Сущность государственного кредита как формы кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного кредита как формы кредитных отношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Описать сущность и значение государственного кредита.
2.Раскрыть смысл долговых обязательств государства.
3.Сделать анализ государственного долга РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...…….4

1.1 Понятие государственного кредита……………………………………….....4
1.2 Отличие государственного кредита от банковского кредита……………...5
1.3Формы государственного кредита и ценные бумаги, выпускаемые государством………………………………………………………………………7

ГЛАВА 2. ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА……11
2.1 Понятие и причины долгового кризиса…………………………………….11
2.2 Государственный долг и управление им…………………………………..15

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РК……….18
3.1 Государственный долг РК на современном этапе……………….………..18
3.2 Оценка международного кредита РК…………………………………...….23
3.3 Аналитический обзор государственного долга РК за 2011-2013 годы…..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_GAJNESh_2_1.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Государственный долг включает в себя внутренний и  внешний государственный долг.

Внутренний  государственный долг - составная  часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.

Внешний государственный долг - составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 191 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года:

- «гарантированный  государством долг - сумма на определенную  дату полученных и непогашенных  негосударственных займов, обеспеченных  государственными гарантиями;

- гарантированный  государством заем - негосударственный  заем, обеспеченный государственной  гарантией»

В соответствии со статьей 205 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года: «государственная (правительственная, суверенная) гарантия Республики Казахстан - обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок».

В целях расширения рынка ценных бумаг и увеличения доли неинфляционного покрытия дефицита республиканского бюджета Правительство Республики Казахстан приняло Постановление от 25 июня 1996 г. № 786, в котором утвердило Правила выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных казначейских обязательств.

Министерство  финансов совместно с Национальным Банком Республики Казахстан как  финансовым агентом организовывает осуществление заимствования с  использованием государственных краткосрочных  казначейских обязательств - МЕККАМ со сроком обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев в пределах лимита правительственного долга, установленного Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.

Правила выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных казначейских обязательств - МЕККАМ Республики Казахстан со сроком обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев определяют порядок выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных казначейских обязательств - МЕККАМ на территории Республики Казахстан. Название "государственное краткосрочное казначейское обязательство" на казахском языке именуется "МЕККАМ" - "Мемлекеттиккыскамерзимдиказынашылыкминдеттеме". На компьютере есть возможность использовать казахский шрифт

Государственные краткосрочные казначейские обязательства - МЕККАМ выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан, являются государственными ценными бумагами и свободно обращаются на вторичном рынке ценных бумаг Казахстана в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Государственные краткосрочные казначейские обязательства - МЕККАМ выпускаются в дематериализованной  форме со сроком обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев, размещаются и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах-депо их держателей в депозитарии финансового агента и субдепозитариях первичных дилеров.

Финансовым  агентом, осуществляющим размещение, депозитарное обслуживание обращения и погашения  государственных краткосрочных казначейских обязательств - МЕККАМ, выступает Национальный Банк Республики Казахстан согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, от 30 марта 1995 г. № 2155 "О Национальном Банке Республики Казахстан". Взаимоотношения между эмитентом и финансовым агентом регулируются настоящими Правилами, нормативными документами Министерства финансов и Национального Банка Республики Казахстан, соглашением о размещении и обслуживании выпусков в обращение государственных краткосрочных казначейских обязательств - МЕККАМ, заключаемым между Министерством финансов и Национальным Банком Республики Казахстан, и действующим законодательством Республики Казахстан.

Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - юридические и физические лица.

Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления  государственных расходов. Государственный  кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики. Отношения по государственно? iy кредиту включают в финансовые по следующим основаниям:

1) мобилизуемые  путем государственного кредита средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства, направляемые для финансирования разных потребностей - как производственных, так и непроизводственных, равно как стратегических, так и оперативных;

2) расчеты за  полученные и предоставленные кредиты, выплаты процентов за них производятся за счет средств бюджетов -центрального (республиканского) при заимствованиях правительства, или местных - при заимствованиях местных органов власти. Поскольку основную и постоянную часть бюджетов составляют налоговые поступления, то принято считать мобилизуемые посредством займов средства «антиципированными налогами», то есть налогами, взысканными наперед.

В границах распределительной  функции финансов государственный  кредит выполняет подфункцию перераспределения денежных средств на условиях их последующеговозврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств у населения, предприятий и организаций. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений. С помощью кредита, относительно небольшие в среднем, сбережения населения, предприятий концентрируются у государства и направляются на финансирование потребностей экономики, социально-экономической инфраструктуры.

Это достигается  путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов). Наличие разнообразных инструментов государственного заимствования дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства.

Перераспределительная функция государственного кредита проявляется также в его свойстве «антиципирования», когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений; таким образом, достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних.

Вторая подфункция государственного кредита -регулирующая. В первую очередь государство  регулирует денежные потоки, воздействуя  на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Тем самым государство вступает в конкуренцию на этом рынке и вытесняет с него частных инвесторов («эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег (наличных и безналичных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.

Таким образом, если с помощью перераспределительной  функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли (или на развитиенеобходимых производств), то путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие насубъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.

Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных  средств населения, предприятий, организаций  и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.

Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.

Во внутреннем кредите государственно-кредитные  отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.

В международном  кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти - с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации - с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит, - страной-реципиентом.

Условный государственный  кредит представляется как обязательства  правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика - оплачивает за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника.

Займы различаются  по срокам погашения, месту, способам размещения, валюте займа, эмитентам, видам доходности. По срокам погашения различают займы: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). По месту размещения займы подразделяются на внутренние и внешние. Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь и натуральную форму. Например, в 1922-1923 гг. в СССР были выпущены натуральные займы (два хлебных и один сахарный). Выпуск их определялся быстрым обесценением денег в тот период. В этих же целях выпускались и золотые займы (то есть займы в золотом исчислении); стоимость золотых займов, как и выплачиваемые по ним доходы, определялась по курсу золотого рубля (государственный выигрышный заем 1922 г., второй государственный выигрышный заем 1924 г., 8% внутренний золотой заем, Крестьянский выигрышный заем 1924г.). Погашение натурального займа производилось либо натурой, либо в деньгах по рыночной цене сахара или хлеба на момент погашения займа (хлебный заем 1922 г. - на 10 млн.пудов ржи, 1923 г. - на 30 млн.пудов ржи, сахарный заем 1923 г. - на 1 млн.пудов сахара). Погашение этих займов производилось в течение года.

В зависимости  от эмитента займы различаются на займы центрального правительства  и займы местных органов власти (муниципальные займы).

По видам  доходности займы могут быть процентными, когда займодержатели получат ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке; выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций в тираж погашения или тираж выигрышей). Помимо названных государственных займов, в их истории (по бывшему СССР) известны крестьянские займы (1924,1925,1927гг.), три займа индустриализации.

В 1927 г. при размещении 10%-ного выигрышного займа на 10 млн. руб. сроком на 8 лет была применена  впервые подписка среди населения  с рассрочкой оплаты приобретенных  облигаций.

В связи с  тем, что некоторые слои населения саботировали займы, государство применяло меры принудительного размещения займа.

Известны также  военные займы, займы восстановления и развития народного хозяйства 1946-1950гг. (5 займов).

С обретением самостоятельности  в Республике Казахстан началось применение собственных внутренних займов. В 1992 г. Правительством республики был выпущен Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. В том же году выпущены в обращение боны Государственного внутреннего выигрышного займа Республики Казахстан, рассчитанного сроком на 20 лет (до 2012 года). Выигрыши по займу разыгрываются ежегодно четыре раза в год в размере 25,50,100 и 500 тысяч тенге. По условиям займа Правительство приняло обязательства по союзному займу 1982 года путем обмена облигаций на боны.

 

3.1. не соответствует поставленному  вопросу, нет надобности использовать  показатели столетней давности.  Теорию скомпонуйте в первой  главе.

 

 

3.2 Оценка  международного кредита РК

 

В 1996 году началось размещение Национальных сберегательных облигаций Государственного внутреннего займа Республики Казахстан. Эмиссия облигаций первого тиража займа осуществлена в дематериализованной форме сроком на один год; их держателями могут быть как физические, так и юридические лица, резиденты и нерезиденты. В последующем будут выпускаться облигации с большими срокам обращения. Норма доходности по займу - плавающая - увязывается с доходностью других ценных бумаг - государственных казначейских обязательств.

Для покрытия краткосрочных  потребностей в денежных ресурсах при финансировании из бюджета предусмотренных мероприятий при непоступлении или недостаточном поступлении доходов используется такая форма кредита, как государственные казначейские обязательства (ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной (дематериализованной) форме сроками на три, шесть, девять, двенадцать месяцев для юридических лиц-коммерческих банков, предприятий, фирм. Размещение ГКО среди держателей производится на аукционных торгах, где устанавливается дисконтированная цена очередного выпуска обязательств. Министерство финансов выкупает их по истечении срока обращения по нарицательной стоимости, разница между номиналом этой ценной бумаги и дисконтной ценой составляет доход инвестора. Государство гарантирует устойчивость ГКО, придавая им статус средства расчета и платежей по хозяйственным операциям по складывающимся рыночным ценам с учетом конъюнктуры.

Информация о работе Сущность государственного кредита как формы кредитных отношений