Стабилизационный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· что такое Стабилизационный фонд;
· охарактеризовать подобные фонды в других странах;
· рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;

· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
· проанализировать какие доходы приносит вложение средств;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стабилизационный фонд России:
1.1 Создание Стабилизационного фонда РФ…………………………………………..6
1.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ………………….16
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации:
2.1 Государственный Резервный накопительный фонд…………………………18
2.2 Управление средствами Резервного фонда………………………………………26
2.3 Использование средств Резервного фонда……………………………………….31
2.4 Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г. ……33
Глава 3. Фонд национального благосостояния:
3.1 Предназначение фонда национального благосостояния…………………34
3.2 Состояние фонда национального благосостояние……………………………36
3.3 Управление Фондом национального благосостояния……………………..38
Заключение………………………………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Фонд из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику  на годы неблагоприятной экономической  ситуации. Стабилизационный фонд (первое время его называли фондом будущих  поколений) казался эффективным  способом борьбы с ежегодными попытками  пустить дополнительные доходы бюджета  на противоречащие политике государства цели.

Самый сложный вопрос - кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. Не менее  тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом. В России принято решение вкладывать средства стабфонда в наиболее ликвидные ценные бумаги западных государств[.

Стабилизационные фонды (фонды  будущих поколений) существуют в  странах, где существенная часть  доходов бюджета формируется  за счет поступлений от экспорта природных  ресурсов (нефть медь, фосфаты) и  предназначены для сглаживания  колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры.

Фонды подобные российскому Стабилизационному  фонду существуют во многих странах. По некоторым оценкам, в мире существует около 35 таких фондов. Основные цели этих фондов в целом совпадают. Во-первых - это снижение зависимости бюджета  и экономики в целом от поступлений  от экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская  провинция Альберта и т.д.). Во вторых - обеспечение равномерного распределения  доходов от использования невозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия, Чили, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция  Альберта, Австралия). И в третьих- снижение инфляционного давления на экономику страны (во всех фондах). Существование  фондов способствует поддержке долгосрочной макроэкономической устойчивости стран, однако не полностью решает задачу рационального использования бюджетных  средств. Для этого должна проводиться  разумная и эффективная политика в области бюджетных расходов.

Различия между существующими  фондами обычно находятся в деталях. Так, существует несколько распространенных способов формирования и использования  фондов: способ "полного сбережения", способ "постоянного потребления" и правило "средней цены".

«Способ полного сбережения» предполагает сбережение всех поступлений от невозобновляемых ресурсов с переводом части средств  на покрытие дефицита "несырьевого" бюджета, то есть бюджета без учета  поступлений от сырьевых товаров. Обычно этот перевод или трансферт эквивалентен доходу от управления средствами фонда. Средства фонда за исключением трансферта сберегаются и инвестируются в иностранные финансовые активы. Этот способ используется в Норвегии.

«Способ постоянного потребления» заключается в том, что ежегодно расходуется только постоянный доход  от сырьевого сектора, то есть трансферт  в бюджет из фонда остается постоянным по отношению к ВВП. Остальные  средства сберегаются и инвестируются  в иностранные ценные бумаги. Этот способ используется в Казахстане.

«Способ средней цены» предполагает что поступления от нефти в  части, не превышающей цену отсечения, направляются в бюджет, все что  свыше - в Стабфонд. Подобная практика, так называемый способ "средней  цены", существует в ряде подобных фондов, наиболее яркий пример - Медный стабилизационный фонд в Чили. Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

·  является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и  общеупотребительными, как прогрессивный  налог и пособие по безработице);

·  обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

·  может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

Порядок формирования стабилизационного  фонда.

Источниками формирования Стабилизационного  фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным  путем за счет превышения цены на нефть  над базовой ценой, а также  остатки средств федерального бюджета  на начало соответствующего финансового  года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма:

·  фактических поступлений в  федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую  в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей  в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую  и расчетной ставки указанной  пошлины при базовой цене на нефть  к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

·  фактических поступлений в  федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей  в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и  расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к  действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть)[20].

Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем  пункте, производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств  федерального бюджета на начало финансового  года, за исключением остатков, по которым  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год или международным договором  Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также  свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для  покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при  исполнении федерального бюджета, в  объеме, равном одной двадцать четвертой  утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению  государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

Правительство Российской Федерации  по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию  в соответствии с федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий финансовый год.

Использование средств стабилизационного  фонда.

Средства Стабилизационного фонда  могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при  снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств  Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Объемы использования средств  Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством Российской Федерации.

Управление средствами стабилизационного фонда.

Структура управления.

Средствами Фонда управляет  Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с  Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить  стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться  в долговые обязательства иностранных  государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению  активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило  порядок управления средствами Фонда.

 

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может  осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

·  путем приобретения за счет средств  Фонда долговых обязательств иностранных  государств;

·  путем приобретения за счет средств  Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств  Стабилизационного фонда в иностранной  валюте в Банке России[23]. За пользование  денежными средствами на указанных  счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда согласно второму  методу (путем размещения средств  на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному  Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и  зачисления процентов, начисляемых  на счета по учету средств Стабилизационного  фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных  счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования средств Фонда.

Правительство Российской Федерации  определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые  могут размещаться средства Фонда, относятся:

·  долговые обязательства в  форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;

·  долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА»  по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт  энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации  рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);

·  долговые обязательства, срок погашения  которых является фиксированным, условия  выпуска и обращения не предусматривают  права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца  долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

·  долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;

·  долговые обязательства, объем  выпуска которых, находящийся в  обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для  долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

·  долговые обязательства, выпуски  которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения[25].

Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

Минимальный срок – 0.25

Максимальный срок-3 

В настоящее время средства Фонда  размещаются согласно следующей  валютной структуре:

Доллар США-45 %

Евро- 45 %

Фунт стерлингов-10 %

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру  и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными  для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

Отчетность по операциям со средствами Фонда.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда  на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании  средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство  Российской Федерации в составе  отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые  отчеты о поступлении средств  в Фонд, их размещении и использовании (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке  управления средствами Стабилизационного  фонда Российской Федерации»).

Правительство Российской Федерации  направляет ежеквартальные (нарастающим  итогом) и годовые отчеты в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в  составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

1.2 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ

Средства Стабилизационного фонда  являются стратегическим резервом государства, который необходим для обеспечения  бюджетных обязательств правительства  в неблагоприятных экономических  ситуациях. Очевидно, что в случае резкого падения цен на нефть  может произойти резкое сокращение доходов государства от ее реализации, что может неблагоприятно отразится  и на курсе рубля к иностранной  валюте. Что наблюдается на сегодняшний  день в связи с мировым кризисом и рекордным пополнением резервных  запасов нефти в США, что привело  к резкому спаду цен на нефть  и падению курса рубля. Таким  образом, с экономической точки  зрения, наиболее обосновано накапливать  средства Стабилизационного фонда в иностранной валюте.

Направление средств Стабилизационного  фонда на приобретение ценных бумаг  российских эмитентов является крайне опасным, поскольку масштабное изъятие  в случае неблагоприятной конъюнктуры  средств фонда из обращающихся на национальном фондовом рынке финансовых инструментов приведет к дестабилизации последнего. С другой стороны, возможные кризисные явления на российском рынке ценных бумаг могут вызвать падение стоимости активов Стабилизационного фонда, то есть могут подорвать его способность исполнять роль стратегического резерва государства.

Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации