Содержание и принципы функционирования финансов в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ сущности финансов предприятий, исследование аспектов управления финансами в рыночных условиях, разработка рекомендаций по управлению финансами предприятия.
Осуществление этой цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие, выделить значение, проанализировать функции финансов;
исследовать классификацию, принципы финансов;
рассмотреть методологические аспекты управления финансами;
провести анализ деятельности торговой организации «Технобум» по финансовому планированию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ В СВЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие, значение, функции финансов и их роль в предпринимательской деятельности 5
1.2. Классификация, принципы финансов, отрослевые особенности 14
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 22
2.1 Методы и приемы управления финансами в предпринимательской деятельности. 22
2.2. Методы финансового планирования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ТЕХНОБУМ» 34
3.1.Краткая характеристика предприятия и особенности организации финансов 34
3.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

Успех управления финансовыми ресурсами  прямо зависит от структуры капитала предприятия. Структура капитала может  способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании.

В западных странах большое влияние  на эффективность управления финансовыми ресурсами оказывают ожидания держателей акций предприятия. Этот фактор требует от компании установления минимальной долгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала бы держателям акций доход, и принимает во внимание ряд моментов: потенциальные дивиденды и возможности для повышения стоимости капитала; элемент риска в бизнесе (в отраслях с малой степенью риска доход членов акционерного общества в целом также низок и наоборот); величину дохода, который держатели акций могли бы получить в другом месте от инвестиций со сравнимым риском.

Так как подавляющее большинство  держателей акций не имеют ясного представления о текущих или  потенциальных проблемах, с которыми сталкивается компания, в которую они вложили средства, их надежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны и завышены. [35, С. 48]

Чем более конкурентна отрасль, тем больше давление на держателей ее акций в части инвестиций на обновление и модернизацию оборудования и сооружений, исследования, обучение, компьютеризацию. Ни по одному из этих направлений, вероятно, не будет быстрой отдачи от инвестиций через год или даже чуть больше. Более того, неопределенность спроса, проявляющаяся в изменениях моды, поведения потребителей, технологий, в нерегулярности предпринимательского цикла, конкуренции, будет отражаться в ошибках, которые обычно сопровождают процесс определения прибыли. При осуществлении управления финансовыми ресурсами необходимо решить, каким образом определять как стоимость капитала, принимаемого за базу для расчетов, так и его приращение (выбытие).

Таким образом, эффективность управления или использования финансовых ресурсов, в общем виде, заключается в грамотном и самое главное в своевременном обороте средств, что находит отражение в результатах хозяйственной деятельности предприятия.

Существует ряд специальных  методов управления финансами, использование которых на практике способствует улучшению финансового положения предприятия, через рационализацию управления его финансовыми ресурсами.

Так, среди этих методов следует  выделить такие мероприятия как:

1. Разработка финансовой стратегии  наращивания собственных финансовых ресурсов за счет оптимизации товарного ассортимента и снижения себестоимости продаваемого товара.

Высокая себестоимость импортных  товаров объясняется сложившейся в настоящее время высокой ценой на приобретение импортного товара: на транспортные услуги по доставке в страну, таможенные пошлины, расходы на этикирование товара.

2. Выделение в организационно-управленческой  структуре предприятия финансово-экономического отдела. Создание такого отдела предполагает распределение полномочий и функциональных обязанностей между бухгалтерией и финансово-экономическим отделом и выделение специфические функций последнего.

Одним из первоочередных мероприятий  на предприятии должно быть создание финансовой службы, которая будет координировать всю финансовую работу на основе применения рассмотренных ниже механизмов и инструментов. Основные методы финансовой работы, которые в обязательном порядке должны применяться на предприятии – финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. [33, С. 20]

В наиболее общем виде направления  финансовой работы на предприятии должны быть структурированы следующим  образом:

  • общий финансовый анализ и планирование;
  • обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
  • распределение финансовых ресурсов (инновационная политика).

3. Большое значение для предприятия  должна иметь квалификация работников финансового подразделения. Некомпетентность работников, занимающихся финансовыми вопросами приводит к принятию необоснованных решений, приносящий финансовый ущерб предприятию, а следовательно снижает эффективность управления его финансовыми ресурсами.

4. Разработка платежного календаря  и контроль за состоянием расчетов с покупателями и заказчиками.

Улучшение использования оборотных  средств с развитием предпринимательства приобретает все более актуальное значение, так как высвобождаемые при этом материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций, то есть появляется возможность направить их на развитие предпринимательской деятельности и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

5. Постоянное применение в практике  хозяйствования экономического  анализа деятельности предприятия, также формирование информационно-аналитической базы для проведения всякого рода исследований и анализов.

На основе существующих информационно-аналитических  баз предприятия необходимо создать отчет, который бы показывал эффективность использования ресурсов предприятия на определенную дату, рассчитанных на основе экономико-финансовых показателей. Также необходимо его периодическое изучение и анализ для принятия тактических и стратегических решений.

6. Разработка и совершенствование существующей амортизационной политики предприятия, включая выбор оптимальных для конкретного предприятия методов начисления амортизации, выбор сроков и методов переоценки основных фондов в соответствии с бухгалтерскими стандартами.

7. Минимизация потерь от дороговизны аренды производственных помещений, что возможно через проведение мониторинга рынка недвижимости, либо через приобретение или постройку собственных производственных площадей.

8. Провести маркетинговые исследования  с целью выявления конъюнктуры рынка, определить оптимальный объем запасов готовой продукции на складе.

Маркетинговые исследования не являются мероприятием, прямо воздействующим на факторы, определяющие покупку, но исследования необходимы для построения схемы оптимального взаимодействия по направлениям, определяющим судьбу товара на рынке – распространение и продвижение.

9. Организация и налаживание  деловых связей с поставщиками  сырья, необходимого для производства  продукции предприятия, что позволит  сократить производственные издержки за счет снижения покупочной стоимости сырья от производителя минуя посредников. [30, С. 76]

Проведение этих простых, но действенных  мероприятий, позволит любому осуществившему их предприятию существенно укрепить свое финансовое положение, снизить себестоимость произведенной продукции и как следствие увеличить размер извлекаемой прибыли.

2.2. Методы финансового планирования в предпринимательской деятельности

 

В условиях динамичного развития экономики  при изменении конъюнктуры рынка, условий и методов хозяйствования возникает объективная потребность в финансовом планировании.

Под финансовым планированием в экономической литературе понимается управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах [7, 9, 27]. При разработке и принятии финансовых планов определяются целевые установки количественного и качественного характера и пути наиболее эффективного их достижения. Финансовое планирование, по мнению А. Атавовой [3, С. 26], позволяет свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия.

Главной целью  финансового планирования является обоснование возможностей финансирования предполагаемых экономических, технических и социальных проектов и оценка их эффективности с учетом конечных финансовых результатов.

Основные  задачи финансового планирования:

  • определение объема, структуры капитала, используемого при создании предприятия и его функционировании в плановый период;
  • обоснование оптимальной величины и структуры издержек обращения;
  • прогнозирование источников и размеров денежных поступлений и выплат;
  • обоснование рационального движения денежных средств, синхронизации их поступлений с платежами в определенные периоды времени;
  • определение эффективности разных сфер, видов хозяйственной и финансовой деятельности, путей максимизации прибыли;
  • осуществление постоянного контроля над выполнением финансовых заданий и корректирование текущих планов при изменении условий хозяйствования [21, С. 107].

Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 2.

Финансовое  планирование тесно связано и  опирается на маркетинговый, производственный (операционный) и другие планы торгового предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии торгового предприятия. В этой связи первоочередной задачей становятся обоснование и построение рациональной организации финансового планирования в соответствии с общими правилами и спецификой функционирования торгового предприятия. Общие правила организации предполагают прежде всего определение цели намечаемых действий, соответствующей миссии торгового предприятия, затем установление последовательности этих действий, используемых методов, инструментов, намечаемых способов анализа и оценки достигнутых результатов и корректирующих мер.

 

Рис. 2. Комплексный характер планирования на торговом предприятии

 

Финансовое планирование основывается на определенных принципах, к числу которых С.Н. Золотарёв относит следующие:

1. Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников.

2. Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе торгового предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать слабо ликвидный баланс.

3. Принцип избытка денежных средств  предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

4. Принцип рентабельности капиталовложений  – для капиталовложений необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит).

5. Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

6. Принцип приспособления к потребностям рынка – для торгового предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

7. Принцип предельной рентабельности  – целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность [15, С. 75-76].

Обеспечение принципов финансового  планирования, которые взаимосвязаны между собой, уже на стадии организации финансового планирования предполагает:

  • непрерывность плановых действий, преемственность текущих и долгосрочных заданий и планов, их координацию во времени и в пространстве (планирование отдельных сфер деятельности, объединенных в единый финансовый план – раздел бизнес-плана торгового предприятия);
  • приспособление финансовых планов к конкретной экономической ситуации исходя из действующих условий и намечаемых в данный период задач, установленных приоритетов.

Это находит отражение в потребности  уточнения плановых показателей, важнейших  параметров отдельных планов в случаях  существенного изменения финансового  законодательства, общей экономической ситуации в стране, регионе.

Основные этапы организации  финансового планирования на торговом предприятии в наиболее общем виде охарактеризованы вПРИЛОЖЕНИИ 1.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Краткая характеристика предприятия и особенности организации финансов

 

ИП Чекашова Е.В. зарегистрирована в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [1] и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2] и осуществляет свою деятельность под торговым наименованием – компания «Технобум».

Подразделения компании:

  • оптовый отдел – г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 11-г, оф. 5;
  • торговый отдел – г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 21 (ТК «Челси»);
  • торговый отдел – г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 15;
  • торговый отдел – г. Челябинск, ул. Дарвина, д. 2 (ТК «Маяк для дома»);
  • торговый отдел – г. Челябинск, ул. Дарвина, д. 18 (ТК «Кольцо»);
  • торговый отдел – г. Копейск, пр. Победы, д. 17;
  • торговый отдел – г .Магнитогорск, ул. Советская, д. 160-а;
  • дисконт-центр – г. Челябинск, ул. Тарасова, д. 54;
  • сервисный центр – г. Челябинск, Троицкий тр., д. 21.

Компания «Технобум» вправе осуществлять все виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству, в том числе основными видами деятельности предприятия являются розничная и оптовая продажа инструмента и оборудования, строительной и садовой техники.

География продаж – г. Челябинск, Челябинская область.

Реализуемая продукция: электроинструмент, строительное оборудование, профессиональное оборудование для автосервиса, автоинструмент, покрасочное оборудование, бензоинструмент, садовая техника, сварочное оборудование, компрессорное и пневмообородование, насосная и моечная техника, пуско-зарядное оборудование, источники бесперебойного питания, тепловая и снегоуборочная техника, расходные материалы и др.

Ассортимент – более 20 000 товаров.

Система продаж:

  • доставка транспортными компаниями, сотрудничающими с компанией «Технобум»;
  • самовывоз.

Форма платежа:

  • наличный расчет;
  • безналичный расчет.

Применяемые методы ценообразования:

  • ориентация на спрос;
  • ориентация на цены основных конкурентов.

Информация о работе Содержание и принципы функционирования финансов в сфере предпринимательской деятельности