Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа
Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……
Транспорт. В 2010 их доля составила 7%. Выделяются следующие подразделы: федеральные железные дороги, федеральные автострады, федеральные водные пути и улучшение транспортного сообщения в общинах. Внутренняя безопасность. В абсолютном выражении расходы остаются практически неизменными. Динамика расходов федерального бюджета за 2006-2011гг представлена на рисунке 8.
Динамика расходов федерального бюджета за 2006-2011гг.
Рассмотрим для сравнения расходную часть бюджета РФ. В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Расходы федерального бюджета в 2008 году выросли по сравнению с 2005 годом до 18,2% ВВП. Причиной этому послужил рост расходов на межбюджетные трансферты до 6,4% ВВП.5
Рост расходов федерального бюджета по сравнению с 2007 годом, происходивший на фоне падения доходов, привел к сокращению профицита федерального бюджета до 4,1% ВВП.
Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет формировался с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть.
Рисунок 8
Динамика профицита федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг., млрд руб.
Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд (с 1 января 2008 года – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния).
Таблица 4
Расходы федерального бюджета Российской Федерации 2006-2010гг.
Вид расходов |
Расходы федерального бюджета РФ в млрд. руб. | ||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Общегосударственные вопросы |
681,8 |
831,88 |
1040,85 |
885 |
1087 |
Национальная оборона |
550,23 |
666,98 |
928,19 |
619 |
678 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
345,00 |
692,60 |
712,18 |
707 |
727 |
Национальная экономика |
533,15 |
815,73 |
1017,52 |
1920 |
1366 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
52,70 |
196,49 |
278,21 |
127 |
103 |
Охрана окружающей среды |
6,64 |
8,20 |
11,35 |
13 |
12 |
Образование |
212,37 |
294,61 |
350,62 |
388 |
386 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
55,22 |
70,99 |
96,15 |
110 |
107 |
Здравоохранение и спорт |
147,53 |
294,94 |
311,53 |
323 |
325 |
Социальная политика |
201,24 |
214,04 |
293,64 |
320 |
329 |
Межбюджетные трансферты |
1498,92 |
1900,10 |
2530,63 |
3443 |
3725 |
Итого |
4284,80 |
5986,56 |
7570,87 |
10323,8 |
Наибольший удельный вес в классификации
расходов занимают межбюджетные трансферты.
В 2010 году доля расходования этих средств
составила 37,7%. К основным подразделам
можно отнести трансферты во внебюджетные
фонды, финансовую помощь
бюджетам других уровней.
Национальная экономика занимает второе место в распределении бюджетных средств. В 2010 году их доля составила 13,8 % от всех расходов федерального бюджета России. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесенных к ведению Российской Федерации.
Третьим разделом, доля которого составляет 11 % от общей суммы расходов 2010 года, являются общегосударственные вопросы. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.
Такой показатель, как национальная оборона в 2010 году составил 678 млрд. руб., что составляет 6,9 % от общей суммы расходов федерального бюджета.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность составляют 7,4 %. К основным подразделам относятся: органы внутренних дел, органы безопасности, система исполнения наказаний, органы пограничной службы.
Следующим разделом, в общем объеме расходов, является образование, в 2010 году составил 3,9 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. В 2010 году он составил 3,3 %. Основные подразделы: пенсионное и социальное обеспечение население, социальное обслуживание населении.
Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. В 2010 году доля расходов по данному разделу составила 3,3%.
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,1-1,1 % в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (Приложение 2).
Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.
При этом несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП).6
Рисунок 9
Динамика расходов федерального бюджета в % к ВВП
В целом, объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрастет на 23 %, а их доля в общем объеме расходов – с 32 до 39,9 %, в основном за счет увеличения трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации.7
С учетом изложенного, общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год определен на уровне 9886,9 млрд рублей (22,9% ВВП), на 2011 год – 9389,8 млрд рублей (19,5% ВВП), на 2012 год – 9681,0 млрд рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4%, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5%, 12,1% и 3,6%.
В 2010-2012 годах сохранятся тенденции превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением. Дефицит федерального бюджета в 2009 году находится на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.8
Рисунок 10
Дефицит ненефтегазового
3.1. Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности
Если сравнить сумму бюджетных расходов в РФ и в ФРГ за год в денежном выражении, то получим, что в Германии она больше в 1,5 раза. Это связано с тем, что Россия и Германия находятся на разных уровнях развития. Германия входит к числу наиболее развитых стран мира.
В ФРГ наибольшая доля средств идет на социальное обеспечение( около 1/3). Это говорит о социальной направленности бюджета ФРГ. В РФ на данный раздел приходится 4% от всех расходов. В абсолютном выражении суммы выделяемые на данный раздел на 4028 млрд. руб. больше в ФРГ. Есть статьи, которые и в РФ и в ФРГ схожи. Так раздел национальная оборона и в РФ и в ФРГ составляет менее 10% и динамика этих расходов к снижению. Схожа статья образование. На нее выделяется около 5% и наблюдается тенденция к снижению. В общем можно сказать о том, что в ФРГ большая часть бюджета идет на социальное обеспечение, в то время как в России на межбюджетное выравнивание. Бюджет в РФ направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.
Для германской бюджетной системы характерна трехступенчатая система межбюджетного выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления НДС в бюджеты субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами земель без вмешательства со стороны федерального правительства. Третьим видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные гранты некоторым территориям.
Сложившаяся в ФРГ бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации существует собственная методика перераспределения ресурсов между бюджетами муниципальных образований. Обычно при составлении таких методик органы власти земель исходят в первую очередь из расходных потребностей муниципалитетов, принимая во внимание структуру региональной экономики.
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Межбюджетное выравнивание в Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему.
Бюджетный кодекс Российской Федерации дает однозначное толкование принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств как «…достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств»9.
Как отмечено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Исполнение действующих расходных обязательств - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который также требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации.
Показателями достижения данной цели является полное и своевременное исполнение расходных обязательств.
Внешними условиями, необходимыми для достижения данной цели, являются предоставление субъектами бюджетного планирования и Банком России документов в сроки, установленные графиком разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также действия главных распорядителей бюджетных средств по совершенствованию системы финансового менеджмента.
На пути достижения поставленной цели Министерству финансов Российской Федерации необходимо выполнить 5 задач:10