Современный механизм финансового обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования (на примере ГОУ НПО ПУ №2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – предложить мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения деятельности рассматриваемого учреждения начального профессионального образования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового обеспечения деятельности учреждения;
- дать краткую характеристику учреждения;
- проанализировать формирование и использование источников финансирования деятельности ГОУ НПО ПУ №29;
- предложить мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты финансового обеспечения деятельности государственных или муниципальных учреждений……………………………6
Нормативные основы финансирования государственных или муниципальных учреждений…………………………………………………….6
1.2 Особенности финансового обеспечения деятельности учреждений профессионального образования……………………………………………….12
2. Современный механизм финансового обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования (на примере ГОУ НПО ПУ №29).………..………………………………………………………….21
2.1 Особенности формирования источников финансирования услуг начального профессионального образования в субъектах РФ...……………...21
2.2 Анализ формирования и использования бюджетных и внебюджетных источников финансовой деятельности ГОУ НПО ПУ №29…………………..28
3. Совершенствование финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения сферы профессионального образования…….40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Доработка 2.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Расчет нормативных  затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) в области спорта или  в области работы с молодежью может варьироваться достаточно сильно. Например, при определении нормативных затрат на реализацию программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности варианты оказания услуги могут повлиять на стоимость услуги следующим образом:

- вид спорта - влияет  на требования к материальному  обеспечению процесса оказания  услуги, а также требования к  составу основного персонала,  задействованного в оказании  услуги (наличие/отсутствие концертмейстеров  на тренировках);

- этап подготовки (оздоровительный, начальный, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) - влияет на число учебно-тренировочных часов в неделю, наполняемость групп, а также на надбавки тренерам;

- категория потребителей (дети младшего школьного возраста, дети среднего и старшего школьного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья и т.д.) - влияет на число учебно-тренировочных часов в неделю, а также на количественный состав групп.

В соответствии с вышеуказанными Комплексными рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации нормативы затрат на выполнение работ в сфере физической культуры и спорта, в случае если показатель объема работы не определен, не разрабатываются, однако при расчете ассигнований на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на выполнение работы могут использоваться различные нормативы, утвержденные в отрасли. Например, при определении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на выполнение работ по подготовке сборных команд субъектов Российской Федерации могут использоваться утвержденные на региональном или, соответственно, местном уровне нормативы на участие одного спортсмена в учебно-тренировочных мероприятиях, нормативы на финансовое обеспечение спортсменов, которым такое обеспечение предоставляется, нормативы на приобретение экипировки и спортивного инвентаря и т.д. При определении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на выполнение работ по организации и проведению в соответствии с календарным планом физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий могут использоваться, например, нормативы на предоставление атрибутов соревнования на одного участника мероприятия.

При расчете финансового  обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг ввиду специфичности спортивных объектов расходы на содержание недвижимого имущества предлагается нормировать не на 1 потребителя услуги, а на 1 кв. м площади спортивного объекта.

Таким образом, расчет объема финансирования государственного или муниципального задания опирается не только на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, общие для всех учреждений любой отраслевой принадлежности, но и на правила, разработанные с учетом особенностей деятельности учреждений в различных сферах.

 

1.2 Особенности  финансового обеспечения деятельности  учреждений профессионального образования

 

Финансирование образования  в Российской Федерации осуществляется из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В сфере образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления.

Финансирование образования  предусматривает следующие подразделы:

- дошкольное образование;

- общее образование;

- начальное профессиональное  образование;

- среднее профессиональное  образование;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

- высшее и послевузовское  профессиональное образование

Финансирование начального профессионального и среднего образования (за исключением образования, получаемого  в федеральных образовательных  учреждениях), которые обеспечивают подготовку рабочих кадров и специалистов для нужд региональных рынков труда осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

За федеральными органами государственной власти в сфере  образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального  образования, главным образом, высшего  и послевузовского профессионального образования.

В пределах имеющихся  бюджетных и внебюджетных средств  образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают  в зависимости от социального  положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Из федерального бюджета  выделяются средства на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов, при этом на каждого студента образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, обучающегося за счет средств федерального бюджета, для реализации указанных мер ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных размеров оплаты труда.

Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

Законом № 83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлены три типа государственных  и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

На сегодняшний день средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование не только в России, но и во многих странах мира (Германии, Франции, Швеции, Великобритании и т.д.), при этом масштаб государственного финансирования образования выступает одним из главных показателей, характеризующих политику страны.

Процесс по организации  финансирования системы образования можно представить в виде последовательной цепочки состоящей из трех блоков:

- определение объема  бюджетного финансирования;

- организация системы  бюджетного финансирования;

- организация системы  отчетности по расходованию бюджетных средств.

В Законе РФ «Об образовании» определено, что, основой государственных  гарантий получения гражданами страны полного общего и профессионального  образования в пределах государственных  образовательных стандартов выступает  государственное и муниципальное финансирование образования.

С переходом экономики  страны на рыночные начала хозяйствования в организации финансового обеспечения  образовательных учреждений появились  принципиально иные, рыночные подходы. Новый финансовый механизм системы  образования характеризуется, прежде всего, сочетанием бюджетного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования.

При этом, в целях реализации принципа бюджетного финансирования образовательного стандарта на федеральном и региональном (местном) уровнях ключевым является решение вопроса распределения бюджетных полномочий в сфере образования и в какой пропорции должно осуществляться финансирование.

Здесь критериями разграничения  расходных полномочий между властями разных уровней являются следующие:

- субсидиарностъ - максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг;

-территориальное соответствие - максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг;

-внешние эффекты - чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться;

- эффект территориальной дифференциации - чем выше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться;

-эффект масштаба - концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств.

В связи с децентрализацией бюджетного процесса изменилась схема  финансирования образования. Основным по объему источником финансирования является местный бюджет - 60% расходов на образование. При этом федеральные органы управления образованием не имеют реальных рычагов активного влияния на формирование фонда федеральной поддержки субъектов, из которого осуществляется субсидирование регионов.

В рамках системы профессионального  образования финансовый механизм включает четыре взаимосвязанных элемента: финансовые методы, финансовые рычаги, финансовые инструменты, обеспечивающие подсистемы (правовую, нормативную, информационную, технологическую, кадровую).

Законодательно механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений определен в Главе 4 Закона РФ «Об образовании» ст. 41:

- деятельность образовательного  учреждения финансируется его  учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования;

- финансирование образовательных  учреждений осуществляется на  основе государственных (в том  числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения;

- федеральные нормативы финансирования  образовательных учреждений ежегодно  устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми (что, между прочим, не выполняется);

- региональные и местные нормативы  финансирования должны учитывать  специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения;

- схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Для решения ряда проблем предполагается сохранить статус бюджетных учреждений только за теми, которые действительно нуждаются в административном контроле и сметном финансировании.

С принятием Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) меняются основные финансовые механизмы функционирования образовательных учреждений.

Несмотря на то, что согласно п.1 ст. 33 этого закона он вступает в  силу с 1 января 2011 г., уже сейчас руководителям образовательных учреждений необходимо осуществлять подготовку к новым условиям хозяйствования и, самое главное, к обоснованному выбору правового положения образовательного учреждения (далее – ОУ).

Этот закон ориентирован на достижение целей, которые были конкретизированы еще в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009г. № 1123-р.

В результате любое ОУ вне зависимости от его типа (за исключением казенных учреждений), уровня предоставляемого им образования, а также от его местоположения (городское или сельское) будет функционировать в условиях управления не затратами (где объемы поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности ОУ были определены заранее на текущий финансовый год и утверждались в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, из которого финансировалась основная деятельность учреждения – финансирование по смете), а результатами (когда осуществляется финансирование не учреждения как такового, а предоставления им государственных и муниципальных услуг в конкретизированном объеме и определенного качества).

В итоге в Законе РФ «Об образовании» термин «финансирование образовательных учреждений» в ст. 41 заменен на «финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения», что обусловливает разграничение организационных функций заказчиков (государство, органы местного самоуправления, работодатели, население), получателей (обучающиеся) и производителей образовательно-социальных услуг (образовательные учреждения).

Таким образом, основанием к получению  бюджетных средств образовательным  учреждением, функционирующим в  форме бюджетного или автономного учреждения, является получение государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных программ различного вида и уровня подготовки.

Информация о работе Современный механизм финансового обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования (на примере ГОУ НПО ПУ №2