Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:02, курсовая работа
Целью работы является анализ сущности финансов предприятий, исследование аспектов управления финансами в рыночных условиях, разработка рекомендаций по управлению финансами предприятия.
Осуществление этой цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие, выделить значение, проанализировать функции финансов;
исследовать классификацию, принципы финансов;
рассмотреть методологические аспекты управления финансами;
провести анализ деятельности торговой организации «Технобум» по финансовому планированию.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ В СВЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие, значение, функции финансов и их роль в предпринимательской деятельности 5
1.2. Классификация, принципы финансов, отрослевые особенности 14
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 22
2.1 Методы и приемы управления финансами в предпринимательской деятельности. 22
2.2. Методы финансового планирования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ТЕХНОБУМ» 34
3.1.Краткая характеристика предприятия и особенности организации финансов 34
3.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В целом можно отметить, что в соответствии с классификацией Р. Акоффа в компании «Технобум» применяется реактивное планирование (таблица 6).
Таблица 6
Общая характеристика видов планирования
Вид планирования |
Цели планирования |
Содержание |
Реактивное |
Нет четких целей. Поиск начинается, когда проблема уже видна |
Подход основан на
эксЛубрикатороляции прошлых |
Инактивное |
Разрабатывается большое количество вариантов возможных путей развития |
Подход основан на достигнутых целях. Слабо используются открывающиеся возможности |
Преактивное |
Разрабатывается много различных альтернатив, но, как правило, цели не задаются |
Упреждение будущего. Энергичный поиск новых идей |
Интерактивное |
Цели конкретные, ориентированные на рост. Разрабатывается множество различных альтернатив |
Основано на таких основополагающих принципах, как участие, непрерывность, координация и интеграция. Используется большое количество информации, требуется предпринимательская интуиция |
В ПРИЛОЖЕНИИ 4 проведен анализ финансовых показателей за 2009-2011 гг. позволяет сделать следующие выводы.
В 2010 г. общие доходы предприятия выросли на 541 тыс. руб. и составили 20 182 тыс. руб. Общие расходы при этом также возросли на 527 тыс. руб. и составили 19 917 тыс. руб.
В большей степени рост доходов обусловлен увеличением выручки от реализации продукции (на 523 тыс. руб.). На протяжении рассматриваемого периода все больший доход организация получает от основной деятельности (доля выручки от реализации в общей величине доходов – более 98%), эту тенденцию следует признать позитивной.
Рост расходов в большей степени обусловлен повышением величины операционных расходов (на 235 тыс. руб.).
По результатам 2010 г. прибыль (убыток) от продаж возросла по сравнению с предыдущим периодом на 409 тыс. руб.
Значительно возросли операционные расходы, доля в общих расходах на конец 2010 г. – 1,18%), что в большей степени обусловлено нарушением обязательств предприятием перед его деловыми партнерами (штрафные санкции).
Чистая прибыль за отчетный период повысилась на 14 тыс. руб. и составила 265 тыс. руб.
По результатам 2011 г. общие доходы предприятия выросли на 10 925 тыс. руб. и составили 31 107 тыс. руб. Темп роста общих расходов (154,13%) выше темпа роста доходов (154,57%), что оценивается отрицательно.
Рост доходов в этом периоде
также в большей степени
Рост расходов в большей степени обусловлен повышением величины затрат на производство и реализацию продукции (на 10 869 тыс. руб.). Их доля в общих расходах предприятия возросла с 96,41 до 97,44%.
По результатам 2011 г. прибыль (убыток) от продаж повысилась на 74 тыс. руб. по сравнению с предыдущим периодом.
Повышение в 2011 г. прибыли (убытка) до налогообложения и чистой прибыли также указывает на положительные тенденции на данном предприятии.
Рост величины налога на прибыль (ЕНВД) нежелательное, но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление.
Используя данные отчета о прибылях и убытках и баланса проведен расчет основных показателей рентабельности (таблица 7), который позволил сделать следующие выводы:
Таблица 7
Анализ рентабельности
Показатель |
Алгоритм расчета |
Значение |
Изменение | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | ||
Рентабельность продаж (бухгалтерская рентабельность) по чистой прибыли, % |
ф.2 190 *100% / ф.2 010 |
1,28 |
1,31 |
1,03 |
0,04 |
-0,28 |
Рентабельность продаж (бухгалтерская рентабельность) по прибыли от продаж, % |
ф.2 050 * 100% / ф.2 010 |
1,60 |
3,59 |
2,56 |
1,99 |
-1,02 |
Рентабельность реализованной продукции (основной деятельности), % |
ф.2 050 *100% / (ф.2 020 + ф.2 030 + ф.2 040) |
1,62 |
3,72 |
2,63 |
2,09 |
-1,09 |
В таблице 8 представлен анализ выполнения «золотого правила экономики предприятия».
Соотношение в «золотом правиле экономики предприятия» означает, что:
Таблица 8
Выполнение «золотого правила экономики предприятия»
Показатель |
2010 |
2011 |
Темп роста совокупных активов (Такт) |
101,182 |
89,573 |
Темп роста объема продаж (Трп) |
102,663 |
154,270 |
Темп роста балансовой прибыли (Тбп) |
161,146 |
111,858 |
Вывод |
Правило выполняется |
Правило не выполняется |
Как видно из таблице 8, если в 2010 г. правило выполнялось, то в 2011 г. – не выполнялось.
Таким образом, финансовые результаты деятельности компании «Технобум» в 2011 г. следует считать отрицательными.
Далее проведем анализ исполнения прогнозного отчета о прибылях и убытках за 2011 г. (таблица 9).
Таблица 9
Анализ исполнения прогнозного отчета о прибылях и убытках за 2011 г.
Показатель |
Значение, тыс. руб. |
Отклонение | ||
план |
факт |
тыс. руб. |
% | |
Общие доходы финансово-хозяйственной деятельности |
34 050 |
31 107 |
-2 943 |
-8,64 |
Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности |
32 143 |
30 786 |
-1 357 |
-4,22 |
Выручка от реализации |
34 050 |
31 107 |
-2 943 |
-8,64 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
23 379 |
21 758 |
-1 621 |
-6,93 |
Валовая прибыль |
10 671 |
9 349 |
-1 322 |
-12,39 |
Коммерческие расходы |
8 545 |
8 552 |
7 |
0,09 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Затраты на производство и реализацию |
31 923 |
30 310 |
-1 613 |
-5,05 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2 127 |
797 |
-1 330 |
-62,52 |
Операционные доходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Проценты к получению |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Прочие операционные доходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Операционные расходы |
220 |
231 |
11 |
5,00 |
Проценты к уплате |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Прочие операционные расходы |
220 |
231 |
11 |
5,00 |
Внереализационные доходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Внереализационные расходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1 907 |
566 |
-1 341 |
-70,31 |
Отложенные налоговые активы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Отложенные налоговые обязательства |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Текущий налог на прибыль (ЕНВД) |
254 |
245 |
-9 |
-3,56 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
1 907 |
321 |
-1 586 |
-83,16 |
Как видно из таблице 9, наибольшее отклонение наблюдается по выручке от реализации себестоимость проданных товаров. Фактическая выручка от реализации составила 31 107 тыс. руб., что ниже плановой на 2 943 тыс. руб., себестоимость – 21 758 тыс. руб. (отклонение -1 621 тыс. руб.) По коммерческим расходам, прочим доходам и расходам, единому налогу отклонения незначительные.
Фактические операционные расходы выше плановых на 11 тыс. руб. в связи с наложением на предприятие штрафных санкций.
Разница между плановым и фактическим значениями единого налога связана с отклонением применяемого в расчете коэффициента К1. Фактическое его значение за 2011 г. – 1,372, в то время как планирование на 2011 г. осуществлялось предыдущем периоде, официальное значение данного показателя не было известно.
С целью анализа причин отклонений проведем подробный анализ планов доходов и расходов.
Анализ исполнения бюджета продаж за 2011 г. представлен в табл. 10.
Таблица 10
Анализ исполнения бюджета продаж за 2011 г.
Наименование |
Значение, тыс. руб. |
Отклонение | ||
план |
факт |
тыс. руб. |
% | |
Бормашинка |
158,7 |
163,6 |
4,9 |
3,09 |
Борторасширитель |
231,1 |
201,0 |
-30,1 |
-13,04 |
Ванна шиномонтажная |
191,8 |
162,5 |
-29,3 |
-15,25 |
Вулканизатор |
6 517,7 |
4 863,9 |
-1 653,7 |
-25,37 |
Гайковерт пневматический |
168,1 |
169,8 |
1,7 |
1,01 |
Гайковерт ударный |
224,6 |
236,5 |
11,8 |
5,26 |
Домкрат подкатной |
752,2 |
730,3 |
-21,9 |
-2,91 |
Компрессор Fubag |
496,6 |
443,4 |
-53,2 |
-10,71 |
Компрессор Remeza |
488,2 |
432,1 |
-56,2 |
-11,50 |
Лежак подкатной |
705,5 |
613,5 |
-92,0 |
-13,04 |
Лежак ремонтный |
986,7 |
996,7 |
10,0 |
1,01 |
Лубрикатор |
141,8 |
135,0 |
-6,8 |
-4,76 |
Отрезная машинка |
205,2 |
180,0 |
-25,2 |
-12,28 |
Переходник быстросъёмный |
163,5 |
154,3 |
-9,3 |
-5,66 |
Пистолет продувочный |
88,0 |
90,7 |
2,7 |
3,09 |
Пневмодрель |
1 634,6 |
1 409,1 |
-225,5 |
-13,79 |
Пневмозубило |
50,6 |
46,9 |
-3,8 |
-7,41 |
Пневмоножницы |
1 622,1 |
1 488,2 |
-133,9 |
-8,26 |
Пневмотрещетка |
199,5 |
176,6 |
-23,0 |
-11,50 |
Пневмошлифмашинка |
264,4 |
231,9 |
-32,5 |
-12,28 |
Станок шиномонтажный |
7 777,5 |
7 337,3 |
-440,2 |
-5,66 |
Стенд балансировочный |
4 480,7 |
4 526,0 |
45,3 |
1,01 |
Тележка инструментальная |
689,8 |
621,5 |
-68,4 |
-9,91 |
Траверса |
483,3 |
455,9 |
-27,4 |
-5,66 |
Углошлифмашинка |
129,3 |
125,6 |
-3,8 |
-2,91 |
Шиномонтажный полуавтомат |
3 022,8 |
3 084,5 |
61,7 |
2,04 |
Шланг |
700,2 |
625,2 |
-75,0 |
-10,71 |
Шуруповерт |
1 475,6 |
1 405,4 |
-70,3 |
-4,76 |
Итого |
34 050,3 |
31 107,1 |
2 943,2 |
8,64 |
Как видно из табл. 10, наибольшее отклонение в анализируемом периоде наблюдается по группе товаров «Вулканизатор» (-1 653,7 тыс. руб.), «Станок шиномонтажный» (-440,2 тыс. руб.), «Пневмодрель» (-225,5 тыс. руб.). В целом отклонения связаны с тем, что прогноз сбыта составляется упрощенно без классификации товарных групп по критериям и учета сезонных поправок.
В табл. 11 представлен анализ исполнения бюджета себестоимости продукции за 2011 г.
Таблица 11
Анализ исполнения бюджета себестоимости продукции за 2011 г.
Элемент затрат |
Значение, тыс. руб. |
Отклонение | ||
план |
факт |
тыс. руб. |
% | |
Материальные затраты |
17 119,6 |
15 667,0 |
-1 452,6 |
-8,48 |
Заработная плата |
1 956,9 |
1 790,2 |
-166,7 |
-8,52 |
Отчисления на социальные нужды |
508,8 |
463,9 |
-44,9 |
-8,83 |
Амортизация основных средств |
506,6 |
506,6 |
0,0 |
0,00 |
Прочие расходы |
3 287,0 |
3 330,3 |
43,3 |
1,32 |
Итого полная себестоимость |
23 378,9 |
21 758,0 |
-1 620,9 |
-6,93 |
Значительные отклонения отмечаются по материальным затратам (-1 452,6 тыс. руб.) и заработной плате (-166,7 тыс. руб.), отчислениям на социальные нужды (-44,9 тыс. руб.).
Анализ исполнения бюджета коммерческих расходов за 2011 г. представлен в таблице 12, из которой видно, что фактические коммерческие расходы незначительно отклоняются от плановых значений. Данные расходы более точно поддаются определению и планированию, поскольку в большей степени являются условно-постоянными.