Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов и направлений развития финансового контроля в современных условиях.
При выполнении работы использованы методы формальной логики (синтеза, анализа, дедукции, сравнения), анализ периодических и специальных литературных источников.
О важности соблюдения рекомендаций ФАТФ каждым государством свидетельствуют следующие факты. Финансовые потери России и Украины от непродолжительного нахождения в 2001-2002гг. в так называемом «черном списке» ФАТФ за несоблюдение базовых принципов противодействия легализации «грязных» денег оценивается экспертами в миллиарды долларов США. Оказаться в «черном списке» ФАТФ – мера очень жесткая. Банки западных стран закрывают корреспондентские счета банков государства из «черного списка», парализуя тем самым финансовые патоки реального сектора экономики, и выстроить диалог с международным финансовым сообществом на отмену данных санкций стоит немалых усилий.
Необходимо
также отметить, что вопросы развития
риск-менеджмента в банках, организации
ими эффективной системы
В Инструкции об организации системы внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006г. № 139 использование банка для легализации незаконных доходов и иная противоправная деятельность также отнесены к категории операционных рисков.
Отмывание денег и финансирование терроризма являются факторами репутационного и странового риска для банков, что может привести к риску ликвидности.
Учитывая изложенное, следует отметить, что государственными органами Республики Беларусь, в том числе Национальным банком, проделана большая работа по приведению национальной системы БОД/ФТ в соответствии с требованиями международных стандартов [2, с.12].
19 июля 2000 г. был принят Закон республики Беларусь №426-3 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», а с 14 июня 2010г. Вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь №426-3 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон). В этом законе регламентированы обязанности лиц, осуществляющих финансовые операции: проводить идентификацию клиентов, разрабатывать и выполнять правила внутреннего контроля, выполнять финансовые операции, подлежащие особому контролю, и представлять специальные формуляры по ним в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Требования
к организации внутреннего
В целях уменьшения количества ошибок в белорусских банках Национальный банк постоянно проводит обучающие семинары с руководителями и специалистами банков, а также структурных подразделений Национального банка по данной тематике. Кроме того, в рамках международного сотрудничества и обмена опытом Национальным банком заключены и успешно реализуются Соглашения об организации информационного обмена и подготовке кадров в сфере БОД/ФТ с центральными банками Российской Федерации, Украины, Кыргизской Республики [2, с.13].
Следует отметить, что в сентябре 2008г. Миссия МВФ провела оценку соблюдения Республикой Беларусь Базельских принципов эффективного банковского надзора (в редакции 2007г.).В частности, Принцип 18 «Злоупотребление в сфере финансовых услуг» оценен как «в основном соблюдается» - это очень высокая оценка , выше нее – только оценка «соблюдается» (если сравнить по пятибалльной шкале, то эта оценка равна «четверке»).
В III квартале 2008г. Оценка на соответствие международным стандартам законодательства Республики Беларусь в сфере БОД/ФТ проведена также экспертами ЕАГ. Международные эксперты оценивали не только деятельность Национального банка в данной сфере, но и ряд банков: ОАО «БПС-Банк», ЗАО «АКБ Белросбанк», ОАО «Технобанк», в которых изучали, как организованна система внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
Актуальность финансового контроля можно обосновать на основе анализа итогов деятельности хозяйственных судов страны.
Наибольшую долю среди количества обращений субъектов в хозяйственные суды занимают исковые заявления – 68%, материалы об административных правонарушениях – 19%, заявления о возбуждении приказного производства – 10%, о банкротстве – 3%.
В 1,5 раза возросло количество дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и предпринимателей [9, с.4].
Это новая категория дел. Ранее к административной ответственности юридические лица не привлекались. К сожалению, несколько уменьшилось количество бесспорных ситуаций, которые можно было разрешить в досудебном порядке. А ведь это выгодно для предприятий: с учетом необходимости уплаты – дешевле в 2 раза, кроме того, быстрее в несколько раз. Еще 2-3 года назад в спорах с контролирующими органами примерно 50-60% исков выигрывали предприятия. Теперь ситуация изменилась: чаще выигрывают контролирующие органы.
С сентября 2008г., в Беларуси заработала досудебная процедура посредничества, в рамках которой было рассмотрено около 500 споров. В результате 77% из них завершились заключением мирных соглашений.
В 2008г. сумма заявленных требований по всем делам превысила 1,5 трлн. белорусских рублей, судебным исполнителям удалось взыскать 1,2 трлн. белорусских рублей. Всего судебные исполнители исполнили 42 тыс. производств на сумму 706 млн. долларов США в эквиваленте – наивысший показатель за всю историю странны. Кроме того, в госбюджет перечислена госпошлина в размере 35,5 млрд. белорусских рублей, а расходы на содержание судебной системы составляют около 7 млрд. белорусских рублей в год.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь намерен усилить судебный контроль по делам о банкротстве. В частности планируется усилить контроль за сроками рассмотрения таких дел, хотя это и сложно. При этом региональные хозяйственные суды должны усилить контроль за работой управляющих в делах о банкротстве и госорганов, которые должны «до суда беспокоиться о решении хозяйственных споров и принимать меры либо оздоравливающие, либо ликвидирующие» [9, с.4].
Новые перспективы, по мнению судей, в делах о банкротстве открывают механизм реструктуризации долгов предприятий через продажу их инвесторами или выпуск дополнительных акций с передачей их государству. Эти возможности, в частности, дают указы от 10.01.2009 №24 (о Минском часовом заводе) и №27 (о Гомельском судостроительном заводе). Пока же экономическая судебная система страны готовиться к решению новых задач.
Рассмотрим направления совершенствования таможенного контроля.
С 2009г. таможенные
органы строят доверительные отношения
с участниками
Государственный таможенный комитет активно включился в работу по претворению в жизнь Плана либерализации отечественной экономики, инициированного руководством страны.
С 2009г. весь белорусский экспорт планируется перевести на электронное декларирование. Вместе с тем замена бумажной формы, привычной для субъектов хозяйствования, на электронную – отнюдь не простое дело. Во-первых, нормативные изменения, связанные с внедрением этого новшества, следует отразить в Таможенном кодексе. Во-вторых, данный продукт относится к информационным технологиям, что требует сотрудничества со специалистами в сфере информационных технологий. В-третьих, информационную систему Государственного таможенного комитета необходимо увязать с информационной системой других министерств и ведомств (в частности Минсельхозпрода, МВД), которые дают разрешение на ввоз и вывоз товаров [13, с. 2].
Совершенствовать
партнерские отношения с
Наступление «оттепели» в таможенных отношениях с объединенной Европой уже дает реальные экономические результаты. В частности, в рамках достигнутых договоренностей с ЕС на 2012 год продлены пониженные ставки таможенных пошлин на текстильную продукцию. Договоренности взаимовыгодные, хотя бы потому, что открывают отечественным производителям текстиля путь на европейский рынок [13, с.3].
В настоящее время таможенное ведомство не планирует ужесточать действия в отношении участников ВЭД, чтобы любой ценой обеспечить необходимые объемы таможенных поступлений. Повышенный контроль за соблюдением таможенного законодательства будет распространяться лишь на товары из т. н. «группы риска» - алкогольную и табачную продукцию, бытовую технику, компьютеры и т. д., для которых наиболее характерна практика занижения таможенной стоимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, а также населения с применением специфических форм и методов организации.
Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.
Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономики и переход на децентрализованные рыночные методы регулирования потребовали разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности.
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.
Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.
Для эффективного
Усилия органов власти, которым
поручено выполнять функции
Еще одним важным вопросом, на
мой взгляд является
Для разрешения всех перечисленных вопросов в целях совершенствования системы финансового контроля предлагаю:
Считаю,
что при совершенствовании
Опыт зарубежных
стран, собственный опыт республики
показывают, что в условиях рынка
экономика в целом, отдельные
предприятия нуждаются в
Информация о работе Становление и развитие финансового контроля в Республике Беларусь