Современный механизм финансового обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования (на примере ГОУ НПО ПУ №2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – предложить мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения деятельности рассматриваемого учреждения начального профессионального образования.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового обеспечения деятельности учреждения;
- дать краткую характеристику учреждения;
- проанализировать формирование и использование источников финансирования деятельности ГОУ НПО ПУ №29;
- предложить мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты финансового обеспечения деятельности государственных или муниципальных учреждений……………………………6
Нормативные основы финансирования государственных или муниципальных учреждений…………………………………………………….6
1.2 Особенности финансового обеспечения деятельности учреждений профессионального образования……………………………………………….12
2. Современный механизм финансового обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования (на примере ГОУ НПО ПУ №29).………..………………………………………………………….21
2.1 Особенности формирования источников финансирования услуг начального профессионального образования в субъектах РФ...……………...21
2.2 Анализ формирования и использования бюджетных и внебюджетных источников финансовой деятельности ГОУ НПО ПУ №29…………………..28
3. Совершенствование финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения сферы профессионального образования…….40
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Доработка 2.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Реализация сформированного и  утвержденного для бюджетного или  автономного ОУ государственного (муниципального) задания будет осуществляться с 1 января 2011 г. в форме выделения субсидии на его выполнение из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий предполагает формирование механизма предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания для бюджетных учреждений, в т. ч.:

- субсидии на оказание  услуг (выполнение работ) в  соответствии с государственным  заданием (ст. 78.1 БК РФ);

- субсидии на иные  цели (ст. 78.1 БК РФ);

- бюджетные инвестиции (ст. 79 БК РФ).

Образование относится  к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование  являются средства бюджета.

В Российской Федерации, ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование, становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

В современных условиях происходит передача ответственности  за финансирование профессионального  образования с федерального на региональный и муниципальные уровни. Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных, образовательных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную  отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых, кроме Федерального Закона «Об образовании» можно выделить Федеральные Законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Рынок образовательных  услуг призван удовлетворять  не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения  и предприятий. Стремление преобразовать  систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

- предпринимательской  деятельности самого образовательного  учреждения;

- взаимодействия с  юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную  деятельность в пользу образовательного  учреждения, либо выступать спонсорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современный  механизм финансового обеспечения  деятельности учреждений начального профессионального образования (на примере ГОУ НПО ПУ №29)

 

2.1 Особенности  формирования источников финансирования  услуг начального профессионального  образования в субъектах РФ

 

Вопросы финансового  обеспечения учреждений начального и среднего профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, в условиях ориентации региональных органов власти на повышение эффективности использования бюджетных средств, приобретают особую актуальность. Новые экономические механизмы финансирования бюджетных учреждений с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями, ориентируясь на результат (стимулирование увеличения численности обучающихся, повышение количества и качества реализуемых образовательных программ и т. п.).

Выбор подходов к расчету  таких нормативов для учреждений начального и среднего профессионального  образования и определение путей их практической реализации – важная задача, стоящая перед региональными органами власти в условиях, когда отсутствует единая федеральная законодательная база и необходимо принятие региональных методик расчета нормативов в зависимости от уровня образования, типа и вида образовательного учреждения.

Основными целями перехода к нормативному подушевому финансированию в сфере НПО и СПО  являются:

  • повышение обоснованности пользования региональными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ;
  • расчет реальных затрат на реализацию образовательной программы;
  • переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию востребованных образовательных программ;
  • оптимизация региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования .

С учетом вышеуказанных  принципов были разработаны Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 29.06.2006 № АФ-157/02), ставшие основой для определения нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждении разных типов и видов, в т. ч. и учреждений начального и среднего профессионального образования в субъектах РФ.

Основные идеи методических рекомендаций, ставших типовыми для  значительной части регионов, заключаются  в следующем:

  • планирование должно осуществляться на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги в расчете на одного учащегося;
  • необходим учет специфики контингента учащихся;
  • норматив должен учитывать законодательно определенные натуральные нормы (санитарные, по наполняемости классов и др.);
  • для определения стоимости стандартной образовательной услуги необходимо использовать нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги;
  • учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения (годам обучения), видам образовательных программ (по профилям) может осуществляться при помощи коэффициентов удорожания;
  • методика расчета должна учитывать региональные особенности.

Вместе с тем мониторинг практики соблюдения указанных выше принципов при расчете норматива  бюджетного финансирования в регионах РФ свидетельствует о существенных расхождениях с идеологией, заложенной в методических рекомендациях.

Анализ законодательно закрепленных в субъектах РФ методик нормативного подушевого финансирования учреждений начального и среднего профессионального  образования позволяет выявить  основные направления, по которым происходит корректировка рекомендуемой методики из-за региональной специфики ее применения.

Следует отметить, что  во всех субъектах РФ, несмотря на различия в подходах к расчету норматива, в структуре затрат, включаемых в  норматив, выделяются два основных компонента: затраты на заработную плату различных групп персонала и затраты на материальное обеспечение учебного процесса.

Формирование фонда материального  обеспечения обычно не вызывает никаких  проблем, в него в регионах включают расходы:

  • на учебно-материальное оснащение образовательного процесса;
  • организацию учебных экскурсий, производственной практики;
  • комплектование библиотечных фондов, подписку и приобретение периодических изданий;
  • информационное и учебно-методическое обеспечение, приобретение бланочной продукции;
  • организацию и проведение мероприятий культурно-просветительного характера;
  • развитие технического и художественного творчества учащихся, обеспечение спортивных мероприятий;
  • текущий ремонт и обслуживание учебного оборудования;
  • другие учебные расходы в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством;
  • транспортное обслуживание обучающихся;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • услуги связи;
  • прочие услуги (в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством).

Рассчитывается этот фонд, как правило, одним из двух способов:

  • в процентном отношении (как доля от фонда оплаты труда учреждения);
  • в абсолютном выражении (через расчет норматива на учащегося, который затем умножается на количество человек, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования).

Таким образом, сравнительный анализ методик расчета норматива бюджетного финансирования будет затрагивать, прежде всего, расходы на оплату труда в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Особое внимание стоит  уделить тому, что является основой для расчета фондов оплаты труда образовательных учреждений в анализируемых регионах (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 – Методы установления норматива бюджетного финансирования

 

Регион

Основа для расчета

Чувашская Республика

Норматив на одного обучающегося, рассчитанный с учетом расходов на оплату труда педагогических работников и мастеров производственного обучения

Ярославская область

Норматив на одного обучающегося (расчет минимально необходимых затрат, связанных  с реализацией образовательных  программ стандартного качества)

Мурманская область

Норматив на одного обучающегося, рассчитанный по количеству ставок различных  групп персонала

Краснодарский край

Расчетная численность педагогического  персонала

Хабаровский край

Расчетная численность преподавателей образовательных учреждений

Республика Марий Эл

Средневзвешенный размер стоимости  одного педагогического часа

Камчатский край

Норматив на одного обучающегося (расчет минимально необходимых затрат, связанных  с реализацией образовательных  программ стандартного качества)

Астраханская область

Норматив на одного обучающегося (расчет минимально необходимых затрат, связанных  с реализацией образовательных  программ стандартного качества)

Тамбовская область

Расходы на одного учащегося, рассчитанные исходя из числа педагогических ставок


 

Как следует из табл. 2.1, все анализируемые регионы можно условно распределить в 2 группы:

  • регионы, где норматив на одного обучающегося является суммой минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества;
  • регионы, где норматив рассчитывается через число ставок и средний должностной оклад (или тарифный разряд) по каждой профессионально-квалификационной группе персонала.

Каждый регион выходит  из этой ситуации по-своему. Таким образом, при введении нормативов подушевого финансирования в субъектах РФ на первый план выходит решение вопроса о применении коэффициентов удорожания по профилям обучения, позволяющих учесть все особенности образовательных программ учреждений начального и среднего профессионального образования.

Региональный опыт по формированию нормативов бюджетного финансирования реализации программ начального и среднего профессионального образования позволяет сформулировать предложения по совершенствованию практики и методики расчета норматива подушевого финансирования.

В связи с поэтапным  переходом части регионов на нормативное  бюджетное финансирование в сфере  начального и среднего профессионального  образования необходима опережающая  разработка и внедрение модельного методического обеспечения нормативов, которое позволит унифицировать подходы к организации финансирования на этих уровнях образования.

Нормативные акты, направленные на внедрение нормативного подушевого финансирования в различных регионах – субъектах РФ, должны быть сопоставимы между собой по степени детализации, содержать алгоритмы расчета норматива, адекватные их правилам. На практике часть регионов устанавливает нормативы бюджетного подушевого финансирования на основе индивидуальных расчетов (по оценке сложившейся ситуации) без разработки и утверждения методик, что искажает суть нормативного бюджетного финансирования, делает произвольными и индивидуальными процедуры расчета нормативов. Представляется целесообразным формирование однородной методической базы для перехода на нормативное подушевое финансирование во всех регионах.

Часть субъектов РФ определяет в своих нормативных актах  процедуры коррекции нормативов бюджетного подушевого финансирования для приближения размеров реально  выделенных средств на финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования  к их расходам за прошлые годы, часть регионов – субъектов РФ не предусматривает в своем нормативном поле использование указанного механизма. Различная "степень жесткости" введения нормативно-подушевого финансирования в регионах усиливает эффект мозаичности, разнонаправленности, фиксируемый в региональных практиках. Объективной необходимостью является обеспечение равнозначности этого показателя для исключения из нормативного финансирования излишних индивидуальных затрат образовательных учреждений, финансируемых через бюджет в предыдущие годы.

Региональные модели применения подушевого бюджетного финансирования предусматривают:

Информация о работе Современный механизм финансового обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования (на примере ГОУ НПО ПУ №2