Стабилизационный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· что такое Стабилизационный фонд;
· охарактеризовать подобные фонды в других странах;
· рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;

· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
· проанализировать какие доходы приносит вложение средств;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стабилизационный фонд России:
1.1 Создание Стабилизационного фонда РФ…………………………………………..6
1.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ………………….16
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации:
2.1 Государственный Резервный накопительный фонд…………………………18
2.2 Управление средствами Резервного фонда………………………………………26
2.3 Использование средств Резервного фонда……………………………………….31
2.4 Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г. ……33
Глава 3. Фонд национального благосостояния:
3.1 Предназначение фонда национального благосостояния…………………34
3.2 Состояние фонда национального благосостояние……………………………36
3.3 Управление Фондом национального благосостояния……………………..38
Заключение………………………………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

максимальный срок до погашения-3 года

- для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:

минимальный срок до погашения-3 месяца

максимальный срок до погашения-5 лет.

Сроки, указанные выше, действуют  на момент приобретения за счет средств  Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых  на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда  в разрешенных иностранных валютах.

3. перечень иностранных государственных  агентств, в которые могут размещаться  средства Резервного фонда (по  согласованию с Центральным банком Российской Федерации[68]):

·  Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

·  Агентство финансирования автомагистралей  и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

·  Группа банков реконструкции  и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

·  Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

·  Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

·  Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

·  Сельскохозяйственный рентный  банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

·  Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

·  Федеральная национальная ипотечная  ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

·  Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

·  Федеральные банки фермерского  кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

·  Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

·  Фонд обслуживания долгов системы  социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

·  Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);

·  Австрийский экспортно-импортный  банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB).

4. номинальный объем приобретенных  долговых обязательств одного  выпуска не должен превышать  10 % номинального объема этого  выпуска[69].

2.3 Использование средств Резервного фонда

Средства Резервного фонда могут  использоваться на финансовое обеспечение  нефтегазового трансферта и досрочное  погашение государственного внешнего долга.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового  трансферта происходит в случае недостаточности  для этих целей нефтегазовых доходов  федерального бюджета, поступивших  за соответствующий финансовый год (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.8, п.4).

Такое использование средств Резервного фонда в периоды неблагоприятной  конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволит проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечить стабильное социально-экономическое развитие страны, снизив его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать без  внесения изменений в федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение  нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления  фактически поступивших в текущем  финансовом году нефтегазовых доходов.

Предельный объем использования  средств Резервного фонда для  финансового обеспечения нефтегазового  трансферта утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период[.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение  государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета  за счет незапланированных доходов  федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

2.4 Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2012 г.

Резервный фонд РФ составил на 1 мая 2012 года 1825,28 млрд.руб.,фонд национального благосостояния - 2 619,52 млрд.руб.говорится в сообщении Минфина России.

Резервный фонд РФ на 1 апреля 2012 года составлял 1826,62 фонд национального благосостояния - 2 624,78. Таким образом, резервный фонд за апрель уменьшился, фонд национального благосостояния – уменьшился

На момент создания, на 1 февраля 2008 года, объем резервного фонда составил 3057,85 млрд.руб., фонда нацблагосостояния - 783,31 миллиарда рублей (32,00 миллиарда долларов)

Из этих данных следует что во время пика экономического кризиса  Правительство РФ использовало денежные средства из Резервного фонда,а фон  нац.благосостояния наоборот вырос  почти в 4 раза.

Средства обоих фондов размещаются  в активы, номинированные в валюту по структуре: по 45% - в долларовые и  активы в евро, а 10% - в активы, номинированные в фунты стерлингов.

Остатки средств на отдельных счетах по учету средств резервного фонда  в иностранной валюте по состоянию  на начало 2012 года составили::

-  1 090,37 млрд. рублей;

-       11,08 млрд. долларов  США;

-        9,04 млрд. евро;

-        1,58 млрд. фунтов  стерлингов.

Минфин 30 января 2008 года преобразовал стабфонд РФ в резервный фонд (формируется  для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть) и фонд национального благосостояния (для решения проблем пенсионной системы).

С 2008 года нефтегазовые доходы федерального бюджета зачисляются на отдельный  счет. В первую очередь часть из них направляется на финансирование расходов бюджета (так называемый нефтегазовый трансферт, установлен в абсолютном выражении в законе о бюджете  на соответствующий год), остальное  затем поступает - на пополнение нацфондов, созданных на базе стабфонда. Сначала  наполняется до нормативной величины в 10%ВВП резервный фонд, затем - фонд нацблагосостояния.

Глава 3. Фонд национального благосостояния

3.1 Предназначение фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного  фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 мая 2012 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния составлял2619,52 млрд.руб. Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти  и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового  сектора над отчислениями в Резервный  фонд и средствами, используемыми  для финансирования расходов федерального бюджета.

В Фонд Будущих Поколений будут  поступать остатки нефтегазовых доходов. Предполагается, что средства Фонда могут быть использованы для  софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Инвестирование будет  направлено в более рискованные  инструменты, в том числе акции и корпоративные облигации.

Фонд национального благосостояния - это тот фонд, который можно  будет использовать на соц. нужды. Прежде всего, на формирование пенсионной системы. И размещения его не столь консервативны  как Резервный фонд, можно их размещать в более доходные инструменты, имеющие более высокую надежность.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов  федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

·  налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного  сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного  сырья);

·  вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

·  вывозных таможенных пошлин на газ  природный;

·  вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового  трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период.

 Объем нефтегазового трансферта  установлен в процентах от  прогнозируемого на соответствующий  год объема валового внутреннего продукта:

·  в 2008 году - 6,1 %;

·  в 2009 году - 5,5 %;

·  в 2010 году - 4,5 %;

·  начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.3).

Другим источником формирования Фонда  национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

Средства нефтегазовых доходов  федерального бюджета, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств  в связи с формированием и  использованием нефтегазовых доходов  федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

21–25 сентября 2007 года Аналитический  Центр Юрия Левады (Левада-Центр)  провел по выборке, представительной  для взрослого населения Федерации,  опрос 1600 россиян. Ответы на  некоторые вопросы этого исследования  приводятся вместе с данными  более ранних опросов. 

Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

Политики и эксперты все чаще говорят о том, что часть cтабфонда можно потратить - на инвестиции в  национальную инфраструктуру и закупку  технологий. Тем более что, по расчетам экспертов, в результате инфляции только за год cтабфонд потерял 150 млрд рублей[79].

3.2. Состояние фонда национального благосостояние

По состоянию на 1 мая 2012 года совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2619,52 млрд. рублей, что эквивалентно 89,21млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте по состоянию на 1января 2012 года составили:

на отдельных счетах по учету  средств Фонда национального  благосостояния в Банке России размещено:

-  27,72 млрд. долларов США; 

-  24,20 млрд. евро;

-    4,40 млрд. фунтов стерлингов

В целях приведения фактической  валютной структуры Фонда национального  благосостояния в соответствие с  его нормативной валютной структурой, утвержденной Минфином России, в феврале  часть средств Фонда национального  благосостояния в евро была конвертирована в доллары США и фунты стерлингов и размещена на соответствующих  счетах по учету средств указанного фонда. январе 2012 г. в федеральный бюджет поступили доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке в сумме 7,44 млрд. рублей, что эквивалентно 0,23 млрд. долларов США.

Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке  в 2011 г. составил 31,05 млрд. рублей, что  эквивалентно 1,04 млрд. долларов США.

Совокупная расчетная сумма  дохода от размещения средств Фонда  национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке  России, пересчитанного в доллары  США, за период с 15 по 31 января 2012 г. составила 0,05 млрд. долларов США, что эквивалентно 1,43 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных  счетах за период с 1 по  31 января 2012 г. составила отрицательную величину (-)100,77 млрд. рублей, а курсовая разница  от переоценки средств фонда, размещенных  на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – (-)11,45 млрд. рублей.

Средства Фонда национального  благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации. Объем  средств Фонда национального  благосостояния, направляемых на указанные  цели, устанавливается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной год и плановый период (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.1, п.2).

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном  законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

3.3. Управление Фондом национального благосостояния

Цели управления.

Целями управления средствами Фонда  национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств  фонда и стабильного уровня доходов  от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда  в указанных целях допускает  возможность получения отрицательных  финансовых результатов в краткосрочном  периоде (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.2).

Структура управления.

Управление средствами Фонда национального  благосостояния осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального  благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации[84]. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления  отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального  благосостояния порядок привлечения  указанных организаций, а также  требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.1).

Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации