Стандарты расходов в системе «стандарт-кост»: виды, методика их установления и учет отклонений на примере ООО «Зилаирский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение расходов в системе «стандарт - кост», ее виды, методика установления и учет отклонений на примере ООО «Зилаирский».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты системы «стандарт - кост», а точнее:
а) общая характеристика системы;
б) виды нормативов;
в) методика установления и учет отклонений;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ «СТАНДАРТ-КОСТ».…………………………………………………………………………...5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «СТАНДАРТ-КОСТ» В ООО «ЗИЛАИРСКИЙ»……………………..……………………………....20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….20
2.2 Состояние учетно-аналитической работы на предприятии………27
2.3 Виды расходов, учет их отклонений в системе «стандарт-кост» ООО «Зилаирский»…………………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ «СТАНДАРТ-КОСТ» В ООО «ЗИЛАИРСКИЙ»……………...………………………..…...49
Заключение……………………………………………………………………..59
Библиографический список…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Kursovaya_standart_kost_1.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Важным преимуществом  системы «директ-костинг» является то, что она позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием, представляет данные: для оптимизации производственной программы по критерию максимума маржинального дохода; для решения вопросов установления и регулирования цен на продукцию, как новую, так уже и реализованную на рынке; для разработки инвестиционной и инновационной программы (сокращение или расширение производственных мощностей, модернизация оборудования, приобретение нового и т.д.); для принятия решений о целесообразности получения дополнительного заказа и др.

То есть можно сделать  вывод о том, что для принятия управленческих решений не обойтись без системы директ-костинг.

В ООО «Зилаирский»  не рассчитывают уровень безубыточности для анализа продаж, но делать это  необходимо.

Безубыточность - такое  состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

По существу анализ безубыточности сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия).

Использование в этом случае деления затрат на переменные pi постоянные позволяет установить функциональную зависимость меду прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости используется для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уровня безубыточности предприятия.

Безубыточный объем  продаж является основополагающим показателем  при разработке бизнес-плана, обосновании  управленческих решений, оценке деятельности предприятия. Это должен уметь каждый бухгалтер, экономист и менеджер.

Как известно при анализе  можно использовать три метода:

  1. математический метод
  2. метод маржинального дохода
  3. графический метод

Для расчета необходимо знать переменные издержки на единицу продукции и постоянные издержки предприятия. В ООО «Зилаирский»  соотношение между переменными и постоянными затратами - 80% и 20%.

Таким образом, для расчета  точки безубыточности молока имеем  следующие исходные данные: совокупные затраты на производство и реализацию 7080 ц молока составили - 6645 тыс. руб. Из них постоянные затраты составляют 1329 тыс. руб., переменные затраты составляют 5316 тыс. руб. Цена реализации молока - 5 рублей 43 копейки. Выручка от реализации 7080 центнеров молока составила 3848 тыс. руб.

Итак, для начала определим  точку безубыточности, то есть точку, в которой затраты на производство и реализацию продукции будут  равны выручке. Для этого будем  использовать следующую формулу:

Вк = С / (1 – ПЗ / В), где

Вк – выручка от реализации в точке безубыточности;

С – постоянные затраты;

ПЗ – перемене затраты;

В – выручка от реализации.

Вк = 1 329 000/(1 – 5316000/3848000) = - 3 322 500

Таким образом, чтобы  производство и реализация были безубыточными  ООО «Зилаирский»  необходимо было увеличить реализацию продукции на сумму 3 322 500 руб.

Далее определим количество единиц продукции, которую надо реализовать  для получения прибыли. Для этого  воспользуемся следующей формулой:

Qк = С / (P – U), где

Qk – количество реализуемой продукции в точке безубыточности;

С – общая сумма  постоянных затрат;

Р – цена единицы реализуемой  продукции;

U – удельные переменные затраты на единицу продукции.

Qk = 1 32 9000 / (543 – 751) = - 6389

Далее рассмотрим последовательность прогнозирования критического объема реализации молока.

В 2011г. ООО «Зилаирский»  реализовала данную продукцию на сумму 3 848 000 руб. На производство и реализацию молока было затрачено 6 645 000 руб. Из них  переменные расходы (ИЗn) составили 5 316 000 руб., а постоянные расходы (НЗn) – 1 329 000 руб. Соответственно в организации образовался убыток от реализации молока, который составил 3 848 000 – 6 645 000 = - 2 797 000 руб.

В отчетном периоде было реализовано 7080 центнеров или 708 000 литров данной продукции по цене 5 руб. за 1 л. Следователь, удельные переменные затраты, приходящиеся на 1 л., составили в 2005 году 5 316 000 / 708 000 = 7,5 руб.

Рассчитаем объем выручки  отчетного периода в точке  безубыточности (ВКn):

ВКn = НЗn / (1 – (ИЗn / Вn)) = 1 329 000 / (1 – (5 316 000 / 3 848 000)) = 3 322 500 руб.

Это означает, что при  увеличении реализации молока на сумму 3 322 500 руб. при сложившемся уровне затрат, рентабельность предприятия  равна нулю. Но фактически ООО «Зилаирский»  в отчетном периоде реализовала  данной продукции на сумму 3 484 000 руб. и получила соответствующий убыток.

Далее, если цена молока за 1 л. составляет 5 руб., то критический  объем реализации в отчетном периоде  равен 3 322 500 / 5 = 664 500 л.

Расчет влияния факторов на критический объем реализации в будущем периоде (n+1):

1. Влияние изменения  постоянных затрат

Предположим, что мы планируем  сократить постоянные расходы в  прогнозном периоде на 5%, тогда их сумма составит 1 329 000 * 0,95 = 1 262 550 руб. При этом объем реализации должен измениться:

Δq (НЗ) = (НЗn+1 – НЗn) / (Pn – Un)

Δq (НЗ) = (1 262 550 – 1 329 000) / (5 – 7,5) = - 66 450 / -1,5 = 2 656 л.

Таким образом, при уменьшении постоянных затрат (при прочих неизменных условиях) на 5%, организация должна реализовать в прогнозном периоде  на 2 656 л. молока больше, чем в отчетном периоде, чтобы быть безубыточной.

2. Влияние изменения  переменных затрат 

В прогнозном периоде  мы планируем, увеличение удельных переменных расходов на 10%. Следовательно, их сумма  составит 7,5 * 1,1 = 8,25 руб. Рассчитаем изменение объема реализации:

Δq (ИЗ) = НЗn * ((1 / (Pn – Un+1)) – (1 / (Pn – Un)))

Δq (ИЗ) = 1 329 000 * ((1 / (5 – 7,5 *1, 1) – (1 / (5 – 7,5))) = 1 329 000 * (- 0, 3 – (-0, 4)) = 1 329 000 * 0,1 = 132 900 л.

Следовательно, при увеличении удельных переменных затрат на 10% (при прочих неизменных условиях) ООО «Зилаирский» , чтобы быть без убытка, должно реализовать на 1 329 ц. молока больше, чем в отчетном периоде.

3. Влияние изменения  цены реализации

Пусть в прогнозном периоде  планируется повышение цены реализации молока на 17%. Значит, она составит 5 * 1,17 = 5,85 руб. Рассчитаем изменение объема реализации при этом условии:

Δq (Ц) = НЗn * ((1 / (Pn+1 – Un)) – (1 / (Pn – Un)))

Δq (Ц) = 1 329 000 * ((1 / (5 * 1,17 – 7,5)) – (1 / (5 – 7,5))) = 1 329 000 * (- 0,6 – (- 0,4)) = 1 329 000 * (- 0,2) = - 265 800 л.

Следовательно, при условии  повышения цены на молоко на 17% (при  прочих неизменных условиях) организации, чтобы быть без убытка, необходимо реализовать на 2 658 ц. меньше, чем  в отчетном периоде.

4. Расчет прогнозной выручки от реализации в точке безубыточности

Итак, совокупное влияние  факторов на изменение критического объема реализации в прогнозном периоде  при изменении всех факторов одновременно составит:

Δq (все факторы) = ±Δq (НЗ) ± Δq (ИЗ) ± Δq (Ц)

Δq (все факторы) = 2 562 + 132 900 – 265800 = - 130 338 л.,

а объем реализации молока в точке безубыточности должен быть более:

qn+1 = qn ± Δq (все факторы)

qn+1 = 664 500 – 130 338 = 534 162 л.

Поскольку цена реализации 1 л молока в прогнозном периоде  составит 5,85 руб., то для того чтобы быть безубыточной ООО «Зилаирский»  необходимо реализовать данной продукции на сумму, не меньше 5,85 * 534 162 = 3 124 847,7 руб.

Далее мы можем определить увеличение (уменьшение) прибыли от реализации при увеличении (уменьшении) объемов реализации. В нашем случае прибыль от реализации в отчетном периоде составила – 2 797 000 руб., т.е. образован убыток. Предположим мы планируем ее увеличение на 6%, тогда:

Δq = (Пn+1 – Пn) / (Pn – Un)

Δq = (- 2 797 000 * 1,06 – (- 2 797 000)) / (5 – 7,5) = - 167 820 / (- 2,5) = 67 128 л.

объем реализации должен увеличиться на 67 128 л, а если при  этом изменяется цена и переменные затраты, то:

Δq = (- 2 797 000 * 1,06 – (- 2 797 000)) / (5,85 – 8,25) = - 167820 / (- 2,4) = 69 925 л.

объем реализации должен возрасти на 69 925 л.

Таким образом, выполненный  прогноз точки безубыточности показывает, что намеченные изменения постоянных и переменных затрат позволяют организации  достигнуть прибыльности, а вот изменение  цены – получать такой же убыток. А если изменить прибыль предприятия в сторону увеличения, то и увеличится объем производства молока.

Необходимо детальнее  подходить к вопросу разработки нормативов в деятельности ООО «Зилаирский». Они должны разрабатываться непосредственно главными специалистами подразделений. Главный экономист должен периодически составлять технологические карты по видам сельскохозяйственных культур, работам, лимитно-заборные ведомости на семена, посадочный материал, минеральные удобрения и ядохимикаты.

Однако не все нормативы представляется возможным определять по технологическим картам, за исключением нормативов на затраты труда, семян, рассады, воды, удобрений. Нормативы, регламентирующие расходование трудовых, материальных и денежных ресурсов, определяют из сборников типовых нормативов, а в случае отсутствия последних — расчетным путем, исходя из фактических затрат за 3—5 последних лет.

Для осуществления оперативного учета и контроля в ООО «Зилаирский»  директору необходимо постоянно руководствоваться документами:

— технологическими картами по возделыванию культур  
     — технологическими картами по выполнению прочих работ в животноводстве;

— производственными  заданиями с указанием состава  основных средств, нормами начисления амортизации и сметами на ремонт основных средств;

— положением об оплате труда, то есть указанием конкретных расценок норм затрат труда, применяемых в данном подразделении;

— извлечением из актов замера расстояний перевозок грузов с указанием пунктов назначения перевозок, среднего расстояния в километрах;

— нормами расхода  кВт.ч электроэнергии на год, месяц, на 1 голову животных (крупного рогатого скота), на 1 час работы оборудования; нормами расхода воды на 1 голову животных в сутки с учетом способов поения, на 1 га посевов (по видам культур);

— нормами расхода топлива и смазочных материалов на работу автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин;  

— нормами суточной потребности в питательных веществах животных (по видам и возрасту);

— суточными рационами  кормления животных;

— перечнем причин отклонений, повышающих расходование средств на оплату труда, по снижающих себестоимость продукции, работ и услуг;

— классификатором виновников причин отклонений;

— нормативной себестоимости  продукции, работ, услуг;

— бланками отчетов-анализов.

На сегодняшний день в ООО «Зилаирский» часть из перечисленных документов не составляется вовсе, а часть имеет непостоянный характер.

Так, в животноводстве причины отклонений от норм по статьям  затрат возможно подразделять на четыре группы.

1. Использование более совершенных помещений для содержания животных, холодильных установок, оборудования, кормокухонь, забойных цехов, марок автомобилей, тракторов, погрузочно-разгрузочных механизмов.

2. Применение передовых  методов обслуживания животных, улучшение племенной работы, использование интенсивных технологий откорма животных.

3. Изменение рациона  кормления скота и птицы; норм  на топливо и смазочные материалы,  ремонты автомобилей и тракторов,  оборудования, зданий, сооружений и  т. п.

4. Внедрение прогрессивных  форм организации труда, в частности, коллективного подряда, механизации трудоемких процессов, внедрение технически обоснованных норм выработки, повышение квалификации рабочих, изменение тарифных ставок и разрядов работы.

Также для ООО «Зилаирский» при расчете нормативной себестоимости продукции животноводства целесообразно применять нормативную калькуляцию, включая затраты, сгруппированные по следующим статьям:

- оплата труда с  отчислениями во внебюджетные  фонды;

- корма;

- услуги вспомогательных производств, в том числе по видам;

- амортизация основных средств;

- ремонт основных средств;

- ветмедикаменты и биопрепараты;

- стоимость павших животных;

- прочие прямые затраты.

Для растениеводства  причины отклонений от норм по статьям следует подразделять на следующие группы:

- Использование более совершенной сельскохозяйственной техники позволяющей автоматизировать процессы возделывания культуры, повысить производительность труда;

Информация о работе Стандарты расходов в системе «стандарт-кост»: виды, методика их установления и учет отклонений на примере ООО «Зилаирский»