Становление и развитие финансового контроля в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового исследования является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов и направлений развития финансового контроля в современных условиях.
При выполнении работы использованы методы формальной логики (синтеза, анализа, дедукции, сравнения), анализ периодических и специальных литературных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая_финансы.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка – это проверка органом финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.

В отличие от камеральной выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

По полноте охвата материала  различают проверки сплошные, когда проверяются все документы организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле – и материальные ценности), и частичные (выборочные), когда проверяется только часть (определенная выборка) документов.

Сплошные проверки чаще всего проводят в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов). Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.

По объему проверяемых  вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка – это проверка хозяйствующего субъекта за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной деятельности. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Выборочная проверка – это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка – это проверка определенного направления или вида финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Она проводится по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. Результаты тематических проверок используются при комплексной или выборочной проверке и либо отражаются в актах этих проверок, либо оформляются как приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки.

Для контроля за устранением  отмеченных недостатков органы государственного финансового контроля используют повторные проверки. Повторная проверка проводится по тем же вопросам, по которым проводилась предыдущая. Повторная проверка может проводиться за те же отчетные периоды, что и предыдущая, но, как правило, нормативными актами предусмотрены ограничения на проведение таких проверок.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

Полная  комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта предусматривает проверку:

  • операций с денежными средствами;
  • расчетных и кредитных операций;
  • расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • сохранности основных средств и нематериальных активов и операций с ними;
  • сохранности производственных запасов, товарно-материальных ценностей и операций с ними;
  • инвестиционных операций;
  • расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами;
  • калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • реализации продукции и формирования финансовых результатов;
  • организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего (ведомственного) контроля.

Ревизии проводятся органами государственного финансового  контроля. При проведении ревизии  сотрудники органа государственного финансового  контроля не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта, предавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления ее результатов.

Результаты  проведенной ревизии оформляются  актом (справкой), который подписывается  ревизующим и уполномоченными на то должностными лицами проверенных субъектов, и докладываются органу государственного финансового контроля, назначившему ревизию. Вся информация, полученная в ходе ревизии, может быть использована только в целях проводимого финансового контроля и разглашению не подлежит.

По способу  организации ревизии, проводимые органами государственного контроля, могут быть плановыми и внеплановыми. В ряде случаев допускаются внезапные ревизии – разновидность выездной проверки, проводимые без предварительного уведомления проверяемого субъекта (в отличие от плановой проверки). Цель внезапной ревизии – установить факт правонарушения, который может быть скрыт при проведении плановой ревизии.

Обследование – оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки.

Обследование  является одним из основных методов  предварительного контроля. В ходе обследования решаются следующие основные задачи:

  • мониторинг финансовой отчетности контролируемого субъекта;
  • диагностика его финансового состояния;
  • анализ исполнения бюджетных назначений и правильность их оформления (соблюдение инструкций, нормативов, лимитов);
  • правовой статус, организационно-правовая форма и ее соответствие действующему законодательству;
  • оценка уровня приемлемого обозначения цели государственных расходов.

Таким образом, суть обследования сводится к проведению экспресс-анализа финансового и  имущественного состояния проверяемого субъекта. В результате такой экспресс-диагностики финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта выявляются ее слабые стороны. Если результаты предполагают возможность нарушений, то это является основанием для проведения счетно-аналитической проверки. Все это отмечается в заключении по результатам обследования.

Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Обычно анализу подвергается периодическая или годовая отчетность субъекта хозяйствования, на основании которой исследуются главные финансово-экономические показатели его деятельности.

Результатами  такого анализа может быть оценка:

  • текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта по результатам его финансовой отчетности, приложений к ней, справок и др.;
  • рациональности и эффективности использования руководством финансовых средств;
  • эффективности использования имущества;
  • общей деловой активности хозяйствующего субъекта. В процессе анализа финансовой отчетности могут решаться следующие аналитические задачи:
  • анализ финансового состояния по данным баланса;
  • анализ ликвидности бухгалтерского баланса;
  • расчет и оценка финансовых коэффициентов;
  • определение финансовой устойчивости;
  • расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости по данным отчетности.

Многогранность  задач и функций финансового  контроля определяет разнообразие способов его проведения, применение которых, как правило, зависит от целей  и задач, поставленных перед контролирующими органами. Для некоторых ситуаций достаточно контроля финансовой отчетности и документации, для других требуется анализ всей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При этом финансовый контроль, по сути, превращается в контроль финансово-хозяйственный, сочетающий формы и способы финансового контроля с глубоким изучением конкретного состояния хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, его функционирования. Эта трансформация финансового контроля в финансово-хозяйственный (контроль исполнения) делает его более эффективным.

Таким образом, с точки зрения целей и задач контрольные мероприятия, проводимые органами финансового контроля, можно разделить на две группы: документальный контроль и контроль исполнения. Заметим, что контрольное мероприятие может быть и комбинированным (сочетание документального контроля и контроля исполнения) или ограничиваться несколькими аспектами одного способа контроля.

Документальный  контроль – это проверка финансовой отчетности и документации. В процессе такой проверки устанавливается, насколько беспристрастно представлена в этих документах финансовая информация, соответствуют ли проверенные операции требованиям законов и других нормативных актов, а также дается оценка системе внутреннего контроля проверяемого субъекта.

Документальный  контроль включает проверку:

  1. финансовых отчетов. Это дает обоснованные гарантии того, что финансовые отчеты точно отражают финансовое положение проверяемого хозяйствующего субъекта, результаты хозяйственной деятельности, а также движение денежных средств в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
  2. финансовой документации, а именно:
    • представление финансовой информации в соответствии с установленными критериями,
    • применение хозяйствующим субъектом определенных требований к финансовой отчетности,
    • использование внутреннего контроля хозяйствующего субъекта за финансовой отчетностью и за сохранностью средств.

Такой контроль может включать проверку:

    • частей (сегментов) финансовых отчетов, финансовой информации (отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств, об основных средствах); потребности в финансировании, а также расхождений между предварительно определенным и реальным финансовым выполнением;
    • действенности внутреннего контроля бухгалтерского учета, отчетности по субсидиям и контрактам (включая суммы на счетах-фактурах, суммы к выплате по срочным требованиям и т.д.);
    • действенности внутреннего контроля финансовой отчетности или сохранности средств, включая контроль с использованием компьютеризированных систем.

Контроль исполнения представляет собой объективную и систематическую проверку фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Целью такого контроля является обеспечение органов, осуществляющих надзор за деятельностью данного хозяйствующего субъекта, информацией, необходимой для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции направлений его развития.

Прежде всего  контроль исполнения включает в себя фактический контроль.

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

    • инвентаризация – способ проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату;
    • экспертная оценка специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;
    • визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, а также фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определенный временной период (хронометраж и др.).

Деление на приемы документального и фактического контроля в известной мере условно, ибо в основе разграничения способов контроля лежат различные источники  используемых данных при проведении контрольных действий.

Так, источниками  информации для документального контроля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность; нормативная, проектно- конструкторская, технологическая и другая документация. Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.). Он не может быть всеобъемлющим в виду непрерывности хозяйственных ситуаций.

Контроль исполнения включает также проверку эффективности и экономности осуществляемой деятельности, проверку исполнения государственных программ, использования субсидий и контрактов.

Проверка эффективности  и экономности деятельности включает определение: насколько эффективно и экономно хозяйствующий субъект приобретает, сохраняет и использует свои ресурсы (персонал, имущество, площади); причин неэффективности и неэкономности деятельности; как деятельность хозяйствующего субъекта согласуется с законами и другими нормативными актами по вопросам эффективности и экономности.

Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в Республике Беларусь