Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……

Файлы: 1 файл

грб.doc

— 142.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный

университет сервиса и экономики

 

Институт региональной экономики и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Государственное регулирование бюджета»

 

Тема: «Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила студентка:

                                                              4 курса, дневного отделения

                                       Группа 0610.1

                                                                Болдышева Юлия Вадимовна

                                         Преподаватель:

Соколова Надежда Владимировна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6

1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное  деление страны………….……...………….……………...…6

1.2 Принципы построения  бюджетной системы Российской  Федерации и Федеративной Республики  Германии…………….……………………………9

1.3 Бюджетный федерализм  и его основные модели…………………….…..12

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15

2.1 Доходы федерального  бюджета………………………………………...…15

2.2 Расходы федерального  бюджета…………………………………………..24

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33

3. 1 Оптимизация государственных  расходов как условие повышения  результативности……………………………………………………………….33

3.2 Оптимизация поступлений  в доходную часть федерального  бюджета....36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……43

ПРИЛОЖЕНИЯ………..………………………………….……………….……44

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.

Сравнительный анализ бюджетного устройства таких стран, как Германия и Россия, учет преимуществ и недостатков каждой из них, дает возможность сформировать организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов, с целью ее улучшения, так же германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.

Прежде всего, будут рассмотрены такие понятия как бюджетное устройство, бюджетная система, её роль в государственном устройстве, основные характеристики, рассмотрены взаимосвязь между административно-территориальным делением страны,  основные принципы бюджетного устройства, бюджетный федерализм и основные его модели, выполнен сравнительный анализ бюджетного устройства таких федеративных государств как Германия и Россия, выявлены на основе сравнительного анализа проблемы бюджетного устройства, а также пути решения данных проблем.

Объектом исследования в данной работе является Германия и Российская Федерация.

Предмет исследования –  бюджетное устройство Российской Федерации и Федеративной Республики Германии.

Методика исследования: в работе были использованы аналитические, статистические методы.

В соответствии с актуальностью темы цель данной работы состоит в том, чтобы, проанализировав особенности бюджетной системы ФРГ в сравнении с РФ, можно было сделать вывод о том, что бюджетное устройство это процесс динамичный во времени и зависящий от ряда причин, которые со временем так же изменяются.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

Первая задача состоит в изучении содержания понятий «бюджетного устройства» и «бюджетной системы», выдвижении и обосновании принципов и особенностей их построения, изучении межбюджетных отношений и основных моделей бюджетного федерализма.

Вторая задача находит свое отражение в сравнительной характеристике бюджетного устройства таких федеративных государств, как Российская Федерация и Германия, изучении доходной части бюджета, исследовании возможности увеличения доходов, исследовании расходов федерального бюджета РФ и ФРГ, выявлении возможности увеличения результативности, эффективности использования средств.

И последняя задача состоит, в том, что бы определить решение выше обозначенных проблем.

Информационной базой изучения и написания данной курсовой работы послужили различные источники, начиная от правовых актов, регулирующих данные правоотношения и заканчивая научной и учебной литературой в сфере финансов государства, была использована информация, собранная из специальной литературы, юридические консультации справочных систем, использовались журналы, методические пособия, научные статьи, конституции РФ и ФРГ. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы. Работа по своей структуре имеет введение, три основные части, заключение, список использованной литературы.

В первой части раскрываются общие теоретические вопросы, характеризующие понятие бюджетной системы и бюджетного устройства. Здесь определяется, что такое бюджетная система, какова её роль в государственном устройстве, какие основные характеристики она имеет, рассмотрены взаимосвязь между административно-территориальным делением страны,  основные принципы бюджетного устройства, бюджетный федерализм и основные его модели.

В аналитической части дана сравнительная характеристика бюджетного устройства Германии и Российской Федерации на основе анализа доходных и расходных частей федерального бюджета, а также межбюджетных отношений.

В последней главе после проведения сравнительного анализа выявлены основные проблемы бюджетного устройства, а также предложены возможные пути решения перечисленных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

 

1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны

 

Для осуществления своих функций и задач государственным органам на всех уровнях управления необходимо наличие соответствующих финансовых ресурсов, поэтому в любой стране создается сеть бюджетов, способствующая аккумуляции денежных средств регионов для финансирования их социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания аппарата управления и иных мероприятий.

Внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями, представляет собой бюджетное устройство, иначе организацию бюджетной системы, которая включает в себя три важные характеристики.

  1. Структура бюджетной системы;
  2. Организационные принципы построения бюджетной системы;
  3. Взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

Первая характеристика, а значит, и тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. В федеральных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет централизованного правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты в условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет.1

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система и является составной частью бюджетного устройства.

Сравнение любых объектов связано с определением характеризующих эти объекты признаков, то есть того, что необходимо сравнивать. Именно поэтому, перед тем, как перейти к сравнению бюджетного устройства РФ и ФРГ, необходимо определить критерии сравнения, одним из которых является установленная в государстве система правоотношений между бюджетами административно-территориальных единиц и бюджетом государства.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том  числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и  сельских поселений 2

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетная система ФРГ включает: бюджет федерации; специальные правительственные фонды; бюджеты земель; более 10000 общин.

Для германской бюджетной системы характерна трехступенчатая система межбюджетного выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления НДС в бюджеты субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами земель без вмешательства со стороны федерального правительства. Третьим видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные гранты некоторым территориям.  
 Сложившаяся в ФРГ бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации существует собственная методика перераспределения ресурсов между бюджетами муниципальных образований. Обычно при составлении таких методик органы власти земель исходят в первую очередь из расходных потребностей муниципалитетов, принимая во внимание структуру региональной экономики.

Из вышесказанного можно сделать вывод о схожести бюджетного устройства ФРГ и РФ. И РФ и ФРГ свойственна кооперативная модель бюджетного устройства. Особенностью Германии является то, что специальные правительственные фонды выделены в отдельное звено бюджетной системы.

1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии

 

В большинстве стран бюджет принимается в виде закона. Бюджетные акты, как правило, состоят из трех частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений; Все доходы и расходы должны быть представлены в полном объеме;

Бюджетная система Германии основана на следующих принципах:  
- единство и полнота бюджетной системы страны (Принцип полноты означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Принцип единства т.е. единство бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, формирования бюджетной документации, бюджетной отчетности и т.д.) ;  
- совокупное покрытие расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета);  
- годичный бюджетный период (Совпадает с календарным – с 1 января по 31 декабря);  
- своевременность представления бюджетов (до начала бюджетного года);  
- неизменность бюджетных параметров (отсутствие возможности изменять размер расходов по определенным статьям);  
-экономичность и экономность расходования бюджетных средств (означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств) 
- сбалансированность бюджетов (Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета);  
- достоверность и ясность бюджетов (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);  
- брутто-принцип (доходы и расходы представлены раздельно и в полном объеме, без сальдирования);  
- принцип «разделения учетных единиц» (доходы - по источникам возникновения, расходы и обязательства – по целевым статьям);  
- принцип разделения правомочности осуществления бюджетных расходов от правомочности принятия бюджетных обязательств уполномоченными лицами .

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии