Содержание и принципы функционирования финансов в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ сущности финансов предприятий, исследование аспектов управления финансами в рыночных условиях, разработка рекомендаций по управлению финансами предприятия.
Осуществление этой цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие, выделить значение, проанализировать функции финансов;
исследовать классификацию, принципы финансов;
рассмотреть методологические аспекты управления финансами;
провести анализ деятельности торговой организации «Технобум» по финансовому планированию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ В СВЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие, значение, функции финансов и их роль в предпринимательской деятельности 5
1.2. Классификация, принципы финансов, отрослевые особенности 14
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 22
2.1 Методы и приемы управления финансами в предпринимательской деятельности. 22
2.2. Методы финансового планирования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ТЕХНОБУМ» 34
3.1.Краткая характеристика предприятия и особенности организации финансов 34
3.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная материальная ответственность  предполагает заключение договора конкретного  материально ответственного лица с  руководством предприятия, согласно которому это лицо несет ответственность за любую недостачу товарно-материальных ценностей. Перечень материально ответственных лиц определяется самим предприятием.

Для руководителей организаций  принцип материальной ответственности  реализуется через систему штрафов  в случаях нарушения организацией налогового законодательства. К отдельным работникам организации (предприятия) применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения дисциплины труда по соответствующим основаниям.

Коллективная материальная ответственность  предполагает уже ответственность не конкретного лица, а коллектива (бригада, цех, предприятие в целом).

Так, предприятие несет материальную ответственность в форме уплаты пеней, штрафов, неустоек за нарушение  договоров на поставку продукции, нарушение расчетной дисциплины, несвоевременную уплату платежей в бюджет, несвоевременные взносы в государственные внебюджетные фонды, нарушение кредитных договоров и др. В случае несвоевременного исполнения предприятием своих обязательств и обязанностей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения к организации (предприятию) может быть применена процедура банкротства.

Принцип заинтересованности в результатах  деятельности (финансового стимулирования). Его объективная необходимость  предопределена основной целью предпринимательской  деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам, акционерам и государству в целом.

Для организации (предприятия) в целом  этот принцип реализуется через стимулирование его инвестиционной деятельности, через проведение оптимальной налоговой политики государства.

Принцип плановости. Его практическая реализация обеспечивается формированием системы финансового планирования, включающей в себя оперативное, текущее и перспективное планирование, и встраиванием ее в общую систему управления предприятием. Необходимость финансового планирования обусловлена тем, что в условиях рынка организация (предприятие) может существовать только при стабильном получении прибыли, что, в свою очередь, предполагает планирование самой возможности се получения и подтверждение этой возможности с помощью различных плановых ориентиров и показателей.

Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью их формирования для поддержания непрерывности предпринимательской деятельности, которая всегда сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

Финансовые резервы могут формироваться  предприятиями всех организационно-правовых форм. Между тем законодательно принцип обеспечения финансовых резервов реализуется в акционерных обществах, тогда как в коммерческих организациях других организационно-правовых форм резервные фонды могут создаваться в соответствии с учредительными документами. Предприятия могут создавать и иные резервы. [15, С. 34]

Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной  форме, чтобы они приносили доход  и при необходимости легко  могли быть превращены в наличный капитал.

Принцип гибкости (маневрирования). Его реализация состоит в такой организации управления финансами предприятия, которая обеспечивает постоянную возможность маневра в случае отклонения фактических объемов продаж от плановых, а также в случае превышения плановых затрат по его текущей и инвестиционной деятельности.

Принцип финансового контроля основывается на том, что деятельность предприятия  в целом, его подразделений и  отдельных работников должна периодически контролироваться.

Реализация данного принципа на уровне предприятия предусматривает такую организацию его финансов, которая обеспечивает возможность осуществления внутрифирменного финансового контроля на основе внутреннего анализа и аудита, проверок по поручению руководства организации. При этом внутренний анализ, аудит должны проводиться непрерывно и охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, носить предметный характер и быть результативными.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

2.1. Методы и приемы управления финансами в предпринимательской деятельности

 

Финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, предназначенные для финансирования развития предприятия в предстоящем периоде, предполагают эффективное использование с целью извлечение из них максимально возможной прибыли.

Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать, уменьшая срок оборачиваемости  и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

Ускорение оборачиваемости оборотных  средств не требует капитальных  затрат и ведет к росту объемов  производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота.

В качестве оборотного капитала на предприятии  используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы. [22, С.6]

Один из способов экономии оборотного капитала, а следовательно – повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным образом достаточно большой  запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен.

Повышение оборачиваемости оборотных  средств сводится к выявлению  результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

  • планирование закупок необходимых материалов;
  • введение жестких производственных систем;
  • использование современных складов;
  • совершенствование прогнозирования спроса;
  • быстрая доставка сырья и материалов.

Второй путь ускорения оборачиваемости  оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов. [31, С. 74]

Уровень дебиторской задолженности  определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью  формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата товаров постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая, что:

  • покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;
  • покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;
  • в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты. [24, С. 86]

Наиболее употребительными способами  воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям .

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам  могут быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

  • общий объем денежных средств и их эквивалентов;
  • какую долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
  • когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

По банковским счетам, на которых  фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

В западной практике наибольшее распространение  получили модель Баумола и модель Миллера-Ора. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому ниже приведено лишь краткое теоретическое описание данных моделей [13].

1. Модель Баумола. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается.       Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

2. Модель, разработанная Миллером и Ором, представляет собой компромисс между простотой и реальностью. При решении вопроса о размахе вакцинации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Так же рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставки по ценным бумагам.

Еще одним важным инструментом повышения  эффективности использования финансовых ресурсов является управление основными производственными фондами предприятия и нематериальными активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации.

Существуют три метода начисления амортизации: равномерное списание, на объем выполненных работ и ускоренная амортизация.

Равномерное списание базируется на нормативном сроке службы основных средств. нормы амортизационных отчислений устанавливаются исходя из физического и морального сроков службы средств труда и выражают нормативный срок возмещения их стоимости. Экономически обоснованное определение величины амортизационных отчислений требует правильной стоимостной оценки основных средств. [35, С. 33]

Второй метод начисления амортизации – на объем выполненных работ. Он основан на допущении, что износ тем больше, чем больше объем выполненных работ, т.е. амортизация является исключительно результатом эксплуатации объекта. Период времени при этом не имеет значения.

Третий метод – ускоренная амортизация – предусматривает, что основная сумма амортизации начисляется в первые годы эксплуатации. Это не только позволяет ускорить обновление основных фондов, но и является методом снижения инфляционных потерь. Метод ускоренной амортизации обеспечивает быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счет фактора времени. Однако политика ускоренной амортизации ведет к повышению себестоимости, а следовательно, и цены реализации. Амортизационные отчисления, полученные при применении этого метода, имеют строго целевое назначение.

Информация о работе Содержание и принципы функционирования финансов в сфере предпринимательской деятельности