Стабилизационный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· что такое Стабилизационный фонд;
· охарактеризовать подобные фонды в других странах;
· рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;

· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
· проанализировать какие доходы приносит вложение средств;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стабилизационный фонд России:
1.1 Создание Стабилизационного фонда РФ…………………………………………..6
1.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ………………….16
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации:
2.1 Государственный Резервный накопительный фонд…………………………18
2.2 Управление средствами Резервного фонда………………………………………26
2.3 Использование средств Резервного фонда……………………………………….31
2.4 Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г. ……33
Глава 3. Фонд национального благосостояния:
3.1 Предназначение фонда национального благосостояния…………………34
3.2 Состояние фонда национального благосостояние……………………………36
3.3 Управление Фондом национального благосостояния……………………..38
Заключение………………………………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

В 2006 Минфин России внес в правительство  предложения о преобразовании Стабилизационного  фонда РФ в Нефтегазовый фонд. В  составе нового фонда предлагается выделить Резервный фонд и Фонд сбережений, которые будут различаться функциями, а, следовательно, и правилами управления.

Резервный фонд должен будет обеспечивать стабильность расходов федерального бюджета  и полное выполнение взятых им обязательств в условиях падения мировых цен на нефть и газ.

Фонд сбережений будет выполнять  функцию сбережения части нефтегазовых доходов для будущих поколений  и обеспечения устойчивости бюджетной  системы в долгосрочном временном  горизонте.

Исходя из целей Резервного фонда, управление его средствами должно осуществлять в соответствии с консервативной инвестиционной стратегией. Средства фонда предполагается размещать  в высоколиквидные долговые обязательства  иностранных государств. Таким образом, основные принципы инвестиционной стратегии  Резервного фонда должны соответствовать  действующему порядку управления средствами Стабилизационного фонда.

При управлении средствами Фонда сбережений возможно применять инвестиционную стратегию, позволяющую размещать  средства на долгосрочной основе не только в высоколиквидные государственные  ценные бумаги, но и в менее ликвидные, более доходные, но вместе с тем  и более рискованные финансовые инструменты: акции, корпоративные  облигации и производные финансовые инструменты.

Кроме того, ситуация, при которой  уровень государственных инвестиций фактически зависит от текущего размера  труднопрогнозируемых нефтяных доходов, является крайне опасной для бюджета  страны. Предпологается, что средства Стабилизационного фонда являются стратегическим резервом государства  и в случае ухудшения внешнеэкономической  конъюнктуры правительство Российской Федерации должно использовать их для  финансирования дефицита бюджета.

Таким образом основными задачами Стабилизационного фонда являются поддержание макроэкономической стабильности в государстве и сглаживание  зависимости бюджетных расходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации 

2.1 Государственный Резервный накопительный фонд

В пункте 1 статьи 96.9 БК РФ определено, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Как говорилось выше, Резервный фонд - это "преемник" Стабилизационного  фонда РФ в той части, которая  предназначена для минимизации  отрицательных последствий падения цен на нефть и газ.

В соответствии с п. 2 статьи 96.9 БК РФ федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период должна быть установлена нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере. Нормативная величина Резервного фонда  согласно п. 2 ст. 199 Кодекса относится  к основным характеристикам федерального бюджета.

Абсолютный размер нормативной  величины Резервного фонда определяется как 10% прогнозируемого на соответствующий  финансовый год объема ВВП. С учетом данной нормы в Законе о федеральном  бюджете на 2008 - 2010 гг. нормативная  величина Резервного фонда утверждена на 2008 г. в сумме 3500,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 3969,0 млрд. руб. и 4480,0 млрд. руб.,в2011-6761 млрд.руб. На 1 марта 2012 года сумма Резервного фонда составляла 1 806,47 млрд. руб.

Как отмечалось в пояснительной  записке к показателям проекта  Закона о федеральном бюджете  на 2008 - 2010 гг., Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов  федерального бюджета в течение 3 лет при снижении мировых цен  на энергоресурсы. Период компенсации  определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также

необходимым временным шагом для  адаптации бюджетной политики к  изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

Для расчета нормативной величины Резервного фонда предполагается, что:

·  цена нефти марки "Юралс" снижается с 51,7 долл. США/барр. - средняя  цена в трехлетнем бюджете на 2008 - 2010 гг. - до 29,4 долл. США/барр. - среднегодовая  цена на нефть за последние 10 лет (с 1997 по 2006 гг.);

·  снижение нефтегазовых доходов  федерального бюджета при снижении цены на нефть марки "Юралс" на 1 долл. США/барр. составляет 0,15% ВВП (в  условиях 2008 г.).

По состоянию на 1 февраля 2008 г. объем  Резервного фонда прогнозируется в  размере 3069 млрд. руб., Фонда национального  благосостояния - 470,73 млрд. руб. Прогнозируемая величина Резервного фонда в 2009 и 2010 гг. - 3709,2 млрд. руб. (9,3% ВВП) и 4129,7 млрд. руб. (9,2% ВВП).

Пополнение Резервного фонда согласно п. 3 статьи 96.9 БК РФ осуществляется в  случае превышения нефтегазовых доходов  федерального бюджета над предусмотренным  в п. 2 ст. 96.8 Кодекса размером нефтегазового  трансферта. При этом в Резервный  фонд сумма превышения направляется при условии, что накопленный  объем Резервного фонда не превышает  его нормативной величины. В случае если накопленный объем средств  Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину, то нефтегазовые доходы федерального бюджета в объеме, превышающем нефтегазовый трансферт, в соответствии с п. 3 ст. 96.10 Кодекса  направляются в Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. В отношении управления средствами Резервного фонда.

Средства Резервного фонда используются в случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового  трансферта в размере, предусмотренном  в п. 2 ст. 96.8

 

Кодекса. При этом согласно п. 4 статьи 96.9 БК РФ федеральным законом о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период должен быть утвержден предельный объем  использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта.

В соответствии с п. 5 статьи 96.9 БК РФ допускается использование средств  Резервного фонда на досрочное погашение  государственного внешнего долга РФ. Использование средств Резервного фонда на указанные цели предусматривается  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В связи  с этим следует отметить, что в  п. 1 ч. 2 ст. 21 Закона о федеральном  бюджете на 2008 - 2010 гг. предусмотрено  право Правительства РФ в 2008 г. принимать  решения о направлении средств  Резервного фонда на досрочное погашение  государственного внешнего долга РФ].

Пункт 6 статьи 96.9 БК РФ предоставляет  Минфину России право в ходе исполнения федерального бюджета использовать средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта без внесения изменений в федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период. Такое право Минфин России реализует в случае недостаточности  для осуществления нефтегазового  трансферта фактически поступивших  в отчетном периоде текущего финансового  года нефтегазовых доходов федерального бюджета. Порядок реализации данного  права Минфином России устанавливает Правительство РФ.

Резервные фонды создаются в  тех государствах, бюджет которых  сильно зависит от конъюнктурных  факторов, как правило, мировых цен  на сырьевые товары. Кроме того, некоторые  страны накапливают средства в таких  фондах на тот период, когда недра  будут истощены.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной  конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких  цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления  и предотвращать развитие голландской  болезни экономики - экономический  эффект, связывающий разработку природных  ископаемых с падением промышленного  производства[.

Приток капитала в страну увеличивает  потребительский спрос, однако испытывающая давление голландской болезни промышленность не успевает за ростом доходов, что усиливает инфляцию.

"Голландской болезнью " "заразилась" Колумбия в 1970-х гг., когда неурожай  в Бразилии и землетрясение  в Гватемале вызвали взлет  мировых цен на кофе. Рост экспорта кофе сопровождался сворачиванием экспорта всех других видов колумбийских товаров.).

Тезис об избыточных экспортных поступлениях может показаться парадоксальным. Рост экспортной выручки приводит, как  правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой  конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям  избрать определённую стратегию  — приспосабливаться к низкому  либо высокому курсу. Кроме того, в  условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что  характерно для большинства стран-экспортёров  ресурсов) увеличение экспортных поступлений приводит к росту инфляции.

Помимо чисто экономических  задач резервный фонд выполняет  политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды  неблагоприятной конъюнктуры это  может приводить к крупным  дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным  долгам. Подобные последствия гораздо  более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.

Необходимость создания резервных  фондов является дискуссионной. Ряд  экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для  импортных закупок, работающих на будущее  страны: например, покупать патенты  и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая  тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию  средств в резервном фонде.

Резервный фонд и совокупный спрос нации.

Так же, резервный фонд — это  макроэкономический инструмент государства  для поддержания совокупного  спроса в точке Кейнса и долгосрочного экономического роста. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.

Размещение средств резервных фондов.

Средства резервных фондов размещают  исключительно в иностранных  активах (для фонда Аляски — в  активах вне этого штата). Причины  этого состоят в том, что фонд не может выполнять функцию независимого от состояния национальной экономики  резерва, если он будет размещён внутри страны. Во время экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещён в национальных активах, то он обесцеится тоже.

Кроме того, в этом случае средства фонда не смогут выполнять функцию  стабилизации национальной валюты, более  того, они будут раскручивать инфляцию.

Средства резервных фондов размещают  в надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как правило, государственные обязательства  развитых стран (класс ААА) и акции  надёжных компаний. При приобретении государственных обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая  надёжность, но низкая доходность. При  вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается. Когда экономики  развитых стран переживают кризисные  явления, цены на сырьевые товары могут  падать вследствие снижения спроса. В  результате резервный фонд может  понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его  средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих  бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в  гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений — ещё  и в акции.

В России при создании Стабилизационного  фонда сложилась ситуация, когда  доходность фонда оказалась существенно  ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется  следующим. Во-первых, о досрочном  погашении внешнего долга удалось  договориться не со всеми странами (например, Германия технически не могла  этого сделать, так как на внешний  долг РФ были выпущены облигации, имеющие  множество владельцев). Во-вторых, если потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится опасность  возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры. В последнем случае потери при размещении средств фонда в низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета от дефицита.

25 апреля 2007 года президент РФ  Владимир Путин выступил с  обращением к обеим палатам  российского парламента, и ключевой  темой его послания стала концепция  Стабилизационного фонда. С одной  стороны, президент подтвердил  разделение сверхприбылей от  экспорта углеводородов на три  части, как предлагал изначально  Кудрин:

·  на резервный фонд, призванный минимизировать риски экономики  в случае резкого падения мировых  цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией;

Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации