Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……

Файлы: 1 файл

грб.doc

— 142.05 Кб (Скачать файл)

Транспорт. В 2010 их доля составила 7%. Выделяются следующие подразделы: федеральные железные дороги, федеральные автострады, федеральные водные пути и улучшение транспортного сообщения в общинах. Внутренняя безопасность. В абсолютном выражении расходы остаются практически неизменными. Динамика расходов федерального бюджета за 2006-2011гг представлена на рисунке 8.

                                                                                                                             Рисунок 8

Динамика расходов федерального бюджета за 2006-2011гг.

 

Рассмотрим для сравнения расходную часть бюджета РФ. В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Расходы федерального бюджета в 2008 году выросли по сравнению с 2005 годом до 18,2% ВВП. Причиной этому послужил рост расходов на межбюджетные трансферты до 6,4% ВВП.5

Рост расходов федерального бюджета по сравнению с 2007 годом, происходивший на фоне падения доходов, привел к сокращению профицита федерального бюджета до 4,1% ВВП.

Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет формировался с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть.

 

Рисунок 8

Динамика профицита федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг., млрд руб.

 

Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд (с 1 января 2008 года – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния).

Таблица 4

Расходы федерального бюджета Российской Федерации 2006-2010гг.

Вид расходов

Расходы федерального бюджета РФ в млрд. руб.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общегосударственные вопросы

681,8

831,88

1040,85

885

1087

Национальная оборона

550,23

666,98

928,19

619

678

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

345,00

692,60

712,18

707

727

Национальная экономика

533,15

815,73

1017,52

1920

1366

Жилищно-коммунальное хозяйство

52,70

196,49

278,21

127

103

Охрана окружающей среды

6,64

8,20

11,35

13

12

Образование

212,37

294,61

350,62

388

386

Культура, кинематография, средства массовой информации

55,22

70,99

96,15

110

107

Здравоохранение и спорт

147,53

294,94

311,53

323

325

Социальная политика

201,24

214,04

293,64

320

329

Межбюджетные трансферты

1498,92

1900,10

2530,63

3443

3725

Итого

4284,80

5986,56

7570,87

 

10323,8


Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2010 году доля расходования этих средств составила 37,7%. К основным подразделам можно отнести трансферты во внебюджетные фонды, финансовую   помощь   бюджетам    других уровней.                                       

Национальная экономика занимает второе место в распределении бюджетных средств.  В 2010 году их доля составила 13,8 % от всех расходов федерального бюджета России. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесенных к ведению Российской Федерации.

Третьим разделом, доля которого составляет 11 % от общей суммы расходов 2010 года, являются общегосударственные вопросы. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.

Такой показатель, как национальная оборона в 2010 году составил 678 млрд. руб., что составляет 6,9 % от общей суммы расходов федерального бюджета. 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность составляют 7,4 %. К основным подразделам относятся: органы внутренних дел, органы безопасности, система исполнения наказаний, органы пограничной службы.

Следующим разделом, в общем объеме расходов, является образование, в 2010 году составил 3,9 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. В 2010 году он составил 3,3 %. Основные подразделы: пенсионное и социальное обеспечение население, социальное обслуживание населении.

Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. В 2010 году доля расходов по данному разделу составила 3,3%.

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,1-1,1 % в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (Приложение 2).

Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.

При этом несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП).6

 

Рисунок 9

Динамика расходов федерального бюджета в % к ВВП

 

В целом, объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрастет на 23 %, а их доля в общем объеме расходов – с 32 до 39,9 %, в основном за счет увеличения трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации.7

С учетом изложенного, общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год определен на уровне 9886,9 млрд рублей (22,9% ВВП), на 2011 год – 9389,8 млрд рублей (19,5% ВВП), на 2012 год – 9681,0 млрд рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4%, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5%, 12,1% и 3,6%.

В 2010-2012 годах сохранятся тенденции превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением. Дефицит федерального бюджета в 2009 году находится на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.8

Рисунок 10

 Дефицит ненефтегазового бюджета  при этом будет также сокращаться - с 15%ВВП в текущем году до 9,8%ВВП  в 2012 году. Несмотря на постепенное  снижение предполагаемого уровня  бюджетного дефицита с каждым  годом все более остро будет  стоять проблема его финансирования.

 

 

 

 

 

 

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

3.1. Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности

 

Если сравнить сумму бюджетных расходов в РФ и в ФРГ за год в денежном выражении, то получим, что в Германии она больше в 1,5 раза. Это связано с тем, что Россия и Германия находятся на разных уровнях развития. Германия входит к числу наиболее развитых стран мира.

В ФРГ наибольшая доля средств идет на социальное обеспечение( около 1/3). Это говорит о социальной направленности бюджета ФРГ. В РФ на данный раздел приходится 4% от всех расходов. В абсолютном выражении суммы выделяемые на данный раздел на 4028 млрд. руб. больше в ФРГ. Есть статьи, которые и в РФ и в ФРГ схожи. Так раздел национальная оборона и в РФ и в ФРГ составляет менее 10% и динамика этих расходов к снижению. Схожа статья образование. На нее выделяется около 5% и наблюдается тенденция к снижению. В общем можно сказать о том, что в ФРГ большая часть бюджета идет на социальное обеспечение, в то время как в России на межбюджетное выравнивание. Бюджет в РФ направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.

Для германской бюджетной системы характерна трехступенчатая система межбюджетного выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления НДС в бюджеты субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами земель без вмешательства со стороны федерального правительства. Третьим видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные гранты некоторым территориям.

Сложившаяся в ФРГ бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации существует собственная методика перераспределения ресурсов между бюджетами муниципальных образований. Обычно при составлении таких методик органы власти земель исходят в первую очередь из расходных потребностей муниципалитетов, принимая во внимание структуру региональной экономики.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Межбюджетное выравнивание в Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему.

Бюджетный кодекс Российской Федерации дает однозначное толкование принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств как «…достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств»9.

Как отмечено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Исполнение действующих расходных обязательств - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который также требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации.

Показателями достижения данной цели является полное и своевременное исполнение расходных обязательств.

Внешними условиями, необходимыми для достижения данной цели, являются предоставление субъектами бюджетного планирования и Банком России документов в сроки, установленные графиком разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также действия главных распорядителей бюджетных средств по совершенствованию системы финансового менеджмента.

На пути достижения поставленной цели Министерству финансов Российской Федерации необходимо выполнить 5 задач:10

  • своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • организация и обеспечение исполнения федерального бюджета и формирование бюджетной отчетности;
  • обеспечение исполнения расходных обязательств Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета;
  • обеспечение контроля за соблюдением бюджетного и валютного законодательства.

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии