Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа
Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный
университет сервиса и экономики
Институт региональной экономики и управления
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Курсовая работа
по дисциплине «Государственное регулирование бюджета»
Тема: «Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии»
Соколова Надежда Владимировна
Санкт-Петербург
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА……………………………………………………
1.1 Бюджетное устройство,
бюджетная система и
1.2 Принципы построения
бюджетной системы Российской
Федерации и Федеративной
1.3 Бюджетный федерализм
и его основные модели…………………….
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных
расходов как условие
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……43
ПРИЛОЖЕНИЯ………..………………………………….…
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.
Сравнительный анализ бюджетного устройства таких стран, как Германия и Россия, учет преимуществ и недостатков каждой из них, дает возможность сформировать организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов, с целью ее улучшения, так же германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.
Прежде всего, будут рассмотрены
такие понятия как бюджетное устройство,
бюджетная система, её роль в государственном
устройстве, основные характеристики,
рассмотрены взаимосвязь между административно-
Объектом исследования в данной работе является Германия и Российская Федерация.
Предмет исследования – бюджетное устройство Российской Федерации и Федеративной Республики Германии.
Методика исследования: в работе были использованы аналитические, статистические методы.
В соответствии с актуальностью темы цель данной работы состоит в том, чтобы, проанализировав особенности бюджетной системы ФРГ в сравнении с РФ, можно было сделать вывод о том, что бюджетное устройство это процесс динамичный во времени и зависящий от ряда причин, которые со временем так же изменяются.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
Первая задача состоит в изучении содержания понятий «бюджетного устройства» и «бюджетной системы», выдвижении и обосновании принципов и особенностей их построения, изучении межбюджетных отношений и основных моделей бюджетного федерализма.
Вторая задача находит свое отражение в сравнительной характеристике бюджетного устройства таких федеративных государств, как Российская Федерация и Германия, изучении доходной части бюджета, исследовании возможности увеличения доходов, исследовании расходов федерального бюджета РФ и ФРГ, выявлении возможности увеличения результативности, эффективности использования средств.
И последняя задача состоит, в том, что бы определить решение выше обозначенных проблем.
Информационной базой изучения и написания данной курсовой работы послужили различные источники, начиная от правовых актов, регулирующих данные правоотношения и заканчивая научной и учебной литературой в сфере финансов государства, была использована информация, собранная из специальной литературы, юридические консультации справочных систем, использовались журналы, методические пособия, научные статьи, конституции РФ и ФРГ. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы. Работа по своей структуре имеет введение, три основные части, заключение, список использованной литературы.
В первой части раскрываются
общие теоретические вопросы, характеризующие
понятие бюджетной системы и бюджетного
устройства. Здесь определяется, что такое
бюджетная система, какова её роль в государственном
устройстве, какие основные характеристики
она имеет, рассмотрены взаимосвязь между
административно-
В аналитической части дана сравнительная характеристика бюджетного устройства Германии и Российской Федерации на основе анализа доходных и расходных частей федерального бюджета, а также межбюджетных отношений.
В последней главе после проведения сравнительного анализа выявлены основные проблемы бюджетного устройства, а также предложены возможные пути решения перечисленных проблем.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Бюджетное устройство,
бюджетная система и административно-
Для осуществления своих функций
и задач государственным органам на всех
уровнях управления необходимо наличие
соответствующих финансовых ресурсов,
поэтому в любой стране создается сеть
бюджетов, способствующая аккумуляции
денежных средств регионов для финансирования
их социальной сферы, благоустройства
каждой административно-
Внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями, представляет собой бюджетное устройство, иначе организацию бюджетной системы, которая включает в себя три важные характеристики.
Первая характеристика, а значит, и тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. В федеральных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет централизованного правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты в условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет.1
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система и является составной частью бюджетного устройства.
Сравнение любых объектов связано
с определением характеризующих эти объекты
признаков, то есть того, что необходимо
сравнивать. Именно поэтому, перед тем,
как перейти к сравнению бюджетного устройства
РФ и ФРГ, необходимо определить критерии
сравнения, одним из которых является
установленная в государстве система
правоотношений между бюджетами административно-
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный бюджет и
бюджеты государственных
- бюджеты субъектов РФ
и бюджеты территориальных
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских
- бюджеты городских и сельских поселений 2
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.
Бюджетная система ФРГ включает: бюджет федерации; специальные правительственные фонды; бюджеты земель; более 10000 общин.
Для германской бюджетной системы
характерна трехступенчатая система межбюджетного
выравнивания. Во-первых, осуществляется
доходное выравнивание через поступления
НДС в бюджеты субъектов федерации: 25%
от доли бюджетов земель в общих поступлениях
НДС распределяется между всеми землями.
Второй вид межбюджетного выравнивания
заключается в перераспределении бюджетных
ресурсов между бюджетами земель без вмешательства
со стороны федерального правительства.
Третьим видом финансовой поддержки регионов
в ФРГ являются прямые федеральные гранты
некоторым территориям.
Сложившаяся в ФРГ бюджетная система
предполагает, что внутри каждого субъекта
федерации существует собственная методика
перераспределения ресурсов между бюджетами
муниципальных образований. Обычно при
составлении таких методик органы власти
земель исходят в первую очередь из расходных
потребностей муниципалитетов, принимая
во внимание структуру региональной экономики.
Из вышесказанного можно сделать вывод о схожести бюджетного устройства ФРГ и РФ. И РФ и ФРГ свойственна кооперативная модель бюджетного устройства. Особенностью Германии является то, что специальные правительственные фонды выделены в отдельное звено бюджетной системы.
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии
В большинстве стран бюджет принимается в виде закона. Бюджетные акты, как правило, состоят из трех частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений; Все доходы и расходы должны быть представлены в полном объеме;
Бюджетная система Германии
основана на следующих принципах:
- единство и полнота бюджетной системы
страны (Принцип полноты означает, что
все доходы и расходы должны быть представлены
в бюджете в полном объеме. Принцип единства
т.е. единство бюджетного законодательства,
организации и функционирования бюджетной
системы, формирования бюджетной документации,
бюджетной отчетности и т.д.) ;
- совокупное покрытие расходов бюджетов
(расходы бюджета не могут быть увязаны
с определенными доходами и источниками
финансирования дефицита бюджета);
- годичный бюджетный период (Совпадает
с календарным – с 1 января по 31 декабря);
- своевременность представления бюджетов
(до начала бюджетного года);
- неизменность бюджетных параметров (отсутствие
возможности изменять размер расходов
по определенным статьям);
-экономичность и экономность расходования
бюджетных средств (означает, что при составлении
и исполнении бюджетов уполномоченные
органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств)
- сбалансированность бюджетов (Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем расходов должен быть равен
объему доходов плюс источники финансирования
дефицита бюджета);
- достоверность и ясность бюджетов (надежность
показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующих территорий
и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета);
- брутто-принцип (доходы и расходы представлены
раздельно и в полном объеме, без сальдирования);
- принцип «разделения учетных единиц»
(доходы - по источникам возникновения,
расходы и обязательства – по целевым
статьям);
- принцип разделения правомочности осуществления
бюджетных расходов от правомочности
принятия бюджетных обязательств уполномоченными
лицами .