Сущность государственного кредита как формы кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного кредита как формы кредитных отношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Описать сущность и значение государственного кредита.
2.Раскрыть смысл долговых обязательств государства.
3.Сделать анализ государственного долга РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...…….4

1.1 Понятие государственного кредита……………………………………….....4
1.2 Отличие государственного кредита от банковского кредита……………...5
1.3Формы государственного кредита и ценные бумаги, выпускаемые государством………………………………………………………………………7

ГЛАВА 2. ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА……11
2.1 Понятие и причины долгового кризиса…………………………………….11
2.2 Государственный долг и управление им…………………………………..15

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РК……….18
3.1 Государственный долг РК на современном этапе……………….………..18
3.2 Оценка международного кредита РК…………………………………...….23
3.3 Аналитический обзор государственного долга РК за 2011-2013 годы…..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_GAJNESh_2_1.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

В зависимости  от характеристики заемщика государственный  кредит бывает:

- централизованный;

- децентрализованный.

В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (акиматы). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

По месту  получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы

По срокам они  делятся на:

- краткосрочные  (до 1 года);

- долгосрочные (свыше года).

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы  и сроки государственного кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:

- государственные  облигационные займы;

- безоблигационные  займы.

Выпуск разного  рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

Облигация - это  ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и  подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему  номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Выпускаются облигации  внутренних государственных и местных  займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.

Казначейские  обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих  внесение их держателями денежных средств  в бюджет и дающих право на получение  фиксированного дохода в течение  срока владения ими. Размещаются  на добровольной основе среди юридических и физических лиц. 3

Ценные бумаги государства делятся на две группы:

- бумаги, которые  могут обращаться на вторичном  рынке;

- бумаги, не  поступающие на вторичный рынок.

На вторичный  рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

Продажу ценных бумаг кабинета Министров  могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.

При приобретении ценной бумаги правительства  значение имеет доход от нее, который  зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной  величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль.

Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный.

Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. 3.

Кредитный риск, связанный с обязательствами  государства вытекает из особенностей должника и эмитента, из характера  экономических объектов, на которых  покоятся обязательства, из способности  взимать налоги и получать займы.

Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.

Процентный  риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины  этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных  потерь. Этого можно добиться при  распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.  Причем здесь риски?

Выпуск государственных  краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

Эмиссия облигаций  осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на аукционе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Повышение рейтинга государственных краткосрочных  облигаций связан со стабилизацией  обменных курсов национальной валюты к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок рефинансирования Национального банка.

Выпуск долгосрочных государственных облигаций осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более. Министерство финансов определяет объем, дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится Министерством финансов (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (Национальном банке). 3 Выпуск долгосрочных государственных облигаций осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится Национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства Национальному банку.

Долгосрочные  облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране. Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно-кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг.

 

 

ГЛАВА 2. ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА

 

2.1 Понятие и причины долгового кризиса

государство экономический бюджет кредит

 

Внешний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. К внешнему долгу обычно относят долги, платежи по которым производятся в иностранной валюте либо в товарах и услугах и которые влияют на платежный баланс.

Долговой кризис является следствием растущей внешней  задолженности. Причинами роста  могут послужить: бюджетный дефицит, недостаток собственных средств, утечка капитала, неправильная внутренняя и  внешняя политика.

Начало кризиса  внешней задолженности обычно датируют августом 1982 года, когда правительство  Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно  не способно выполнять обязательства  по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.

Кризис внешнего долга является единственным существенным препятствием на пути экономического прогресса развивающихся стран.

Причины возникновения  долгового кризиса объяснить  не так-то просто. Как и все сложные  явления, долговой кризис определяется не одним, а множеством факторов. Поскольку  десятки стран одновременно попали в тиски кризиса, это дает основание предполагать, что основную роль в его возникновении сыграли международные факторы (например, повышение мировых процентных ставок). Кроме того, нельзя исключать влияние внутренних факторов, т.к. одни страны все же пострадали больше других.

Внешние факторы:

Рост цен  на нефть во всем мире в 1973-1974 годах  способствовал быстрому развитию рынка  евродолларов, сети оффшорных банков, расположенных в Европе, которые  занимали и ссужали международные  средства (иногда думают, что нефтяной шок сыграл более непосредственную роль, заставив, развивающиеся страны-импортеры нефти занимать средства на мировых рынках для оплаты дополнительных счетов за нефть, фактически и страны-экспортеры, и страны-импортеры нефти быстро наращивали суммы заемных средств, и долговой кризис поразил и те, и другие). Ближневосточные страны-экспортеры нефти помещали огромные суммы дополнительной выручки в международные банки Европы; банки, в свою очередь, ссужали средства с этих депозитов заемщикам из развивающихся стран. Таким образом, нефтяной шок внес свой вклад в существенный прирост мировых кредитов, предоставляемых развивающимся странам.

Правительства ряда развивающихся стран внезапно обнаружили, что коммерческие банки  готовы ссужать средства. Большинству крупнейших заемщиков (Аргентина, Бразилия, Мексика) казалось, что благодаря низким ставкам процента в сочетании с быстрым ростом доходов от экспорта (частично за счет высоких мировых цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые из этих стран) в будущем у них не будет никаких проблем с обслуживанием долга.

Интересно отметить поведение коммерческих банков в  то время. Большинство из них последовали  примеру одного из наиболее влиятельных  банков "Ситикорп", председатель которого УолтерУристон заявил, что "государства не могут быть банкротами".

Однако в  начале 80-х годов произошли драматические  изменения в экономической ситуации. Мировые процентные ставки резко  взлетели вверх в результате проведения антиинфляционной политики в развитых странах; в то же время падение цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые странами-должниками, привело к ухудшению торгового баланса. Таким образом, быстрый рост экспортных доходов развивающихся стран замедлился, а в некоторых случаях даже стал падать.

Совокупное  действие высоких процентных ставок и падение экспортных цен означали, что должники стали платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам, что не замедлило привести к тяжелым последствиям.

Экономика стран-заемщиков  была крайне подвержена влиянию роста  процентных ставок, поскольку их займы осуществлялись на условиях плавающего процента. Это означает, что в момент получения долгосрочного кредита заемщик не знает и не может знать процентной ставки, по которой он будет расплачиваться за кредит. Большинством кредитных соглашений между правительствами государств-заемщиков и коммерческими банками предусматривалось, что выплаты по процентам будут зависеть от процентных ставок мирового рынка на момент выплат. Примерно 65% долга Латинской Америки было взято под плавающий процент, поэтому, когда в начале 80-х годов процентные ставки вдруг подскочили, счет Латинской Америки за обслуживание долга резко и неожиданно вырос. Одновременно с этим резко сократился приток иностранных инвестиций.

Внутренняя  политика

Большая доля вины за разразившийся кризис должна быть возложена на внутреннюю экономическую политику. В начале 70-х годов, когда получение кредитов было легким делом, ни банкиры, ни заемщики не уделяли должного внимания тому, как страны-должники использовали предоставленные им кредитные ресурсы. Инвестировались ли они в проекты, сулящие доходы, достаточные для выплаты долга? Или они просто «предались»? Может быть, заемные средства «уплывали» из государства? Выбор направления использования заемных средств во многом определялся внутренней экономической политикой.

Информация о работе Сущность государственного кредита как формы кредитных отношений