Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа
Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета
Так как налоговые доходы составляют около 60% в общем объеме доходов Федерального бюджета, перед Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который бы обеспечил полный и своевременный сбор налогов и, одновременно, создал благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан.
Налогообложение в целом направленно в основном на увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не в состоянии нести даже среднестатистический налогоплательщик.
Не менее высоко налоговое давление и на население, хотя формально оно представлено лишь в идее ставки подоходного налога в размере 13%. При этом не учитывается скрытая форма обложения доходов населения через косвенные налоги.
В Германии федеральный бюджет формируется тоже за счет налоговых доходов, правда их доля значительно выше (около 90%). В них преобладают прямые налоги.
Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений составляют косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы, таможенные пошлины; все налоги, которые относящиеся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивных налогов по отношению к доходам потребителей, коими являются косвенные налоги, нет ни в одной развитой стране. По этому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий-производителей, заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов.
Таким образом, при неблагоприятном налоговом режиме разрастаются «теневой» и льготный сектор экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов.11
Для перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, необходимо параллельное решение двух казалось бы взаимоисключающих задач: с одной стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих в бюджет с целью усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.
В то же время необходимо создать условия для того, чтобы на деле реализовать эту возможность.
Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкое распространение получила практика предоставления индивидуальных и групповых льгот, что создает основу для коррупции, поражает цепочку налоговых послаблений путем использования льготных прав одного налогоплательщика другими налогоплательщиками и т.п.
Основные пути эффективной налоговой политики, способствующей увеличению доходов федерального бюджета:
Для реализации этих стратегических направлений эффективной бюджетной политики в области доходов необходимо решить комплекс задач:
Другим путем увеличения доходов федерального бюджета и снижения налоговой нагрузки является оптимизация системы неналоговых поступлений в бюджет.
Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Результаты функционирования государственных предприятий показывают свою экономическую неэффективность. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, а в России – менее 1% ВВП.12
Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества нужно принять следующие меры:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральный бюджет– центральное звено государственных финансов России и Германии.
Федеральный бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.
Федеральный бюджет в Российской Федерации формируется в основном за счет налоговых доходов (около 60%), где преобладают косвенные налоги. НДС составляет более 30% доходов. В Германии федеральный бюджет формируется тоже за счет налоговых доходов, правда их доля значительно выше (около 90%). В них преобладают прямые налоги.
Расходная часть федерального бюджета в разных странах разнообразна но все же ряд статей расходов у многих стран одинаковы, например, государственное управление, национальная оборона, судебная власть, обслуживание государственного долга, образование и т.д.
Анализ сбалансированности федерального бюджета за 2005-2008 гг. показал, что за этот период наблюдался профицит. Получался он благодаря нефтегазовым доходам, определенному уровню цен на нефть. Профицит позволил пополнять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а также покрывать текущие и капитальные расходы бюджета. В то же время в 2008 году ненефтегазовый дефицит достиг рекордного для периода с 2005 по 2008 год значения в 28,3% ВВП.
В 2010-2012 году будет сохранятся тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит бюджета с последовательным его снижением. Доходы федерального бюджета будут уменьшаться, поэтому планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета. Дефицит ненефтегазового бюджета также будет сокращаться. Однако, несмотря на постепенное его снижение с каждым годом все более остро будет стоять проблема его финансирования.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году будут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета. К 2010 году средства Резервного фонда будут практически исчерпаны, т.к. поступлений за данный период не намечается. После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика будет в основном направлена на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований. Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации.
Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации является одной из стратегических целей Министерства финансов Российской Федерации. Для этого нужно решить несколько задач: своевременно и качественно подготавливать проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, обеспечивать исполнение, а также формирование его отчетности; активно внедрять в общественный сектор современные процедуры и методы финансового менеджмента; обеспечивать контроль за соблюдением бюджетного и валютного законодательства.
Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, Министерство финансов Российской Федерации с 2012 года переходит на программно-целевую модель формирования федерального бюджета, в основе которой лежат долгосрочные целевые программы (ДЦП). Мне кажется, недостатки данной модели заключаются в том, что каждое министерство имеет цели и задачи на среднесрочную перспективу. Необходимо отметить, что затраты на некоторые виды услуг ряда ведомств очень сложно оценить. Также для подготовки документов на ДЦП будут созданы дополнительные подразделения в организациях, что соответственно создать дополнительные расходы. На данный момент порядок формирования и реализации ДЦП, так что как писать программы пока неясно.
Для того, чтобы оптимизровать поступления в доходную часть федерального бюджета следует: во-первых, провести структурную перестройку российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменить соотношение между косвенными налогами и прямыми в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеме налоговых доходов. Во-вторых, желательно снизить налоговое бремя с товаропроизводящей сферы до оптимального для России уровня. В-третьих, необходима разработка механизмов наиболее полного изъятия доходов в бюджет.
Список использованной литературы:
Приложения
Приложение 1
Структура доходов федерального бюджета
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП | |
Всего доходов |
6713,8 |
17,2 |
6950,0 |
16,1 |
7455,7 |
15,5 |
8069,6 |
15,0 |
В том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
2797,6 |
7,2 |
3194,7 |
7,4 |
3311,8 |
6,9 |
3503,1 |
6,5 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) |
882,8 |
2,3 |
982,9 |
2,3 |
1088,0 |
2,3 |
1187,1 |
2,3 |
Таможенные пошлины |
1663,0 |
4,3 |
1972,1 |
4,7 |
2157,2 |
4,6 |
2333,7 |
4,4 |
Ненефтегазовые доходы |
3916,2 |
10,0 |
3755,3 |
8,7 |
4143,9 |
8,6 |
4566,5 |
8,5 |
НДС |
1943,7 |
5,1 |
2148,4 |
5,0 |
2430,4 |
5,2 |
2792,0 |
5,4 |
Налог на прибыль организаций |
172,8 |
0,4 |
191,5 |
0,5 |
192,4 |
0,4 |
200,3 |
0,4 |
ЕСН |
495,4 |
1,3 |
41,3 |
0,1 |
0 |
0 |
||
Акцизы |
105,8 |
0,3 |
145,1 |
0,3 |
182,7 |
0,4 |
233,9 |
0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
11,1 |
0,0 |
10,7 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
11,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
506,6 |
1,3 |
546,3 |
1,3 |
620,7 |
1,3 |
700,5 |
1,3 |