Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:02, курсовая работа
Целью работы является анализ сущности финансов предприятий, исследование аспектов управления финансами в рыночных условиях, разработка рекомендаций по управлению финансами предприятия.
Осуществление этой цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие, выделить значение, проанализировать функции финансов;
исследовать классификацию, принципы финансов;
рассмотреть методологические аспекты управления финансами;
провести анализ деятельности торговой организации «Технобум» по финансовому планированию.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ В СВЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие, значение, функции финансов и их роль в предпринимательской деятельности 5
1.2. Классификация, принципы финансов, отрослевые особенности 14
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 22
2.1 Методы и приемы управления финансами в предпринимательской деятельности. 22
2.2. Методы финансового планирования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ТЕХНОБУМ» 34
3.1.Краткая характеристика предприятия и особенности организации финансов 34
3.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
При этом осуществляется ценовая дискриминация в зависимости от места продажи.
Применяемые способы рекламы:
Основные способы стимулирования сбыта:
Спрос на продукцию компании «Технобум» имеет сезонный характер: в летний период наблюдается повышение объема продаж.
Организационная структура компании «Технобум» представлена на рис. 3. В общей сложности на предприятии работает 65 человек.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом – управляющим. Он контролирует работу всех отделов, подписывает приказы, заключает основные договора, отчитывается перед собственником, разрабатывает и внедряет краткосрочную стратегию развития предприятия, консультирует управленческий персонал, реализует стратегию развития предприятия, а также представляет отчет о своей работе учредителям.
Рис. 3. Организационная структура компании «Технобум»
Бухгалтерия ведет финансовый и управленческий учет деятельности предприятия, представляет интересы предприятия в налоговых органах, занимается регулированием финансов предприятия. Главный бухгалтер подотчетен управляющему, непосредственно следит за приходом и расходованием денежных средств, представляет предприятие в налоговых органах, организует работу отдела.
Отделы оптовых и розничных продаж определяют потребности рынка и разрабатывают наиболее оптимальный вариант работы предприятия, занимаются разработкой эффективной рекламы, проводят маркетинговые исследования, анализируют конкурентов, разрабатывают и внедряют рекламные ролики, листовки, формируют имидж рекламодателя и т.п.; занимаются сбытом продукции и поиском клиентов для других видов деятельности предприятия.
Складское хозяйство выполняет функции по приему, сортировке, складированию продукции, доставке товаров покупателям.
Данная структура управления является линейно-функциональной и состоит из:
Преимущества линейно-
Недостатки структуры
Во-первых, медленно принимаются решения, поскольку обсуждение проблем происходит по всей иерархической цепочке снизу вверх внутри каждого функционального подразделения.
Во-вторых, качество решений на высшем уровне определяется не столько компетентностью самих руководителей (они могут быть весьма компетентными), сколько надежностью и достоверностью поступившей к ним информации.
Как видно из структуры, отдельного подразделения или должностного лица, занимающегося финансовым планированием, на предприятии нет. Функции по финансовому планированию распределены между следующими должностными лицами:
Распределение ответственности показано в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Финансовое планирование в компании «Технобум» включает в себя три подсистемы:
Процесс стратегического планирования в компании «Технобум» включает:
Матрица распределения ответственности процесса финансового планирования
Горизонт планирования – от одного года до трех лет.
Процесс определения миссии организации состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Миссия компании «Технобум»: представлять абсолютно полный ассортимент инструмента и оборудования для всех типов строительных и ремонтных работ, техники для сада, парка, леса; гарантировать высокое качество и надежность, удобство в эксплуатации, современный дизайн и технологии приобретаемой у нас продукции.
Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей: количественные цели; качественные цели; стратегические цели; тактические цели и т.д. Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
Так, целью деятельности компании «Технобум» является получение прибыли. Цели предприятия по функциональным областям представлены на рис. 4.
Недостатком целеполагания на исследуемом предприятии является несоответствие целей принципу SMART. В зависимости от трактовки S значит specific (конкретный), significant (значительный), stretching (гибкий); M – measurable (измеримый), motivational (мотивирующий или стимулирующий), manageable (осуществимый); A – означает attainable, achievable (достижимый), acceptable (желаемый), ambitious (амбициозный), action-oriented (ориентированный на действие), agreed upon (согласованный с целями более высокого уровня); R – realistic (реалистичный), relevant (значимый), reasonable (целесообразный, исходящий из здравого смысла), rewarding (рентабельный), result-oriented (ориентированный на результат); T – timely (своевременный), time-bound (ограниченный временными рамками), tangible (вещественный, осязаемый).
Рис. 4. Общие цели организации
Анализ среды является исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Анализ среды в компании «Технобум» предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение
На стадии выработки стратегии оцениваются альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство компании «Технобум» обращается к конкретной стратегии. Главная цель – выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководитель должен иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев компании, которые зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Основной документ перспективного финансового планирования – финансовая стратегия.
Текущее финансовое планирование в компании «Технобум» осуществляется по следующим этапам:
1. Анализ финансовой ситуации. На основании бухгалтерской отчетности за предыдущие годы проводится анализ по различным направлениям
2. Разработка финансовой политики. На основе принятой финансовой стратегии принимаются тактические решения по основным направлениям финансовой работы.
3. Разработка текущих финансовых планов. На основе принятых показателей финансовой стратегии, принятой финансовой политики и плановых документов по основным сферам деятельности предприятия осуществляется разработка текущих финансовых планов на год.
4. Разработка оперативных финансовых планов, т. е. детализация годовых показателей в квартальные, месячные, декадные и дневные.
5. Контроль исполнения финансовых планов. Основное содержание контроля – сопоставление плановых и фактических значений по планируемым объектам.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка прогноза отчета о прибылях и убытках, который позволяет определить величину получаемой прибыли в предстоящем периоде..
Оперативное планирование в компании «Технобум» дополняет текущее планирование. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.
Назначение платежного календаря заключается в управлении денежными потоками предприятия, маневрировании собственными и заемными денежными ресурсами и обеспечении нормальной работы предприятия.
Период такого планирования в компании «Технобум» – месяц.
Платежный календарь составляется
по произвольной форме. В этом плане
все источники поступлений
В первом разделе указываются все предстоящие расходы и платежи. Во втором указываются планируемые источники покрытия. Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств, то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В этом случае должны быть приняты меры по изысканию дополнительных источников средств или переносу части не первоочередных расходов на следующий календарный период. Решения принимаются заблаговременно и оперативно.
Платежный календарь отражает реальное движение финансовых ресурсов на предстоящий период, позволяет регулировать доходы и расходы предприятия, обеспечивать устойчивое финансовое положение.
Информационной базой
При изучении и прогнозировании спроса в компании «Технобум» используют следующие виды информации:
После обработки полученной информации составляются прогнозы и заявки на продукцию.
Форма представления прогноза может быть различной: табличная форма представлена в табл. 4
Таблица 4
Табличная форма прогноза продаж продукции компании «Технобум»
Наиме-нование группы товаров |
Прирост товарных запасов (+, -) |
Естес-твенные нормы убыли |
Уценка |
Резерв |
Итого |
Потребление и переработка |
Прочее |
Итого потребность для торговли |
Заказ или заявка отражает потребность в товарах. Прогнозные оценки спроса могут быть получены при изучении прошлых закономерностей на основе выявления факторов развития спроса и проявляющихся тенденций развития.
Данные прогнозов спроса на продукцию используются в следующих направлениях: