Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая в данной работе тема «Сравнительный анализ бюджетного устройства Германии и России», является актуальной, поскольку уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других показателей во многом зависит от бюджетного устройства. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА………………………………………………………….…….….6
1.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и административно-территориальное деление страны………….……...………….……………...…6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………….……………………………9
1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели…………………….…..12
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………...…………………………………...…15
2.1 Доходы федерального бюджета………………………………………...…15
2.2 Расходы федерального бюджета…………………………………………..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…..……..33
3. 1 Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности……………………………………………………………….33
3.2 Оптимизация поступлений в доходную часть федерального бюджета....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………..……

Файлы: 1 файл

грб.doc

— 142.05 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим теперь принципы бюджетного устройства в Российской Федерации:

- Единства бюджетной системы  РФ, предполагает наличие единой  правой базы, денежной системы, использование  единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса.

- Разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ означает  закрепление соответствующих видов  доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

- Самостоятельности бюджетов; означает право законодательных  органов государственной власти  на каждом уровне бюджетной  системы: самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс; иметь собственные  источники доходов бюджетов.

- Равенства бюджетных  прав субъектов российской Федерации, муниципальных образований означает  определение бюджетных полномочий  органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления, установление и  исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

- Полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  предполагает обязательность и полноту отражения всех доходов и расходов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

- Сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

- Эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться к экономному использованию бюджетных средств.

- Общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться обшей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

- Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения или изменений бюджетов.

 - Достоверности бюджета означает достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются бюджеты разных уровней.

- Адресности и целевого  характера бюджетных средств  предполагает, что бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.

Теперь рассмотрим последнюю характеристику бюджетного устройства, которая связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней. Система взаимосвязи в федеральных государствах проявляется  через систему бюджетного федерализма.

1.3 Бюджетный федерализм и его основные модели

 

Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально ориентированных бюджетно-налоговых связей:

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

- единство интересов общегосударственных и населения как основа сбалансированности интересов уровней власти по бюджетными вопросам;

- сочетание центризма  и децентрализма в разграничении  бюджетно-налоговых полномочий, расходов  и доходов по вертикали бюджетной  системы, распределение и перераспределение  их между бюджетами различных  уровней на объективной основе;

- высокая степень самостоятельности  бюджетов и ответственность органов  власти каждого уровня за его  сбалансированность, бюджетную обеспеченность  исходя из налогового потенциала  соответствующих территорий при  наделении властных структур  соответствующей налоговой инициативой.

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь идет, в первую очередь о распределение и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизации и децентрализации.

Бюджетный федерализм может эффективно притворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта: разграничение доходных (налоговых) полномочий;

разграничение расходный полномочий; выравнивание бюджетов.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объемы доходных полномочий членов Федерации должен соответствовать объему расходных полномочий, закрепленным за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между доходными и расходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов.   

Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.

Особенностями децентрализованной модели являются следующие:

1. Региональные власти  получают высокую степень финансовой  самостоятельности.

2. Финансовым обеспечением  независимости и самостоятельности  является право регионов (штатов  и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения.

3. Четкое разделение и  закрепление соответствующих налогов  и доходов за каждым уровнем  бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального  бюджета являются по подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги).

4. Центральное правительство  не контролирует бюджетную деятельность  региональных органов и безразлично  относится к проблеме горизонтальных  дисбалансов.

5. Система бюджетного  выравнивания развита слабо. Как  правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ.

6. Центральное правительство  снимает с себя ответственность  по долгам региональных правительств  и не отвечает за дефицит  их бюджетов.

  Кооперативная модель бюджетного федерализма характеризуется следующими основными чертами:

1. Широким участием региональных  властей в перераспределении  национального дохода.

2. Наличием собственных  и регулирующих налогов и доходов  для каждого уровня бюджетной  системы.

3. Введением местных ставок  к федеральным и территориальным  налогам.

4. Повышенной ответственностью  центра за состояние региональных  финансов (дефицит бюджета наличие  долга).

5. Ограничение самостоятельности  региональных властей в вопросах внешних заимствований. Внешними заимствованиями могут заниматься органы федеральной власти, а региональные власти - внутренними.

6. Наличие развитого механизма  перераспределения денежных средств  между уровнями бюджетной системы  через субсидии, дотации, субвенции и т.п.

Кооперативная модель, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций.

                     2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Доходы федерального  бюджета

Проведем сравнительный анализ бюджетного устройства Федеративной Республики Германии и Российской Федерации. Центральным звеном бюджетных систем, как Российской Федерации, так и Германии является Федеральный Бюджет, поэтому данный анализ будем проводить путем сравнительных характеристик Федерального Бюджета, и начнем с доходной его части. Налоговые поступления составляют большую часть всех доходов, как бюджета России, так и Германии. Рассмотрим сначала налоговые доходы Германии, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Налоговые доходы Федерального Бюджета с 2005-2008 гг.

Налоги

Доходы федерального бюджета, млрд евро

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Подоходный налог

55,2

59,5

64,6

69,4

Налог на прибыль

16,4

17,6

17,7

17,7

Налог на добавленную стоимость

72,0

74,1

76,0

78,3

Налог на табак

15,8

16,4

16,3

16,2

Налог на сырую нефть

42,4

42,6

42,9

43,2

Прочие федеральные налоги

7,3

7,6

7,2

8,0

Налоговые доходы

209,1

217,8

224,7

232,8


 

Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 1, что центральное место  в формировании доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость, его доля в формировании доходов составляет в 2008 году 33 %.

 

 

 

 

                                                                                                   Рисунок 1

 Структура налоговых поступлений  в ФБ Германии в 2008 году

 

Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Только предприниматели имеют право вычитать «входной» налог. Объектом импортного налога на добавленную стоимость является ввоз предметов с территории третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара.

Налоговая система Германии в формировании доходной части Федерального бюджета опирается, так же, на подоходный налог. Доля подоходного налога составляет 30% от общей суммы налоговых поступлений. Подоходный налог взимается с физических лиц. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог. Налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов с 10001 евро для тех людей, которые предпочитают платить налог отдельно сами за себя, и 20 001 евро для тех, кто состоит в браке и предпочитает платить налоги вместе и получать налоговые возвраты вместе. Необходимо помнить, что система налогообложения доходов в Германии резко прогрессивная — от 3,8% — ставка на низкий доход до 36,72% — за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% — для семей.

Обложение юридических лиц производится посредством налога на прибыль. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%. Доля налога на прибыль снижается в структуре налоговых доходов, в 2008 году она составляла 8%.

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетного устройства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии