Стабилизационный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· что такое Стабилизационный фонд;
· охарактеризовать подобные фонды в других странах;
· рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;

· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
· проанализировать какие доходы приносит вложение средств;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стабилизационный фонд России:
1.1 Создание Стабилизационного фонда РФ…………………………………………..6
1.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ………………….16
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации:
2.1 Государственный Резервный накопительный фонд…………………………18
2.2 Управление средствами Резервного фонда………………………………………26
2.3 Использование средств Резервного фонда……………………………………….31
2.4 Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г. ……33
Глава 3. Фонд национального благосостояния:
3.1 Предназначение фонда национального благосостояния…………………34
3.2 Состояние фонда национального благосостояние……………………………36
3.3 Управление Фондом национального благосостояния……………………..38
Заключение………………………………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет» в г. Миассе

Факультет « Экономики, управления, права»

Кафедра « Финансы и кредит»

 

Стабилизационный  фонд Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ)

по дисциплине (специализации) «Финансы»

ЮУрГУ–  080105.2012.09-1065-1662.ПЗ КP (КП)

 

 

 

Руководитель, должность

 Щербакова Г.Д

 2012 г.

 

 

Автор работы (проекта)

студент группы ФДМ-394

 Шульгин Е.К

 2012 г.

 

 

Работа (проект) защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

 

 2012 г.

   

 

                                                                            Миасс 2012

                                                  Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Стабилизационный фонд России:

1.1 Создание Стабилизационного фонда РФ…………………………………………..6

1.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ………………….16

Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации:

2.1 Государственный Резервный накопительный фонд…………………………18

2.2 Управление средствами Резервного фонда………………………………………26

2.3 Использование средств Резервного фонда……………………………………….31

2.4 Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г. ……33

Глава 3. Фонд национального благосостояния:

3.1 Предназначение фонда национального благосостояния…………………34

3.2 Состояние фонда национального благосостояние……………………………36

3.3 Управление Фондом национального благосостояния……………………..38

Заключение………………………………………………………………………………………………44

Список использованной литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение  бюджета развития, который впервые  появился в истории российского  бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей  «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в  промышленности (главным образом  в ВПК), которые должны были стать  «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний  поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства  РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета  страны.

Стабилизационный фонд задумывался  как благое начинание государственной  власти. Однако только небольшая часть  россиян имеет представление  об этом макроэкономическом инструменте. Власть не разъясняет населению смысл  создания Стабилизационного фонда. В настоящее время все чаще возникают вопросы об использовании  накоплений Стабилизационного фонда, о том стоит ли его использовать. Большая часть россиян, судя по социологическому опросу, говорит: давайте потратим Стабилизационный фонд, но при этом абсолютно не понимает, какие последствия могут наступить после бессмысленной и несбалансированной растраты. Многие политики и экономисты предлагают использовать средства накопленные в Фонде. Точек зрения существует множество.

До конца 2004 года разговор о судьбе излишков Стабилизационного фонда  вообще был теоретическим, ведь тратить  можно только средства, накопленные  свыше неприкосновенного запаса в 500 миллиардов рублей. Однако вскоре в Стабилизационном фонде действительно  появились излишки, и только тогда  начали всерьез задумываться над  тем, что с ними делать. Одни призвали привлечь эти деньги для инвестиций в инфраструктуру (так как без этого невозможно удвоить ВВП), другие предложили вкладывать их в инновации и поддержать перспективные венчурные проекты.

Некоторые также настаивают на повышении  базовой цены на нефть (цены отсечения), а значит сокращении отчислений в  Стабилизационный фонд. Эту идею можно  понять - во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними  в бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды  пополнения "госзаначки". Кроме  того, каждый стерилизуемый рубль  потенциально означает для государства  упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное  распределение бюджетных средств.

С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и  Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений. По сути Резервный фонд это тот же самый  Стабилизационный фонд, но в отличии  от последнего Резервный фонд аккумулирует денежные поступления от и продажи  газа, тогда как Стабилизационный фонд накапливал наценки с продажи  нефти.

На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной и значимой для нашей страны, так как в  связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью  бюджета нашей страны и средством  пополнения Стабилизационного фонда), произошло резкое сокращение доходов  в казну государства и в  результате основную роль в укреплении экономики и удержании курса  рубля должен и играет Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ.

Целью данной работы является раскрытие  такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.

Для достижения этой цели необходимо определить задачи:

· что такое Стабилизационный фонд;

· охарактеризовать подобные фонды в других странах;

· рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;

 

· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;

· проанализировать какие доходы приносит вложение средств;

· показать, на что расходуются  основные средства и доходы фонда;

· рассмотреть государственный  резервный накопительный фонд: предназначение, состояние, управление;

· фонд национального благосостояния: предназначение, состояние, управление фондом.

Структура курсовой работы состоит из введения, где рассматривается актуальность исследуемой темы, ставится цель и задачи.

В первой главе рассматривается  общий вопрос о Стабилизационном фонде: порядок формирования, использование  средств, управление средствами.

Вторая и третья глава рассматривает  вопрос о разделении Стабфонда на резервный фонд и фонд национального  благосостояния.

В заключении в данной работе излагаются предложения о возможных путях  использования средств Стабилизационного  фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Стабилизационный фонд России

1.1 Создание Стабилизационного фонда РФ

1 января 2004 года был создан Стабилизационный  фонд Российской Федерации, который  является частью федерального  бюджета. Фонд призван обеспечивать  сбалансированность федерального  бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. «Цену отсечения», то есть тот уровень цены нефти, начиная с которой дополнительные доходы поступают в Стабилизационный фонд, устанавливают в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации,. С 1 января 2006 года цена отсечения установлена на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс.

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний  поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Правовое положение Стабилизационного  фонда определяется Бюджетным кодексом РФ.

Глава 13.1 Бюджетного Кодекса (статьи 96.1 - 96.5), определявшая механизм формирования и использования средств Стабилизационного  фонда РФ, введена Законом 2003 г. N 184-ФЗ, принятым в соответствии с  Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 мая 2003 г. "О бюджетной  политике в 2004 году".

В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. указано на необходимость  продолжения политики аккумулирования "конъюнктурных" доходов бюджета  в Стабилизационном фонде РФ. Как  отмечено в Бюджетном послании, средства Стабилизационного фонда РФ сверх  базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета  и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга. При этом необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде РФ с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема ("фонд будущих поколений"). Объем резервной части целесообразно установить в процентном отношении к ВВП.

В рамках данного поручения Законом 2007 г. N 63-ФЗ гл. 13.1 из Кодекса исключена  и введена гл. 13.2, предусматривающая  использование в бюджетном планировании методологии "ненефтегазового баланса". Данная методология в целях снижения риска невыполнения бюджетных обязательства  в случае ухудшения внешнеэкономической  конъюнктуры и сохранения доходов  от невозобновляемых ресурсов для будущих  поколений предусматривает раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, а  также определяет механизм формирования и использования Резервного фонда  и Фонда будущих поколений. В  свою очередь, в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. Законом 2007 г. N 247-ФЗ в  Кодекс и Закон 2007 г. N 63-ФЗ (в части  норм Кодекса в редакции этого  Закона, не вступивших в силу) внесен ряд системных поправок, предусматривающих  замену термина "Фонд будущих поколений" на термин "Фонд национального благосостояния", а также уточняющих направления  использования Фонда национального благосостояния[6].

Соответственно, Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что средства Стабилизационного  фонда РФ по состоянию на 1 января 2008 г. зачисляются в Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния не позднее 1 февраля 2008 г.

Объем зачисления средств Стабилизационного  фонда РФ в Резервный фонд исчисляется  как 10% прогнозируемого на 2007 г. объема ВВП, указанного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 гг., представляемого в составе  документов и материалов в Государственную  Думу одновременно с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете  на 2008 год и на период до 2010 года". Оставшиеся средства Стабилизационного  фонда РФ зачисляются в Фонд национального  благосостояния[7]. Остатки средств  федерального бюджета на 1 января 2008 г., за исключением средств Стабилизационного  фонда РФ и остатков, по которым  Федеральным законом "О федеральном  бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" или международным  договором РФ установлен иной порядок  их использования, а также остатков в объеме до одной двенадцатой  утвержденных на 2008 г. указанным законом  общего объема расходов федерального бюджета, в срок, не превышающий 15 дней после дня рассмотрения Правительством РФ отчета об исполнении федерального бюджета за 2007 г., зачисляются:

·  в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между  нормативной величиной Резервного фонда на 2008 г., установленной Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2008 год и на период до 2010 года", и его накопленным объемом на дату перечисления;

·  в Фонд национального благосостояния - в объеме указанных остатков, уменьшенных  на сумму перечислений в Резервный фонд.

Зачисление средств осуществляется со счетов по учету средств Стабилизационного  фонда РФ, открытых в валюте России и иностранной валюте, на соответствующие  счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния в валюте России и в иностранной валюте.

Счета по учету средств нефтегазовых доходов, средств Резервного фонда  и средств Фонда национального  благосостояния открываются Федеральному казначейству в Банке России в  срок не позднее 20 января 2008г.

Средства федерального бюджета  в размере поступивших в 2008 г. в федеральный бюджет доходов  от размещения средств Стабилизационного фонда РФ:

·  в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между  нормативной величиной Резервного фонда на 2008 г., установленной Законом  о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг., и его накопленным объемом  на дату перечисления;

·  в Фонд национального благосостояния - в объеме указанных средств, уменьшенных  на сумму перечислений в Резервный фонд.

Стабилизационный фонд - целевой  бюджетный фонд с законодательно установленными источниками образования, средства которого могут расходоваться  на покрытие дефицита бюджета, образуемого  при сокращении объема поступлений  от экспортных пошлин на нефть и  налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могут временно размещаться  в долговые обязательства иностранных  государств по выбору Правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также могут направляться на покрытие текущих и капитальных  расходов бюджета.

 

Стабилизационный фонд РФ был создан в 2003 г., как продолжение бюджета  развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей "бюджета  развития" было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые  должны были стать "локомотивами развития" российской промышленности в условиях кризиса.

Новая идея стабилизационного фонда  поначалу была прямой противоположностью идеи "бюджета развития". Она  предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения  цен на нефть, во вторую очередь, стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря  тому, что сверхдоходы будут вложены  в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для  решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными  словами, средства Стабфонда, в отличие  от средств "бюджета развития", предназначались для финансирования наиболее важных задач: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как некий резервный  фонд с некоторыми дополнительными функциями[. Идея была поддержана практически всеми (государственными органами и обществом) - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозируемой, направлялся в Стабфонд.

Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации