Стабилизационный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· что такое Стабилизационный фонд;
· охарактеризовать подобные фонды в других странах;
· рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;

· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
· проанализировать какие доходы приносит вложение средств;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стабилизационный фонд России:
1.1 Создание Стабилизационного фонда РФ…………………………………………..6
1.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ………………….16
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации:
2.1 Государственный Резервный накопительный фонд…………………………18
2.2 Управление средствами Резервного фонда………………………………………26
2.3 Использование средств Резервного фонда……………………………………….31
2.4 Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г. ……33
Глава 3. Фонд национального благосостояния:
3.1 Предназначение фонда национального благосостояния…………………34
3.2 Состояние фонда национального благосостояние……………………………36
3.3 Управление Фондом национального благосостояния……………………..38
Заключение………………………………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

·  трансферт (выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;

·  фонд национального благосостояния, или фонд сбережений, в который  будут зачисляться все нефтегазовые доходы, его средства должны идти на повышение качества жизни людей  и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.

Идея разделения сверхдоходов на два  фонда родилась в результате своеобразного  компромисса между Минфином, выступавшим  против расходования Стабилизационного  фонда на какие-либо цели, кроме как  на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом. Ведомство Германа Грефа, призванное решать задачи развития страны, предлагало инвестировать часть  сверхдоходов в приоритетные экономические  проекты. В случае, если Фонд национального  благосостояния можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не исключено, что часть этих средств может пойти на выкуп дополнительной эмиссий крупнейших корпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО «ЕЭС», которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие энергетической инфраструктуры страны.

Предназначение резервного фонда.

Резервный фонд является частью средств  федерального бюджета. Фонд призван  обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в  случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость  национальной экономики от колебаний  поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов[47].

Резервный фонд фактически заменил  собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного  фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками  формирования Резервного фонда также  являются доходы федерального бюджета  от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда  закреплен на уровне 10 % прогнозируемого  на соответствующий финансовый год  объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, что является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет  при снижении мировых цен на энергоресурсы. Указанный временной горизонт связан с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации бюджетной  политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям[48].

На базе Стабилизационного фонда  решено создать Резервный фонд, который  будет задействован для покрытия бюджетного дефицита в случае значительного  снижения цен на нефть. Размеры Резервного фонда, по замыслу Кудрина, должны быть на уровне 7–13,5% ВВП – то есть примерно такими же, как и у нынешнего  Стабилизационного фонда, – около 2,7 трлн. руб. В случае, если цена нефти  на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение трех лет.

Состояние резервного фонда.

 совокупный объем Резервного фонда в январе 2012 года составил 1 863,06 млрд. рублей, что эквивалентно $61,36 млрд. говорится в сообщении Минфина. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:

- 1 090,37 млрд рублей;

- $11,08 млрд;

- 9,04 млрд евро;

- 1,58 млрд фунтов стерлингов.

Совокупная расчетная сумма  дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной  валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 января 2012 г. составила 0,02 млрд долларов США, что эквивалентно 0,54 млрд рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 по 31 января 2012 г. составила отрицательную  величину (-)38,83 млрд. рублей.

В январе 2012 г. нефтегазовые доходы в  сумме 1 090,37 млрд рублей были зачислены  на счет по учету средств Резервного фонда. Доход от размещения средств  Резервного фонда на счетах в Банке  России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 15,50 млрд. рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет.

Доход от размещения средств Фонда  национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке  России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 40,78 млрд рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет.

Совокупный объем Фонда национального  благосостояния составил 2 682,21 млрд рублей, что эквивалентно 88,33 млрд. долларов США, в том числе:

1) на отдельных счетах по учету  средств Фонда национального  благосостояния в Банке России  размещено: 

- 27,72 млрд долларов США; 

- 24,20 млрд евро;

- 4,40 млрд фунтов стерлингов;

2) на депозитах во Внешэкономбанке  размещено 474,02 млрд рублей и  $6,25 млрд.

В январе 2012 г. в федеральный бюджет поступили доходы от размещения средств  Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке в  сумме 7,44 млрд рублей, что эквивалентно $0,23 млрд.

Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке  в 2011 г. составил 31,05 млрд рублей, что  эквивалентно $1,04 млрд.

Совокупная расчетная сумма  дохода от размещения средств Фонда  национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке  России, пересчитанного в доллары  США, за период с 15 по 31 января 2012 г. составила $0,05 млрд, что эквивалентно 1,43 млрд рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 по 31 января 2012 г. составила отрицательную  величину (-)100,77 млрд рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке - (-)11,45 млрд рублей.

2.2. Управление средствами Резервного фонда

Цели управления.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности  средств фонда и стабильного  уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных  целях допускает возможность  получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном  периоде[53].

Структура управления.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным  банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно)

1) путем приобретения за счет  средств фонда иностранной валюты  и ее размещения на счетах  по учету средств Резервного  фонда в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов) в  Центральном банке Российской  Федерации. За пользование денежными  средствами на указанных счетах  Центральный банк Российской  Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств  фонда в иностранную валюту  и финансовые активы, номинированные  в иностранной валюте, перечень  которых определен законодательством  Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном  банке Российской Федерации. При  этом согласно утвержденному Министерством  финансов Российской Федерации порядку  расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету  средств Резервного фонда в иностранной  валюте, Банк России уплачивает на остатки  на указанных счетах проценты, эквивалентные  доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных  государств, иностранных государственных  агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных  ценными бумагами, в которые могут  размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации[56].

Правила инвестирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в  иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной  валюте[57].

Правительство Российской Федерации  устанавливает предельные доли разрешенных  финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности  управления средствами Резервного фонда  Министерство финансов Российской Федерации  уполномочено утверждать нормативные  доли разрешенных финансовых активов  в общем объеме размещенных средств  Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

1. средства Резервного фонда  могут размещаться в долговые  обязательства в виде ценных  бумаг иностранных государств, иностранных  государственных агентств и центральных  банков четырнадцати стран: Австрии,  Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США,  Финляндии, Франции и Швеции[62].

2. долговые обязательства должны  соответствовать следующим требованиям:

·  эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг, долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-»  по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт  энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами  присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

·  сроки погашения выпусков долговых обязательств являются, фиксированными, условия выпуска и обращения  не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

·  нормативы минимального и  максимального сроков до погашения, выпусков долговых обязательств, установленные  Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

·  ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

·  номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и  фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

·  объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для  долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

·  выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения[63].

3. номинальный объем приобретенных  долговых обязательств одного  выпуска не должен превышать  15 % номинального объема этого  выпуска.

4. к мждународным финансовым  организациям, в долговые обязательства  которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:

·  Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

·  Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

·  Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

·  Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

·  Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

·  Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

·  Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

·  Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB)[64].

5. при размещении средств Резервного  фонда на депозитах в иностранных  банках и кредитных организациях  должны выполняться следующие требования:

- иностранный банк или кредитная  организация должны иметь рейтинг  долгосрочной кредитоспособности  не ниже уровня «АА-» по классификации  рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс»  (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс»  (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня  «Аа3» по классификации рейтингового  агентства «Мудис Инвесторс Сервис»  (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- нормативы минимального и максимального  сроков размещения средств Резервного  фонда на депозитах в иностранных  банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов  Российской Федерации, являются  обязательными;

- суммарный объем средств Резервного  фонда, размещенных на депозитах  в одном иностранном банке  или кредитной организации, не  должен превышать 25 % общего объема  средств Резервного фонда, размещенных  на депозитах в иностранных  банках и кредитных организациях[65].

6. Министерство финансов Российской  Федерации вправе устанавливать  дополнительные требования к  долговым обязательствам и депозитам  в иностранных банках и кредитных  организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской  Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации  полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

1. нормативную валютную структуру  средств Резервного фонда в следующем составе[66]:

доллар США-45 %;

евро-45 %;

фунт стерлингов -10 %.

2. текущие сроки до погашения  выпусков долговых обязательств  иностранных государств, долговых  обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда[67]:

- для долговых обязательств, номинированных  в долларах США и евро:

минимальный срок до погашения-3 месяца

Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации