8

170,9

Общее образование

10 197 856,3

12 055 310,5

118,2

Молодежная политика и оздоровление детей

327 000,0

329 799,9

100,9

Другие вопросы в  области образования

79 231,0

101 249,5

127,8


Расходы областного бюджета по подразделу "Дошкольное образование" предусмотрены в сумме 1 042 872,8 тыс. рублей, что составляет 170,6% к бюджету 2012 года.

Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:

- на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях в сумме 60 898,8 тыс. рублей, что составляет 109,8 к уровню 2012 года.

- на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, внедряющим инновационные образовательные программы в сумме 2 200,0 тыс. рублей, что соответствует уровню 2012 года.

- на предоставление государственной поддержки лучшим воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижегородской области в виде денежного поощрения в сумме 2 750,0 тыс. рублей, что соответствует уровню 2012 года.

- на реализацию областной целевой программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на 2013-2015 годы и период до 2023 года " в сумме 977 024,0 тыс. рублей.

Объем средств  определен в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области  от 19 сентября 2012 года №646 "Об утверждении областной целевой программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на 2013-2015 годы и период до 2023 года".

Изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу по сравнению с 2012 годом, главным образом, связано с направлением бюджетных ассигнований на реализацию новой областной целевой программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет 2013-2015 годы и период до 2023 года ".

Расходы областного бюджета по подразделу «Общее образование» предусмотрены в сумме 13 823 861,2  тыс. рублей, что составляет 116,3% к бюджету 2012 года.

Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:

- на содержание государственных образовательных казенных учреждений в сумме 896 010,3 тыс. рублей, в том числе:

санаторно-лесная школа, детские  дома, специальные (коррекционные) учреждения – 879 959,9 тыс. рублей, что составляет 99,3% к уровню 2012 года;

- на предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям, школам-интернатам, учреждениям по внешкольной работе с детьми – 842 131,8 тыс. рублей, что составляет 111,8% к уровню 2012 года;

- на организацию дистанционного  образования детей-инвалидов (в целях софинансирования с федеральным бюджетом) – 21 558,6 тыс. рублей, что составляет 90,0% к уровню 2012 года;

- на выплату вознаграждения учителям Нижегородской области, принявшим участие в конкурсном отборе на получение денежного поощрения лучших учителей Нижегородской области, но не попавшим в список победителей в сумме 7 400 тыс. рублей, что соответствует уровню 2012 года;

- на предоставление субвенций  бюджетам муниципальных районов  и городских округов на осуществление  полномочий в области общего образования в сумме 10 562 097,4 тыс. рублей, что составляет 125,9% к уровню 2012 года;

Расходы областного бюджета по подразделу «Начальное профессиональное образование» предусмотрены в сумме 261 608,0 тыс. рублей, что составляет 52,2% к бюджету 2012 года.

Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:

- на предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) – 204 546,0 тыс. рублей.

- на осуществление  бюджетных инвестиций в объекты  капитального строительства в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2013-2015 годы" в сумме                        57 062,0 тыс. рублей, что в 3 раза превышает уровень 2012 года  (18 968,0 тыс. рублей), в том числе на объект сметной стоимостью свыше 200 млн. рублей:

- строительство  профтехучилища на 225 мест в р.п.  Сокольское Нижегородской области – 57 062,0 тыс. рублей (2012 год – 18 968,0 тыс. рублей).

Расходы областного бюджета по подразделу "Среднее профессиональное образование" предусмотрены в сумме 3 357 477,3 тыс. рублей, что составляет 122,8% к бюджету 2012 года.

Бюджетные ассигнования по подразделу будут направлены на предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям среднего профессионального образования на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Изменение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2012 годом, главным образом, связано с реорганизацией учреждений среднего профессионального образования путем присоединения к ним учреждений начального профессионального образования, с повышением заработной платы педагогическим работникам, в том числе мастерам производственного обучения, на 30% с  1 сентября 2012 года.

Расходы областного бюджета по подразделу"Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" предусмотрены в сумме 189 623,1  тыс. рублей, что составляет 104,4% к бюджету 2012 года.

Бюджетные ассигнования по подразделу направлены:

- на предоставление субсидии государственным бюджетным учреждениям на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сумме 172 450,3 тыс. рублей, в том числе:

 "Нижегородский институт развития образования" - 129 797,3 тыс. рублей, что составляет 101,0% к бюджету 2012 года;

"Центр подготовки  спасателей Нижегородской области", "Учебно-методический центр по  гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова"  -31 587,0 тыс. рублей, что составляет 103,2% к бюджету 2012 года;

- на предоставление субсидий государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения" – 14 027,0 тыс. рублей, что составляет     143,4 % к бюджету 2012 года;

- на мероприятия по переподготовке и повышению квалификации работников бюджетных учреждений – 3 145,8 тыс. рублей, что составляет 89,9% к уровню 2012 года.

Изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу по сравнению с 2012 годом, главным  образом, связано с увеличением  государственного задания на государственные  услуги по профессиональной подготовке,  переподготовке и повышению квалификации.

Расходы областного бюджета по подразделу"Высшее и послевузовское профессиональное образование" предусмотрены в сумме 204 287,7  тыс. рублей, что составляет 131,3% к уровню 2012 года.

Бюджетные ассигнования направлены на предоставление субсидий на выполнение государственных заданий  на оказание услуг (выполнение работ) государственному образовательному учреждению высшего  профессионального образования "Нижегородский государственный инженерно-экономический институт" в сумме 204 287,7 тыс. рублей, что составляет 131,3% к уровню 2012 года.

Увеличение  объема бюджетных ассигнований по сравнению  с 2012 годом, главным образом, связано с реорганизацией государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный инженерно-экономический институт" Изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу по сравнению с 2012 годом,  главным образом, связано с увеличением на  63 единицы штатной численности специалистов по охране детства в муниципальных районах (городских округах) Нижегородской области.

2.3. Основные  проблемы бюджетного финансирования образования Нижегородской области.

Современное состояние  образования обычно характеризуется  в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно полагать, что большинство названных проблем порождено в первую очередь недостаточным финансированием. [№16,стр 29]

Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования Нижегородской области является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом: оплата труда; стипендия; трансферты; оплата коммунальных услуг; остальные виды расходов.

Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее  законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства  за обеспечение определённого уровня финансирования образования:

- выделение на нужды  развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование - не менее 3% расходной части федерального бюджета;

- установление уровня  оплаты труда работников образования  в зависимости от уровня оплаты  труда в промышленности;

- введение социальных  доплат, надбавок для работников  образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует  увеличения ассигнований на образование  из федерального бюджета и регионального бюджета Нижегородской области по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо. [№15,стр 113]

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования  в основном опирается на документы  и материалы, разработанные для  условий планово-директивной экономики  и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования Нижегородской области, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием - целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур. Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

Недостаток финансирования в сфере образования Нижегородской области следует рассматривать с двух позиций: ·

-недостаток средств, выделяемых из государственного (или муниципального) бюджета, как количественную характеристику проблемы финансирования образования, т.е. собственно недостаток средств;

-недостаточно эффективное (или недостаточно обоснованное) распределение бюджетных средств между уровнями образования и образовательными учреждениями как качественную характеристику проблемы финансирования образования.

В этом смысле анализ проблемы финансирования образования Нижегородской области должен охватывать обе эти характеристики: количественную и качественную, с тем чтобы определить не только (и даже не столько) размеры дефицита бюджетных ресурсов в сфере образования, сколько недостатки существующего механизма бюджетного финансирования, включая его организацию и институциональное оформление. Предпринятые до настоящего времени исследования прoблемы бюджетного финансирования образования Нижегородской области носили ограниченный характер и касались главным образом его количественной характеристики: сопоставления расчетной потребности в бюджетных средствах с объемом реального финансирования; определения размеров дефицита бюджетных ресурсов; разработки на этой основе вариантов более экономного (можно сказать – более рационального) расходования бюджетных средств.

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование