Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……

Файлы: 1 файл

грб.doc

— 142.05 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Оптимизация  поступлений в доходную часть  федерального бюджета

 

Так как налоговые доходы составляют около 60% в общем объеме доходов Федерального бюджета, перед Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который бы обеспечил полный и своевременный сбор налогов и, одновременно, создал благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан.

Налогообложение в целом направленно в основном на увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не в состоянии нести даже среднестатистический налогоплательщик.

Не менее высоко налоговое давление и на население, хотя формально оно представлено лишь в идее ставки подоходного налога в размере 13%. При этом не учитывается скрытая форма обложения доходов населения через косвенные налоги.

В Германии федеральный бюджет формируется тоже за счет налоговых доходов, правда их доля значительно выше (около 90%). В них преобладают прямые налоги.      

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений составляют косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы, таможенные пошлины; все налоги, которые относящиеся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса производственной структуры в пользу инфляционных регрессивных налогов по отношению к доходам потребителей, коими являются косвенные налоги, нет ни в одной развитой стране. По этому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий-производителей, заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов.

Таким образом, при неблагоприятном налоговом режиме разрастаются «теневой» и льготный сектор экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов.11

Для перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, необходимо параллельное решение двух казалось бы взаимоисключающих задач: с одной стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих в бюджет с целью усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.

В то же время необходимо создать условия для того, чтобы на деле реализовать эту возможность.

Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкое распространение получила практика предоставления индивидуальных и групповых льгот, что создает основу для коррупции, поражает цепочку налоговых послаблений путем использования льготных прав одного налогоплательщика другими налогоплательщиками и т.п.

Основные пути эффективной налоговой политики, способствующей увеличению доходов федерального бюджета:

  • проведение структурной перестройки российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменить соотношение между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми подоходными налогами в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеме налоговых доходов. В составе же косвенных налогов на производство и импорт повысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами;
  • стратегическое направление налоговой политики - реальное снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации ставок и упорядочения обложения основных налогов, определяющих структуру доходов федерального бюджета;
  • важнейшей стратегической задачей бюджетной политики является разработка механизмов наиболее полного изъятия в бюджет доходов.

Для реализации этих стратегических направлений эффективной бюджетной политики в области доходов необходимо решить комплекс задач:

  • упрощение порядка начисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;
  • введение рентных налогов на сверхдоход при добыче полезных ископаемых и при заготовке леса;
  • установление оптимальных для современной России ставок основных налогов: НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п.;
  • введение полной государственной монополии на экспорт углеводородного сырья с целью полного изъятия в бюджет ценовой ренты, усиление борьбы с «лжеэкспортерами» и существенного пополнения за счет этого государственной казны;
  • снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно-технической сфере;
  • создание условий, ограничивающих бартерные сделки, являющиеся одним из способов обхода или уклонения о налогов, например установление по таким операциям повышенных в 1,5 – 2 раза ставок НДС;
  • развитие инфраструктуры процесса сбора налогов путем полной автоматизации налогового процесса, внедрение современной компьютерной техники и информационных технологий для контроля за собираемостью налогов, создание единой универсальной базы данных, включающей всех налогоплательщиков России.

Другим путем увеличения доходов федерального бюджета и снижения налоговой нагрузки является оптимизация системы неналоговых поступлений в бюджет.

Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Результаты функционирования государственных предприятий показывают свою экономическую неэффективность. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, а в России – менее 1% ВВП.12

Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества нужно принять следующие меры:

  • совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;
  • оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг);
  • обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Федеральный бюджет– центральное звено государственных финансов России и Германии.

Федеральный бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Федеральный бюджет в Российской Федерации формируется в основном за счет налоговых доходов (около 60%), где преобладают косвенные налоги. НДС составляет более 30% доходов. В Германии федеральный бюджет формируется тоже за счет налоговых доходов, правда их доля значительно выше (около 90%). В них преобладают прямые налоги.      

Расходная часть федерального бюджета в разных странах разнообразна но все же ряд статей расходов у многих стран одинаковы, например, государственное управление, национальная оборона, судебная власть, обслуживание государственного долга, образование и т.д.

Анализ сбалансированности федерального бюджета за 2005-2008 гг. показал, что за этот период наблюдался профицит. Получался он благодаря нефтегазовым доходам, определенному уровню цен на нефть. Профицит позволил пополнять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а также покрывать текущие и капитальные расходы бюджета. В то же время в 2008 году ненефтегазовый дефицит достиг рекордного для периода с 2005 по 2008 год значения в 28,3% ВВП.

В 2010-2012 году будет сохранятся тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит бюджета с последовательным его снижением. Доходы федерального бюджета будут уменьшаться, поэтому планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета. Дефицит ненефтегазового бюджета также будет сокращаться. Однако, несмотря на постепенное его снижение с каждым годом все более остро будет стоять проблема его финансирования.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году будут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета. К 2010 году средства Резервного фонда будут практически исчерпаны, т.к. поступлений за данный период не намечается. После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика будет в основном направлена на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований. Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации.

Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации является одной из стратегических целей Министерства финансов Российской Федерации. Для этого нужно решить несколько задач: своевременно и качественно подготавливать проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, обеспечивать исполнение, а также формирование его отчетности; активно внедрять в общественный сектор современные процедуры и методы финансового менеджмента; обеспечивать контроль за соблюдением бюджетного и валютного законодательства.

Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, Министерство финансов Российской Федерации с 2012 года переходит на программно-целевую модель формирования федерального бюджета, в основе которой лежат долгосрочные целевые программы (ДЦП). Мне кажется, недостатки данной модели заключаются в том, что каждое министерство имеет цели и задачи на среднесрочную перспективу. Необходимо отметить, что затраты на некоторые виды услуг ряда ведомств очень сложно оценить. Также для подготовки документов на ДЦП будут созданы дополнительные подразделения в организациях, что соответственно создать дополнительные расходы. На данный момент порядок формирования и реализации ДЦП, так что как писать программы пока неясно.

Для того, чтобы оптимизровать поступления в доходную часть федерального бюджета следует: во-первых, провести структурную перестройку российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменить соотношение между косвенными налогами и прямыми в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеме налоговых доходов. Во-вторых, желательно снизить налоговое бремя с товаропроизводящей сферы до оптимального для России уровня. В-третьих, необходима разработка механизмов наиболее полного изъятия доходов  в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2010
  2. Бабич, А.М., Государственные и муниципальные финансы: учебник – М.: Финансы, 2009
  3. Мысляева И.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009
  4. Бушмин Е.В., О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов// Финансовый бизнес, №1, 2010, стр. 2-10
  5. Кузьмин И.Ю., Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов": основные параметры и ключевые нормы// Советник бухгалтера бюджетной сферы, №1, 2010, стр. 19-31
  6. Лермонтов Ю.М., В новый год - с новым бюджетом// Налоговая политика и практика, № 12, 2009, стр. 7-11
  7. Соколов И., Государственный бюджет / Соколов И., Фомина Е.// Российская экономика: тенденции и перспективы, № 8, 2009, стр. 39-46
  8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, www.minfin.ru
  9. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации, http://www.ach.gov.ru
  10. Бюджет-2010: работы еще много, но дефицит зафиксирован, news.mail.ru
  11. Оптимизация налоговой системы, сайт экономического портала, http://institutiones.com
  12. Бунич А., Имущество должно работать, http://bunich.ru/press/index.php?id=426

 

Приложения

Приложение 1

 

Структура доходов федерального бюджета

 

2009

2010

2011

2012

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

Всего доходов

6713,8

17,2

6950,0

16,1

7455,7

15,5

8069,6

15,0

В том числе:

               

Нефтегазовые доходы

2797,6

7,2

3194,7

7,4

3311,8

6,9

3503,1

6,5

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые доходы

3916,2

10,0

3755,3

8,7

4143,9

8,6

4566,5

8,5

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

1,3

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии