Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов и направлений развития финансового контроля в современных условиях.
При выполнении работы использованы методы формальной логики (синтеза, анализа, дедукции, сравнения), анализ периодических и специальных литературных источников.
Во время Великой депрессии усилились требования к аудиторам и качеству проверок, что повышало реальность оценок хозяйственной деятельности как на микроуровне (предприятие), так и на макроуровне (страна в целом). Резко возросло влияние Нью-Йоркской биржи, которая стала принимать акции только тех фирм, чья бухгалтерская отчетность была проверена аудиторами. Аудиторы стали широко прибегать к методам тестирования.
В США в 1939 г. стандартизация аудита началась, когда AICPA учредила Комитет по аудиторским процедурам, который издал Положение об аудиторской процедуре (SPA). До 1972 г. вышло 54 Положения. Позднее Комитет был преобразован в Исполнительный комитет по аудиторским стандартам, а затем – Совет по аудиторским стандартам. Совет обобщил все Положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре (SAS) № 1, которое действует и в настоящее время [20, с.10].
Отметим, что если в странах англо-саксонской системы права (Великобритании, США и др.) и европейских странах финансовый контроль развивался преимущественно «по горизонтали» (как аудит), то для белорусских земель, которые входили в состав России, было характерно развитие экономического контроля «по вертикали» (как ревизионной деятельности). Поэтому в силу исторических обстоятельств предпринимавшиеся попытки учреждения института аудиторов до конца 80-х годов XX в. не приносили успеха.
Исторические этапы развития экономического контроля представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Исторические этапы развития экономического контроля
Периодизация |
Основные исторические моменты, органы контроля и их образование |
Цели, задачи и основные направления контрольных функций |
1656–1667 гг. |
Приказ столовых и счетных дел – Указ Петра I |
Проверка отчетности по содержанию царского стола, по расходованию царских средств |
1699 г. |
Ближняя канцелярия – Указ Петра I |
Проверка состояния финансов, сведения о количестве армии, ее содержании, количестве запасов |
1716 г. |
Воинский устав генерала А. Вейде закрепил законодательно институт аудиторов |
Соблюдение установленного порядка судопроизводства и правильного применения законов в армии |
1717 г. |
Ревизион-коллегия – Указ Петра I |
Счет всех государственных приходов и расходов |
1802 г. |
Министерство финансов – учреждено императором Александром I |
Управление государственными средствами, проведение финансовой политики власти |
1811–1836 гг. |
Главное управление
ревизии государственных отчето |
Контроль за использованием государственных средств |
1855–1862 гг. |
Реформирование ревизионной системы – проект В.А.Татаринова |
Введение предварительного
контроля. Введены: «Правила составления,
исполнения и заключения финансовых
смет министерств и главных |
1864 г. |
Временная ревизионная комиссия |
Документальная ревизия оборотов министерств и главных управлений. Введено единство кассы |
1991 г. |
Временное положение об аудиторской деятельности |
Регламентация создания и правового регулирования аудиторского движения |
1994 г. |
Закон “Об аудиторской деятельности” |
Регулирование
правовых основ аудиторской |
1995 г. |
Указ Президента Республики Беларусь “О некоторых мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь и контроля за исполнением налогового законодательства” № 259 |
Регламентация методологии, организации, отчетности ведомственного контроля, определение его функций, задач и нормативное обеспечение |
Окончание таблицы 1
2009 г. |
Указ Президента Республики Беларусь “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” № 510 |
|
2010 г. |
Указ Президента Республики Беларусь “О ведомственном контроле в Республике Беларусь” № 325 |
Примечание - Источник: [20].
Одним из первых органов финансового контроля в России был Приказ счетных дел, укрепления государственного финансового хозяйства во время войны с Польшей. Приказ должен был проводить ревизии отчетности по расходованию государственных средств. В 1656–1667 гг. он был переименован в Приказ столовых и счетных дел, потому что в это время на него была возложена проверка отчетности по содержанию царского стола. Счетный приказ нередко по своей инициативе производил ревизию должностных лиц.
В 1699 г. Петром I была учреждена Ближняя канцелярия. В Ближней канцелярии сосредоточивались сведения не только о состоянии финансов, но и о количестве армии, ее содержании, количестве военных запасов и даже о состоянии городских укреплений.
В России деятельность первых аудиторов была связана не с проверкой состояния финансово-хозяйственной деятельности, а с военным делом. Первым русским памятником права, упоминавшим об аудиторах, был Устав генерала А. Вейде 1698 г., представленный Петру I после изучения по его повелению военного дела в ряде западноевропейских государств.
В специальной главе Устава, именуемой «Генерал-аудитор», рекомендовалось иметь в войсках высший и нижний воинские суды. В первом из них находился генерал-аудитор, который обеспечивал процесс, а в нижних воинских судах эту функцию выполнял судебный писарь. В феврале 1702 г. царь назначил генерал-аудитором армии С. Хрущева. 19 июня 1706 г. по указу Петра I вступил в силу разработанный при его личном участии «Устав прежних лет». Согласно его второй части, названной «Воинский наказ», в армии создается постоянный институт военно-юридических учреждений, состоявший из генерал-аудитора и аудиторов, которые по существу управляли судебным процессом. Аудитор в полковом суде следил за соблюдением установленного порядка судопроизводства и правильным применением законов.
Позже законодательное закрепление институт аудиторов получил в знаменитом Воинском уставе от 30 марта 1716 г. Аудитор был по существу руководителем военно-уголовного процесса, следователем и прокурором в одном лице, особым должностным лицом, заботящимся и обеспечивающим отправление правосудия в воинском суде, предотвращающим незаконное осуждение.
В 1797 г. было создано специальное Аудиторское ведомство, а Генерал-аудиторство стало существовать как Особая канцелярия при императоре. Однако уже в 1808 г. его роль снижается, хотя аудиторская служба в русской армии существовала вплоть до новой военно-судебной реформы, проведенной на основе Военно-судебного устава 1867 г. [20, с.8]
В развитии контрольной деятельности Российского государства большую роль сыграло образование в 1711 г. Сената – органа высшего управления. В указе Петра I от 1717 г. о создании коллегии государственными финансами занимались: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Функции последней в указе определены очень кратко: «счет всех государственных приходов и расходов». Ревизион-коллегия делает попытку упорядочить отчетность. По ее докладу Сенат обязал все коллегии (начиная с 1723 г.) вести денежную и материальную отчетность по тем формам, которые указаны в Регламенте Адмиралтейском. Регламент устанавливал должность контролера, подчиненного Адмиралтейству.
Особенностью финансового контроля в России была крайняя централизация всего ревизионного дела. Это выражалось в том, что вся финансовая отчетность со всех уголков страны поступала для ревизии в Коллегию в Москве и частично – в ее контору в Петербурге.
Позже развитие финансового контроля в России было связано с деятельностью Министерства финансов, учрежденного 8 сентября 1802 г. специальным манифестом императора Александра I. Постепенно Министерство финансов в России становилось центром управления государственными средствами и проводником финансовой политики власти.
История государственного контроля в виде отдельного самостоятельного ведомства начинается с 28 января 1811 г., когда было образовано Главное управление ревизии государственных отчетов. Главный контролер был фактически независим и обладал правами и обязанностями наравне с другими министрами. В 1827–1836 гг. при участии Главного управления ревизии государственных счетов были выработаны формы отчетности и порядок их ревизии. В 1836 г. Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный контроль.
К середине 50-х годов XIX века бюджет России постоянно находился в состоянии хронического дефицита. Все бюджетное дело было сосредоточено в руках узкого круга высших сановников во главе с министром финансов. По закону бюджет должен был представляться на рассмотрение Государственного Совета, фактически же Государственный Совет был устранен от рассмотрения бюджета.
В сложившейся обстановке правительство Александра II сделало некоторые шаги в преобразовании финансово-контрольной системы. С этой целью в 1855 г. для изучения постановки контрольного дела в Западной Европе и возможности использования опыта европейских контрольных систем в России за границу был направлен сотрудник Государственного контроля В. А. Татаринов.
Изучив опыт Пруссии, Австрии, Бельгии и Франции, Татаринов подробно изложил в записках и докладах сущность и отличительные черты практиковавшихся в этих странах контрольных систем, а также на основе этого опыта подготовил проект реформирования государственного контроля в России. Проект Татаринова требовал введения новых начал как в финансовой, так и в ревизионной системах. В финансовой системе: введение единообразного составления финансовых смет по государственным расходам для всех органов управления, а также обеспечение их точного исполнения в соответствии с ежегодным бюджетным законом; введение единства кассы. В ревизионной системе: учреждения самостоятельного, независимого от исполнительной власти ревизионного учреждения с правом производить по подлинным документам всестороннее наблюдение за движением капиталов, принадлежащих казне, и обсуждать действия и хозяйственные операции распорядительных управлений; введение предварительного контроля.
В 1864 г., в виде опыта, в Петербурге было введено единство кассы и учреждена при Государственном контроле Временная ревизионная комиссия для производства документальной ревизии оборотов министерств и главных управлений, где было введено единство кассы. В 1865 г. единство кассы и документальная ревизия были распространены уже на Архангельскую, Олонецкую, Новгородскую, Псковскую, Лифляндскую, Эстляндскую, Курляндскую, Таврическую, Херсонскую, Екатеринославскую губернии и Бессарабскую область. В 1866 г. процесс реформирования Государственного контроля продолжился: были образованы местные контрольные учреждения и введено единство кассы еще в сорока двух губерниях. В 1867 году действующие в России правила о контроле были распространены на Царство Польское, в котором были упразднены Высшая счетная палата и другие контрольные учреждения, а вместо них образованы контрольные палаты в Варшаве, Люблине и Ломже [20, с.9].
Свое развитие получил документальный контроль (ревизия), сущность которого заключалась в том, что отчетность всех касс вместе с ассигновками распорядителей и оправдывающими их документами ежемесячно поступала на ревизию в местные учреждения Государственного контроля, образованные под наименованием контрольных палат и их отделений в тех губерниях, где было введено единство кассы.
Эти организации являлись самостоятельными учреждениями, производящими окончательную ревизию отчетов в губерниях и подчинялись только Государственному контролеру.
Первым условием ревизии считалось тщательное ознакомление с хозяйством ревизуемых учреждений, проверка хозяйственной целесообразности и выгодности операций.
В результате преобразований, органы Государственного контроля получили доступ к первичным документам. Кроме этого в практической деятельности органов Государственного контроля было обращено серьезное внимание на организацию ревизии государственных доходов, которые до 60-х годов XIX в. Государственным контролем не проверялись.
В эти же годы под руководством В.А. Татаринова началась разработка правил ревизии важнейших отраслей государственных доходов. Татаринов полагал, что ревизия одних денежных средств всегда будет односторонней, если она не связана с документальной ревизией имущественных ценностей.
В дополнение к этому Татаринов выдвинул требование единства направлений деятельности всех учреждений Государственного контроля, которое может быть достигнуто лишь при условии, если каждый местный орган Государственного контроля будет знать об общем направлении и главнейших практических результатах деятельности всех прочих учреждений Государственного контроля. Татаринов требовал также установления связи контрольных органов со статистическими органами – губернскими статистическими комитетами, – так как контрольные органы могли получить от статистических весьма полезные для ревизии данные.
Первого марта 1881 года Александр II был убит и на смену ему вступил на престол Александр III. Александр III в ответ на убийство императора отказался от принятия Конституции и объявил решительную борьбу с «крамолой». На этот раз вопрос о ней был поставлен значительно шире, чем в минувшее царствование.
Практическая работа правительства была направлена на укрепление органов Государственного контроля. В 1883 г. был учрежден Департамент гражданской отчетности, который заменил Временную ревизионную комиссию. Департамент морских отчетов в этом же году был преобразован в Департамент военной и морской отчетности. В 1884 г. был организован в составе Центрального управления Государственного контроля, на правах департамента, железнодорожный отдел для ревизии оборотов железных дорог, подчиненных ревизии Государственного контроля. В 1888 г. была образована Центральная бухгалтерия Государственного контроля для составления отчетности по исполнению государственных росписей.
В конечном итоге к началу ХХ в. отечественный Государственный контроль, стремясь достигнуть наиболее совершенных методов ревизии и счетоводства, выработал следующие системы национального контроля:
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в Республике Беларусь