Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……

Файлы: 1 файл

грб.doc

— 142.05 Кб (Скачать файл)

Налог на сырую нефть. В 2008 г. его удельный вес составил 19 %. В абсолютном выражении сумма налога колеблется незначительно. В 2007 он увеличился на 0,3 млрд. евро, к 2008 еще на 0,3 млрд. евро.

Прочие федеральные налоги. Их удельный вес в 2008 году составил  с 3%, но к 2010 планируется увеличение его доли до 4%. В абсолютном выражении сумма растет (с 2006 к 2008 на 1,5 млрд. евро).

Как видно из диаграмм, представленных  на рисунке 2 и налоговые доходы с 2006 и до 2008 имеют четкую тенденцию к увеличению.

                                                                                                                   Рисунок 2

Динамика налоговых поступлений с 2005-2008гг.

            

                                                                                                                  Рисунок 3

 Динамика налоговых поступлений по их видам с 2005-2008гг

 

Проанализируем налоговые доходы РФ в 2005-2008 гг. и сравним с аналогичным периодом ФРГ. Налоговые доходы РФ в 2008г. составили 5235 млрд. руб. их объем уменьшился по сравнению с 2006 на 2102,44 млрд.руб. Налоговые доходы в федеральный бюджет представлены в таблице 2.

Таблица 2

Налоговые поступление в федеральный бюджет Российской Федерации

Вид расходов

Доходы федерального бюджета, млрд. руб.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Налог на прибыль в организации

377,61

509,91

641,32

761,12

Налоги и взносы на социальные взносы

267,51

315,84

404,98

506,77

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ

1115,21

1017,43

1499,23

1123,62

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

464,19

603,97

827,28

1169,07

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

872,31

1116,68

1157,36

1637,52

Прочие налоговые поступления

33,41

31,83

39,08

34,58

Итого налоговые поступления

3130,24

3595,66

4569,25

5232,68


 

Как видно из рисунка 4 центральное место в структуре налоговых поступлений занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами их доля в налоговых поступлений в федеральный бюджет составила 31%. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

                                                                                                              Рисунок 4

Структура налоговых поступлений в 2008г.

 

 

Вторыми по значимости в 2008 году являются налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, их доля составила 22%. Что характерно для этого раздела, то здесь изменения будут связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями.

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21% в 2008 год. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал).

Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что с 2006 по 2008 увеличился на 393,51млрд. руб. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов.

Динамика изменения налоговых поступлений за 2005-2008гг представлена на рисунках 5, 6.

                                                                                                                            Рисунок 5

Структура изменения налоговых поступлений 2005-2008гг

                                                                                                    Рисунок 6

Динамика изменения налоговых поступлений

 

Теперь можно сравнить структуру налоговых поступлений. В России наибольший вес имеют налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, налоги на товары реализуемые на территории РФ; и налоги за пользование ресурсами. В Германии наибольший удельный вес имеет подоходный налог и НДС. В общем, из вышесказанного можно сделать следующие выводы. В Российской Федерации преобладают косвенные налоги, а в Германии прямые. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе. В РФ налоговое бремя более низкое. Налоговые доходы Германии в абсолютном выражении в 3, 2 раза больше, чем в РФ.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (Приложение 6).

В 2010-2012 предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010г., 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год.3

Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются:

  1. замена единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, в результате чего ненефтегазовые доходы снизились в 2010 году по сравнению с 2009 годом;
  2. увеличение прогнозных цен на нефть марки «Юралс» и курс доллара США по отношению к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти привели к уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 годах по сравнению с 2010 годом;
  3. уменьшение в 2010-2012 годах прогноза поступлений по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий в связи с наметившимся дефицитом участков недр и снижением прогнозируемого количества проводимых аукционов;

В сторону увеличения доходов федерального бюджета (на 213,6 млрд рублей) будут действовать следующие изменения законодательства Российской Федерации:4

  • индексация ставок акцизов по подакцизным товарам (+13,1 млрд рублей);
  • повышение размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий (+22,8 млрд рублей);
  • увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 95% до 100% (+49,0 млрд рублей);
  • зачисление в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (+99,2 млрд рублей);
  • увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет фактически полученной прибыли Банка России с 50% до 75% (+25,0 млрд рублей).

К сокращению доходов федерального бюджета в 2010 году приведут следующие законодательные решения, а именно:

  • постепенная замена с 1 января 2010 года единого социального налога страховыми взносами, зачисляемыми в бюджета государственных внебюджетных фондов (-477,1 млрд рублей);
  • сужение налоговых баз по некоторым источникам доходов, которое произошло в 2009 году, но, безусловно, отразится на доходах федерального бюджета 2010 года, в частности:
    • снижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%;
    • зачисление акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла с 1 января 2009 года в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации;
    • снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых и предоставление льгот по ряду нефтяных месторождений и т.д.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета по отношению к ВВП снизятся с 7,4% до 6,5%. Ненефтегазовые доходы тоже имеют тенденцию снижения по отношению к ВВП с 8,7% до 8,5%. Их соотношение при этом практически не меняется: примерно 45% всех доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы и 55% - ненефтегазовые.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП. В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6950,0 млрд. рублей, 7455,7  млрд. рублей в 2011 году и 8069,6 млрд. рублей в 2012 году.

Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в Приложении 1.

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимостью поддержания финансовой стабильности, планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5% к ВВП в 2009 году о 22,9% в 2010 году, 19,5% в 2011 году и до 18,0% к ВВП в 2012 году.

 

 

 

 

 

2.2 Расходы федерального бюджета

 

Государственные расходы отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета РФ и Германии на 2006-2011 гг. Расходы Федерального Бюджета Германии представлены в таблице 3.

Таблица 3

Структура расходов федерального бюджета Германии 2006-2011гг.

Вид расходов

Расходы федерального бюджета, млн евро

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

(проект)

Социальное обеспечение

112165

111829

112694

148010

173235

54

160936

Национальная оборона

24114

24810

24809 

27093

26685

26965

Защита потребителей, питание и сельское хозяйство

1137

1156

1161

1120

1503

0.5

1294

Стимулирование экономики

5792

6111

5931

5613

6822

2

6668

Транспорт

19184

19113

18362

22025

22127

7

21064

Строительное дело

1742

1448

1151

1808

2035

0.7

2088

Исследования, образование и наука, культура

10761

10650

10265

14888

15296

5

16068

Охрана окружающей среды, спорт

614

590

581

846

1088

0.4

1208

Внутренняя безопасность, иммиграция

3452

3429

3433

3978

4172

1.4

4139

Экономическое сотрудничество и развитие

3808

3885

3954

5646

6000 2

6001

Общее финансовое хозяйство

54530

5940

61261

61233

60539 19

60940

Всего

261099

270461

282325

292260

319502

307371


 

Из диаграммы на рисунке 7 видно, что наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. Их удельный вес в 2010г. составил 54 %. 

                                                                                                           Рисунок 7

                        Структура расходов федерального бюджета в 2010 г

 

К этому разделу относятся следующие расходы: услуги пенсионного страхования, рынок рабочей силы, услуги для семей, дотации на аренду жилья, премии за строительство жилья, услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохозяйственная социальная политика и другое. Среди социальных расходов наибольший удельный вес принадлежит услугам пенсионного страхования, рынку рабочей силы.

Второе место по удельному весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство. Доля этих расходов в 2010 составляет 19%. К основным подразделам можно отнести процентные расходы, услуги снабжения, государственное имущество, правопреемство дел учреждений опеки и прочие. Среди расходов на общее финансовое хозяйство наибольший удельный вес занимают процентные расходы и услуги снабжения. Между тем предусматривается относительное сокращение процентных расходов в результате начатой оптимизации портфеля долгов.

Третьей статьей по удельному весу являются расходы на оборону. В 2010 г. их доля составила 8%. В относительном выражении доля этих расходов остается постоянной. В абсолютном выражении расходы на оборону постепенно увеличиваются. В разделе «оборона» выделяют два подраздела – военные расходы и дальнейшие оборонные расходы.

Исследования, образование, наука, культура. Выделяется несколько подразделов: наука, исследования и развитие, высшие учебные заведения, стимулирование образования, стимулирование молодых научных кадров и профессиональное образование. Образование является приоритетным направлением. Увеличение инвестиций в эту область рассматривается как существенная предпосылка для повышения производительности экономики, завоевания новых рынков и улучшения квалификации молодого поколения. Важным является создание «школ полного дня». Эта программа ориентирована прежде всего на аудиторию детей мигрантов к немецкой среде. Правительство уделяет большое внимание созданию равных условий получения образования.

Стимулирование экономики. Удельный вес данного раздела в анализируемом периоде колеблется незначительно. В 2010 их доля составила 2%. К данному разделу относятся расходы на энергию, прочие секторальные расходы, стимулирование мелкого и среднего бизнеса, исследований, региональное экономическое стимулирование, гарантии и другие мероприятия.

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии