Стандарты расходов в системе «стандарт-кост»: виды, методика их установления и учет отклонений на примере ООО «Зилаирский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение расходов в системе «стандарт - кост», ее виды, методика установления и учет отклонений на примере ООО «Зилаирский».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты системы «стандарт - кост», а точнее:
а) общая характеристика системы;
б) виды нормативов;
в) методика установления и учет отклонений;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ «СТАНДАРТ-КОСТ».…………………………………………………………………………...5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «СТАНДАРТ-КОСТ» В ООО «ЗИЛАИРСКИЙ»……………………..……………………………....20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….20
2.2 Состояние учетно-аналитической работы на предприятии………27
2.3 Виды расходов, учет их отклонений в системе «стандарт-кост» ООО «Зилаирский»…………………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ «СТАНДАРТ-КОСТ» В ООО «ЗИЛАИРСКИЙ»……………...………………………..…...49
Заключение……………………………………………………………………..59
Библиографический список…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Kursovaya_standart_kost_1.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Отклонения по кормам: (97157 - 86643) * 20 = 376990

Это оказало негативное влияние на получившийся результат.

Далее рассчитаем совокупное отклонение расхода кормов от стандартного с учетом обоих факторов.

Стандартные совокупные расходы кормов: 3500000:9500 = 368,42 руб./ед. С учетом фактического объема производства общая сумма стандартных затрат по кормам составила: 368,42 * 8236 = 3034307. Фактические затраты кормов составляют 3924000, следовательно, совокупное отклонение по кормам составило: 3924000 - 3034307 = - 889693.

Порядок учетных записей  получается следующим:

При покупке материалов отражаем Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму по стандартным ценам: 3034307 рублей.

При списании материалов в производство делается такая запись по счетам: Дебет 20 «Основное производство»  Кредит 10 «Материалы» на туже сумму.

Отдельно отражаются отклонения. Для этого специально предназначен счет 16. Происходит такая запись: Дебет 16 «Отклонения в стоимости материалов» Кредит 10 «Материалы» на сумму общих отклонений.

Вторым этапом расчета  является выявление отклонений фактической  заработной платы от стандартной. Данные отклонения вычисляются аналогично отклонениям по материалам, но с учетом других факторов: отклонения по ставке заработной платы и отклонение по производительности. На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов. С этой целью рассчитывается нормативная ставка распределения общепроизводственных расходов - это частное от деления сметных постоянных (переменных) накладных расходов на производство в нормо-часах. Отклонение общепроизводственных расходов формируются за счет факторов:

  1. за счет отклонений в объеме производства

2.  за счет отклонений  фактических постоянных расходов  от сметных.

Все расчеты заканчиваются  анализом отклонений фактической прибыли  от сметной. На это отклонение влияет два фактора:

  1. Фактическая цена продаж
  2. Фактический объем продаж.

Если проследить учетные  записи, то списание затрат на готовую  продукцию (Дебет 43 Кредит 20) и себестоимость  реализованной продукции (дебет 90 Кредит 43) отражаются по нормативным издержкам. Затем списываются отклонения, которые  идут не на счета затрат, как в нормативном методе калькулирования себестоимости продукции, а непосредственно на счет прибылей и убытков.

Смета доходов  и расходов предприятия на 2009-2010 гг. представим в таблице 9. Вместо запланированного объема производства в 2009г.(8900 ц) и в 2010г. (9100 ц) реально произведено 8236 ц молока.

Таблица 9 - Смета доходов и расходов на плановый период 2009г. и 2010г.

Показатели

2009г. 

Сумма, руб.

2010г. 

Сумма, руб.

1. Выручка 

4984000

5096000

2. Корма 

2900 000

3100000

3. Заработная плата (с отчислениями)

750 000

890000

4. Прочие (переменные)

589 000

624000

Всего расходов

4239000

4614000

7. Прибыль

35 000

41000


 

В таблице 10 представлены данные о фактических показателях  ООО «Зилаирский».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10 - Отчет об исполнении сметы 2009 – 2010 гг.

Показатели

2009г. 

Сумма, руб.

2010г. 

Сумма, руб.

1. Выручка (8236 ц * 543 р)

4 072 148

4372148

2. Корма (97157 ед. * 40 р)

3124 000

3160000

3. Заработная плата (с отчислениями)

703 000

842000

5. Прочие (переменные)

596 000

650000

Всего расходов

4823000

4652000

7. Прибыль

- 750852

-279852


 

Тем самым наблюдается  с 2009г. перерасход сметы в части  расходов организации. То есть наблюдаем отклонение фактических материальных затрат от стандартных, что неблагоприятно, так как допущен перерасход средств.

Кроме основных рабочих, на обслуживании животных занят вспомогательный  персонал: электрики, сантехники, слесари-ремонтники и подсобные рабочие. Их труд оплачивается по расценке за центнер продукции. Приведем данные расчета за май 2009г., 2010г., 2011г. ООО «Зилаирский» в таблице 11для сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11- Расчет норматива затрат на оплату труда по дойному молочному стаду ООО «Зилаирский» за май 2011г.

Показатели 

Ед. изм.

План. объем 2009

План. объем 2010

План. объем 2011

Расценка за единицу, руб. 2009

Расценка за единицу, руб. 2010

Расценка за единицу, руб. 2011

Норматив оплаты труда руб. 2009

Норматив оплаты труда руб. 2010

Норматив оплаты труда руб. 2011

Оператор машинного доения

                   

— Молоко

ц

2100

2300

2500

14,00

15,00

16,00

28000

34000

40 000

— Приплод

гол.

38

41

44

9,00

11,00

13,00

315

426

572

— Привес молодняка

ц

7,8

8,9

10,4

132,12

143,51

158,48

1420

1504

1648

Оператор по облуживанию дойного  стада, за молоко

ц

2100

2300

2500

8,2

9,5

10,50

21302

23620

26 250

Оператор по уходу за сухостойными коровами

гол.

42

55

64

16,82

17,96

19,94

1040

1150

1276

Слесарь по ремонту животноводческого  оборудования, за молоко

ц

2100

2300

2500

2,10

2,95

3,40

6200

7100

8500

Слесарь молокопровода, за молоко

ц

2100

2300

2500

1,34

1,48

1,67

3805

3980

4175

Лаборант, за молоко

ц

2100

2300

2500

0,25

0,52

0,75

1775

1790

1875

Бригадир дойного стада

                   

— За молоко

ц

2100

2300

2500

0,80

1,15

1,40

2900

3200

3500

— За привес

ц

7,8

8,9

10,4

18,00

20,00

23,00

219

228

239

Помощник бригадира дойного  стада

                   

— За молоко

ц

2100

2300

2500

0,7

0,9

1,20

2100

2600

3000

— За привес

ц

7,8

8,9

10,4

10,90

12,40

13,70

105

128

142

ИТОГО

             

80150

87905

91 177


 

  
     Теперь перейдем подробнее  к нормативам по расходованию кормов, которые включены в рацион животных, и цены на их конкретные виды. 
  Норматив затрат по кормам устанавливают в ООО «Зилаирский» на основе производственного задания и дневного рациона кормления в расчете на одну голову КРС, исходя из наличия кормов, обеспеченности ими выполнения планового объема производства. При этом учитывается качество кормов, выраженное в условных центнерах кормовых единиц.

На основе рациона заведующий хозяйством определяет потребность кормов на месяц на планируемое среднемесячное поголовье животных в фактической живой массе продуктивности и питательности в центнерах кормовых единиц. Расчет норматива на корма ООО «Зилаирский» за май 2011г. представлен в таблице 12, где среднемесячное поголовье 600 голов, число кормодней 18 600, валовой надой 2500 ц.

Таблица 12 - Расчет норматива на корма для дойного стада ООО «Зилаирский» за май 2011г.

Вид кормов

По рациону в натуре, ц

Кормовых единиц, ц

Стоимость кормов, руб.

Норматив, руб.

На 1 голову в сутки, кг

Всего, ц

В 1 кг

Всего

Учетная цене за 1 ц

Всего

На всю продукцию

На 1 ц молока

Концентраты

2,5

465

1,00

465

400

186 000

186000

74,40

Зерносенаж 

25,0

4650

0,29

1348,5

48

223 200

223200

98,28

Картофель

6,5

1290

0,30

387

300

387 000

387000

154,80

ИТОГО

х

х

х

2200,5

х

796 200

796200

318,48


 

 

Норматив кормов по питательности  составляет на 1 ц надоя молока 0,88 ц кормовых единиц. В целях предварительного контроля за обеспечением молочного  стада кормами и за выполнением  планового объема производства молока норматив кормов в кормовых единицах на 1 ц молока сопоставляют с действующими нормами. Особое внимание ООО «Зилаирский» следует обратить при определении нормативов, так как их необходимо корректировать исходя из продуктивности животных с учетом фактической структуры рациона кормления.

ООО «Зилаирский» также  есть норматив затрат на водоснабжение, который установлен исходя из норм потребления воды в сутки на одно животное. Так, примерный расход воды на 1 корову в сутки при стойловом содержании и при наличии внутреннего водопровода составляет 115 л. Для расчета месячной нормы воды количество кормодней умножают на норму потребности воды. Количество воды в кубических метрах умножают на учетную цену и получают норматив затрат по водоснабжению для подразделения.

Исходя из расценок и нормативного объема производства продукции животноводства, ООО «Зилаирский» определяет сумму оплаты труда основным работникам.

Норматив затрат по ремонту  основных средств определяется на основе плановых ведомостей дефектов на ремонт, которые позволяют установить потребности в материалах, запасных частях, затратах труда. Используя ведомости дефектов, составляются в организации сметы затрат на ремонт по каждому объекту основных средств и общую по центру ответственности. На основе сметы составляют норматив затрат на оплату труда, материалы по объекту, подлежащему ремонту. На непредусмотренные планом работы по ремонту основных средств и оборудования главный инженер составляет заявку, где указывает объем работ, расход материалов, затраты труда и их оплату.

Норматив на спецодежду устанавливают исходя из количества работающих в производственном подразделении, норм на выдачу спецодежды, срока использования. Информационной базой является количественный учет по счету 10 «Материалы» субсчет «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». На хозяйственные принадлежности норматив устанавливается исходя из заявки главного инженера. Эту заявку сравнивают с затратами за три предшествующих года с учетом цен, скорректированных на темпы инфляции.

В целом по главе можно  сделать вывод о том, что какой  бы метод учета затрат и исчисления себестоимости продукции животноводства ООО «Зилаирский» не применяла бы, в дополнение к этому методу, нужно  использовать принципы учета, характерные для системы «стандарт-кост», которые позволяют контролировать производственный процесс в организации и способствуют принятию оперативных управленческих решений. В целях дальнейшего совершенствования учета затрат и исчисления себестоимости продукции необходимо четко следить не только за исполнением системы «стандарт-кост», но и за разделением затрат на постоянные и переменные, что позволяет рассчитать точку безубыточности, определить оптимальный объем продаж в денежном выражении и вовремя принять обоснованное управленческое решение.

 
 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ «СТАНДАРТ-КОСТ» В ООО «ЗИЛАИРСКИЙ»

Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты  и в первую очередь разбираться  в информации о производственных расходах. Анализ издержек по системе «стандарт-кост» помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельность производства.

В ООО «Зилаирский» были выявлены такие недостатки, как применение первичных документов произвольной формы и использование документов устаревшей формы: отсутствие в документах некоторых необходимых реквизитов.

С целью устранения имеющихся недостатков предлагается:

- использовать  типовые формы первичных документов  по учёту затрат и выхода  продукции растениеводства;

- утвердить  формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов;

- заполнять  в документах все необходимые  реквизиты;

- с целью  своевременной сдачи в бухгалтерию  документов необходимо разработать полный график документооборота.

Особое внимание следует уделить автоматизированным системам управления производством и обработки экономической информации, позволяющим оперативно подготавливать отчётность в различных разделах с заданным уровнем детализации.

Решающим  условием увеличения производства и снижения себестоимости продукции является создание в ООО «Зилаирский» системы точного учёта и должного контроля сохранности продукции. В связи с этим на стадии хранения продукции растениеводства целесообразно использовать акт учёта и контроля сохранности продукции.

В целях дальнейшего  совершенствования системы учета  издержек как «стандарт-кост» в  ООО «Зилаирский»  целесообразно  их применение в сочетании с системой учета «директ-костинг», широко используемой в западных странах.

В основе организации производственного учета по системе «директ-костинг» лежит деление затрат по отношению к объему производства на постоянные и переменные. Производственная себестоимость выпущенной и реализованной продукции формируется только из переменных производственных затрат, находящихся в прямой зависимости от технологического процесса и организации производства. По способу отнесения на себестоимость продукции они в основном являются прямыми и потому легко поддаются нормированию на единицу выпускаемой продукции. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, а также незавершенное производство. Постоянные расходы не связаны непосредственно с производственным процессом и потому не включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Эти расходы (называемые иначе периодическими, т.е. за данный отчетный период) собираются на отдельном счете и по истечении отчетного периода полностью (без распределения по видам продукции) списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в данном отчетном периоде.

Информация о работе Стандарты расходов в системе «стандарт-кост»: виды, методика их установления и учет отклонений на примере ООО «Зилаирский»