Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать обеспечение финансирования расходов на образование и указать пути совершенствования расходования бюджетных средств на образование является целью настоящей курсовой работы.
Задачи работы:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на образование;
- проанализировать состояние и проблемы финансирования расходов на образование на примере Нижегородской области.
- предложить пути совершенствования расходования бюджетных средств в сфере образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
1.1. Общая характеристика системы образования в России…….…………….4
1.2. Нормативно-правовое регулирование образования……………………….7
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
2.1. Расходы федерального бюджета на образование…………………...…....11
2.2. Расходы бюджета на образование за 2011-2013 гг. на примере Нижегородской области………………………………………………...............14
2.3. Основные проблемы бюджетного финансирования образования в Нижегородской области………………………………………………………....31
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
3.1. Предложения по решению проблем эффективности бюджетного финансирования на образование Нижегородской области…………………37
3.2. Предложения и рекомендации финансирования на образование для политики………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………...44
Список использованной литературы ……………………………………….46
Приложение…………………………………………………………………......48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАНИЕ готовая печатьь.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

Результативность  деятельности образовательных учреждений следует оценивать исходя из степени  достижения поставленных целей. В образовательной сфере для учета данного критерия требуется, чтобы финансирование покрывало затраты ресурсов, необходимые для обеспечения соответствующего качества образования, зафиксированного в программах обучения или в государственных стандартах.

Таким образом, для достижения результативности деятельности образовательные учреждения должны совершенствовать образовательные  технологии и стремиться увязать  использование этих технологий с  размерами финансовых ресурсов.

3.2. Предложения  и рекомендации финансирования на образование для политики.

Анализ проблем  финансирования образования показывает, что многие их них с трудом поддаются  эффективному решению из-за тех ограничений, которые накладываются на организационно-экономический  механизм функционирования образовательных учреждений действующими нормативными актами. Нерешенность проблем адекватного финансирования, в свою очередь, затрудняет проработку стратегии развития образования, которая в полной мере позволила бы решить такие фундаментальные задачи, как повышение качества образования, обеспечение его реальной равнодоступности и т.д. Существующие документы стратегического характера, разработанные без учета организационно-экономической и финансовой сторон, грешат абстрактностью и нереалистичностью.

Это означает, что  назрела необходимость дальнейшего  совершенствования таких нормативных  актов, как Бюджетный и Налоговый  кодексы, а также Гражданский  кодекс, законодательство о некоммерческих организациях. В нынешнем виде они  оказывают сдерживающее воздействие на формирование и осуществление таких реформ в сфере образования, которые мели бы не формально-«косметический» характер, а позволили бы отечественному образованию выйти в обозримом будущем на уровень, соответствующей ее роли и месту в современном мире. [№17,стр 13]

К числу приоритетных организационно-экономических мер, позволяющих обеспечить решение  проблемы бюджетной задолженности  в сфере образования в Нижегородской  области, следует отнести:

- сохранение практики использования стимулирующих федеральных трансфертов, которые предоставляются Нижегородской области при условии выделения не менее 40% собственных доходов бюджетов всех уровней;

- финансирование других статей расходов только после выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций;

- заключение соглашений с органами федерального казначейства по переводу на кассовое исполнение бюджета Нижегородской области через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

- создание системы общественно-государственного контроля целевого расходования выделяемых на выплату заработной платы бюджетных средств, включение в эту систему представителей законодательных органов власти, профсоюзных организаций, профессиональных объединений.

В существенном улучшении нуждается структура  бюджетных расходов внутри отрасли “Образование” в проекте бюджета Нижегородской области. Очевидно, что наряду с доведением уровня оплаты труда преподавательского состава до общественно нормального уровня, основные усилия должны быть также направлены на резкое возрастание расходов на учебно-методическую литературу, материально-техническое обеспечение учебного процесса, новые информационные технологии, приборную базу и т. п.

Только при  наличии этих компонентов учебного процесса преподавательский корпус Нижегородской области сможет действительно обеспечить существенное повышение уровня и качества образования учащихся.

Необходима  также инвентаризация действующих  в сфере образования федеральных  программ, установление четких критериев  их выбора в соответствии с приоритетами, заявленными в "Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики ", утвержденном распоряжением Правительства РФ, с целью усиления целевой направленности использования бюджетных ресурсов, их концентрации и оптимизации, а также обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, модернизации общего и дошкольного образования как института соци-ального развития; приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     В курсовой работе были освещены особенности бюджетного финансирования расходов на образование.

    На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы.

   В современной экономике образование играет одну из важнейших ролей по стабилизации институциональной системы, организует воспроизводство человеческого капитала, является одним из регуляторов рынка труда. Финансирование системы образование в Российской Федераций имеет многоуровневый характер, зафедеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования. В связи, с чем основной объем средств федерального бюджета, расходуемый по статье «Образование» сосредоточен в области высшего образования, его удельный вес составляет 82%.

    Основными источниками финансирования российского образования являются федеральный, региональный, местный бюджеты.

В среднем доля расходов на финансирование системы образования колеблется около 4 %, причем расходы Федерального бюджета составляют 2—3 %, около 1 % — приходится на бюджеты субъектов РФ.

В последние  годы в расходной части бюджета  России значительную часть занимают расходы на образование, но все же их катастрофически не хватает.

Рассматривая  источники средств системы образования необходимо указать на набирающую силу внебюджетное финансирование. Ст. 47 ФЗ «Об образовании», принятого 10.07.1992 № 3266-1 детально регламентирует виды приносящей доход деятельности, допустимые для образовательных учреждений.

Так объем платных услуг в сфере образования возрастает год от года. Но в общем объеме финансирования, особенно общеобразовательных и дошкольных учреждений большой роли не играет в силу неразвитости рынка образовательных услуг на данном сегменте.

Проблема, связанная с рациональным использованием бюджетных средств и разработкой целевых программ, направленных на оптимизацию бюджетных расходов, очень остро стоит в России. Правительство Российской Федерации обозначило данное направление в числе приоритетных и разрабатывает основные направления, связанные с внедрением программы оптимизации расходов в регионах.

В целом в Нижегородской области остаются актуальными следующие проблемы:

- рост несоответствия  между повышением требований  к современным условиям обучения  и темпами обновления инфраструктуры образовательных учреждений;

- недостаточная  обеспеченность финансовыми обязательствами  гарантии на общедоступность  дошкольного образования в части  строительства и реконструкции  дошкольных образовательных учреждений;

- низкий уровень притока и закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях области.

- отсутствие  условий для постоянного повышения  заработной платы работников  образования (например, нормативной  зависимости между величиной  регионального подушевого норматива и величиной средней заработной платы в экономике региона);

- незавершенность  механизмов государственно - общественной  системы оценки качества профессионального  образования и вовлечения работодателей  в процесс подготовки квалифицированных  кадров.

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в РФ»,

5. Абанкина И.В., Савицкая Е.В., Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств, М., №7, 2012 г.

6. Аврамкова И.С. К вопросу о кризисе образования в современной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, № 139, 2012.

7. Александров И. М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник М.: «Дашков и К°», 2009.

8. Алифанова, И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования // Социально - гуманитарные знания., № 1 , 2013.

9. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МаксПРЕСС, 2012.

10. Булаев Н.И. Об итогах и задачах в области образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 1.

11. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Рублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт-М, 2010.

12. Бюджетное финансирование образования. Информационный бюллетень/ГУ-ВШЭ. – М., 2012.

13. Лопатина А.Н. Современная система образования как экономическая категория // Вестник МГУ, № 12, 2012.

14. Образование в Российской Федерации 2012: стат.сб.-М.: НИУ «ВШЭ», 2012.

15. Самсонова О.В. Проблемы финансирование системы образования // Экономические и социальные проблемы России. № 7, 2012.

16. Солянникова С.П. Мониторинг как инструмент управления расходами бюджета // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ, №5, 2011.

17. Яшина Н.И., Роганова С.Ю. Определение результативности расходов на образование для обоснования эффективности использования бюджетных средств // Финансы и кредит, 2012 № 21 (325).

18. www.minfin.ru/ - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

19. Минобрнауки.рф/ - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

20. www.minobr.government-nnov.ru/ - Официальный сайт Министерства образования и науки Нижегородской области.

21. www.government-nnov.ru/ - Официальный сайт Правительства Нижегородской области.

22. www.gks.ru/ - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

23. www.consultant.ru/ - правовая база Консультант Плюс.   Бюджетный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в РФ» Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012). нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года – Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2013 годах и длящихся мероприятий в 2014 году, млрд. руб.

 

2011 год

2012 год 

2013 год

2014 год

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

Всего

41,7

41,6

99,8

37,2

89,4

20,3

54,6

в том числе:

             

Обеспечение доступности  дошкольного образования

0,6

0,1

17,1

0,1

95,2

 

0,0

0,0

Модернизация  муниципальных систем дошкольного  образования (ФЦПРО)

0,6

0,1

17,1

0,1

95,2

0,0

0,0

Достижение стратегических ориентиров, заявленных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

15,1

14,5

96,0

12,0

82,8

11,8

98,3

Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство

11,4

11,4

100

11,4

100,0

11,4

100

Формирование общероссийского кадрового ресурса, обеспечивающего развитие системы образования (ФЦПРО)

0,0

0,0

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Распространение на территории Российской Федерации  моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования (ФЦПРО)

0,3

0,2

72,7

0,2

95,1

0,0

0,0

Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования (ФЦПРО)

1,4

1,4

100,0

1,3

92,9

0,0

0,0

Развитие информационно-коммуникационных технологий в образования

1,2

1,5

124,0

1,6

106,7

0,0

0,0

Создание основанной на ИКТ системы управления качеством  образования обеспечивающей доступ к образовательным услугам и  сервисам (ФЦПРО)

1,2

1,5

124,0

1,6

106,7

0,0

0,0

Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий проекта

0,1

0,1

100,0

0,1

76,9

0,1

100,0

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование