Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа
Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……
Рассмотрим теперь принципы бюджетного устройства в Российской Федерации:
- Единства бюджетной системы
РФ, предполагает наличие единой
правой базы, денежной системы, использование
единых бюджетных
- Разграничения доходов
и расходов между уровнями
бюджетной системы РФ означает
закрепление соответствующих
- Самостоятельности бюджетов;
означает право
- Равенства бюджетных
прав субъектов российской
- Полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных
- Сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
- Эффективности и экономности
использования бюджетных
- Общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов означает, что
все расходы бюджета должны
покрываться обшей суммой
- Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения или изменений бюджетов.
- Достоверности бюджета означает достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются бюджеты разных уровней.
- Адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.
Теперь рассмотрим последнюю характеристику бюджетного устройства, которая связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней. Система взаимосвязи в федеральных государствах проявляется через систему бюджетного федерализма.
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели
Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально ориентированных бюджетно-налоговых связей:
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:
- единство интересов общегосударственных и населения как основа сбалансированности интересов уровней власти по бюджетными вопросам;
- сочетание центризма
и децентрализма в
- высокая степень
Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь идет, в первую очередь о распределение и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизации и децентрализации.
Бюджетный федерализм может эффективно притворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта: разграничение доходных (налоговых) полномочий;
разграничение расходный полномочий; выравнивание бюджетов.
Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объемы доходных полномочий членов Федерации должен соответствовать объему расходных полномочий, закрепленным за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между доходными и расходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание.
Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.
Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.
Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов.
Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.
Особенностями децентрализованной модели являются следующие:
1. Региональные власти
получают высокую степень
2. Финансовым обеспечением
независимости и
3. Четкое разделение и
закрепление соответствующих
4. Центральное правительство
не контролирует бюджетную
5. Система бюджетного выравнивания развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ.
6. Центральное правительство
снимает с себя
Кооперативная модель бюджетного федерализма характеризуется следующими основными чертами:
1. Широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода.
2. Наличием собственных
и регулирующих налогов и
3. Введением местных ставок
к федеральным и
4. Повышенной ответственностью
центра за состояние
5. Ограничение самостоятельности
региональных властей в
6. Наличие развитого механизма
перераспределения денежных
Кооперативная модель, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций.
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Доходы федерального бюджета
Проведем сравнительный анализ бюджетного устройства Федеративной Республики Германии и Российской Федерации. Центральным звеном бюджетных систем, как Российской Федерации, так и Германии является Федеральный Бюджет, поэтому данный анализ будем проводить путем сравнительных характеристик Федерального Бюджета, и начнем с доходной его части. Налоговые поступления составляют большую часть всех доходов, как бюджета России, так и Германии. Рассмотрим сначала налоговые доходы Германии, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Налоговые доходы Федерального Бюджета с 2005-2008 гг.
Налоги |
Доходы федерального бюджета, млрд евро | |||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Подоходный налог |
55,2 |
59,5 |
64,6 |
69,4 |
Налог на прибыль |
16,4 |
17,6 |
17,7 |
17,7 |
Налог на добавленную стоимость |
72,0 |
74,1 |
76,0 |
78,3 |
Налог на табак |
15,8 |
16,4 |
16,3 |
16,2 |
Налог на сырую нефть |
42,4 |
42,6 |
42,9 |
43,2 |
Прочие федеральные налоги |
7,3 |
7,6 |
7,2 |
8,0 |
Налоговые доходы |
209,1 |
217,8 |
224,7 |
232,8 |
Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 1, что центральное место в формировании доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость, его доля в формировании доходов составляет в 2008 году 33 %.
Структура налоговых
Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Только предприниматели имеют право вычитать «входной» налог. Объектом импортного налога на добавленную стоимость является ввоз предметов с территории третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара.
Налоговая система Германии в формировании доходной части Федерального бюджета опирается, так же, на подоходный налог. Доля подоходного налога составляет 30% от общей суммы налоговых поступлений. Подоходный налог взимается с физических лиц. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог. Налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов с 10001 евро для тех людей, которые предпочитают платить налог отдельно сами за себя, и 20 001 евро для тех, кто состоит в браке и предпочитает платить налоги вместе и получать налоговые возвраты вместе. Необходимо помнить, что система налогообложения доходов в Германии резко прогрессивная — от 3,8% — ставка на низкий доход до 36,72% — за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% — для семей.
Обложение юридических лиц производится посредством налога на прибыль. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%. Доля налога на прибыль снижается в структуре налоговых доходов, в 2008 году она составляла 8%.