Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного кредита как формы кредитных отношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Описать сущность и значение государственного кредита.
2.Раскрыть смысл долговых обязательств государства.
3.Сделать анализ государственного долга РК.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...…….4
1.1 Понятие государственного кредита……………………………………….....4
1.2 Отличие государственного кредита от банковского кредита……………...5
1.3Формы государственного кредита и ценные бумаги, выпускаемые государством………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА……11
2.1 Понятие и причины долгового кризиса…………………………………….11
2.2 Государственный долг и управление им…………………………………..15
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РК……….18
3.1 Государственный долг РК на современном этапе……………….………..18
3.2 Оценка международного кредита РК…………………………………...….23
3.3 Аналитический обзор государственного долга РК за 2011-2013 годы…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
ГКО являются действенным средством покрытия «кассовых разрывов» бюджета, но одновременно государство имеет определенные потери при выкупе ГКО, которые равны величине дисконта, а его размер - доходность ГКО - должен превышать действующую величину банковского процента с тем, чтобы заинтересовать инвесторов в приобретении ГКО. В этом аспекте ГКО является своеобразной «финансовой пирамидой», которая сохраняет устойчивость лишь благодаря постоянной финансовой поддержке за счет государственных бюджетных средств.
Формой государственного кредита является обращение части остатков по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда для финансирования государственных расходов.
Обычно это
сберегательные банки, если капитал
принадлежит государству, то по рискам
использования депозитов
Следующая форма государственного кредита - привлечение средств центрального эмиссионного банка страны. Данная форма сопровождается инфляционным обесценением денежной массы в обращении, даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, то есть с учетом действующей нормы ссудного процента: это связано с значительным разовым вливанием денег в экономику, а их изъятие (если таковое состоится) может длиться долго. К этой форме государство прибегает вынужденно при ограничении применения других форм государственного кредита, вызванном разными негативными причинами: кризисными ситуациями, потерей доверия к государственным ценным бумагам, чрезвычайными обстоятельствами.
Операциями государства, противоположными привлечению денежных средств в распоряжение правительства, местных органов, являются предоставления кредитов с их стороны юридическим и физическим лицам. Эта форма кредита называется государственными (казначейскими) ссудами и предназначена для поддержки предприятий, организаций в случае их неотложной потребности в денежных ресурсах при финансовых затрудненияхили недостаточности средств для развития. Как правило, в их числе предприятия приоритетного хозяйственного, социального, научного значения и ссуды предоставляются им на льготных условиях, а именно — с более длительными сроками возврата и под проценты, ниже сложившиеся на рынке ссудных капиталов. Такая форма финансовой поддержки оказывается домашним хозяйствам при осуществлении программ жилищного строительства, развитии фермерства, для получения образования и т.д.
Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» предусмотрены следующие виды и формы государственных займов:
1) по отношению к заемщику: займы Национального банка;
займы местных исполнительных органов;
2) по рынкам
ссудного капитала: внешние государственные
займы; внутренние
3) по форме заимствования:
эмиссия государственных ценных бумаг; заключение договоров (соглашений) о займе. Государственные эмиссионные ценные бумаги по срокам действия подразделяются на:
1) краткосрочные — со сроком обращения до 1 года;
2) среднесрочные — от 1 до 10 лет;
3) долгосрочные — свыше 10 лет.
Методы государственного кредита разнообразны и соответствуют изложенным формам. В государственных займах -это способы, приемы привлечения средств и их последующего возврата: они определяются условиями выпуска займов: методы определения доходности и получения дохода, сроки действия, способы размещения (свободная покупка и продажа облигаций, бонов; подписка; принудительное размещение), способы погашения (выигрыши по облигациям, выкуп облигаций с накопленным процентным доходом; при бессрочных займах — периодическая выплата процентного дохода).
К методам в займах относятся также и методы управления государственным долгом (см. дальше: конверсия, консолидация, унификация, рефинансирование).
В ГКО методами являются: величина дисконта, цена отсечения *, погашение ГКО по нарицательной стоимости, сроки погашения, порядок проведения аукционов.
При формах государственного кредита- использовании остатков депозитных ресурсов государственных банков - методами являются условия такого пользования: доля ресурсов, привлекаемых в качестве государственных финансовых ресурсов, сроки возврата, норма доходности. Аналогичны методы - условия привлечения средств центрального эмиссионного банка страны; данные методы должны минимизировать инфляционное воздействие такого заимствования.
Методы в форме государственных ссуд аналогичны методам обычного банковского кредита.
3.2. опять методы и формы кредита, сплошной повтор
3.3 Аналитический обзор государственного долга РК за 2011-2013 годы
В данном разделе рассмотрим основные тенденции динамики сумм государственного долга в абсолютном и в относительном измерении. Исследуем изменения структуры государственного долга Республики Казахстан за последние пять лет.
В приложениях А-Г Где данные приложения составлены базовые таблицы по данным Министерства финансов Республики Казахстан. В ходе анализа автор будет ссылаться на них по мере необходимости.
Структура анализа будет строится по принципу от общего к частному, то есть вначале автором будут рассмотрены общие суммы по государственному долгу, а затем переход к отдельным группам государственного долга.
В рисунке 1 рассмотрим суммы государственного долга по следующим группам:
- долг Правительства Республики Казахстан;
- долг Национального Банка Республики Казахстан;
- долг местных
исполнительных органов
Рисунок 1. Динамика государственного долга за 2007-2011 гг., млн. тг
Рисунок 1 показывает, что по всем, рассматриваемым заемщикам наблюдается рост сумм государственного долга. Наибольшие суммы проходят по государственному долгу Правительства Республики Казахстан. Государственный долг Правительства увеличился с 683 866 млн. тенге в 2007 году до 2 741 696 млн. тенге в 2011 году или в четыре раза.
Долг Национального банка Республики Казахстан также увеличивается, но меньшими темпами: с 228 937 млн. тенге в 2007 году до 509 805 млн. тенге в 2011 году. Наблюдается резкий прирост долга НБ РК в 2010 году на сумму 899 542 млн. тенге. Увеличение в 2010 году обусловлено необходимостью финансовых ресурсов с целью стабилизации финансовых рынков в посткризисный период.
Наименьшие займы наблюдаются у местных исполнительных органов: в 2007 году – 70 479 млн. тенге, в 2008 году – 74 675 млн. тенге, в 2009 году – 73 104 млн. тенге, в 2010 году – 107 074 млн. тенге, в 2011 году – 125 101 млн. тенге. Низкие темпы роста государственного долга местных исполнительных органов обусловлены тем, что не все исполнительные органы Республики Казахстан соответствуют требованиям, которые выдвигают международные кредитные организации.
Также большая
часть социально-экономических
В следующем рисунке 2 рассмотрим структуру государственного долга в разрезе основных заемщиков.
Рисунок 2. Структура государственного долга за 2007-2011 гг., %
(без учета взаимных требований (долга местных исполнительных органов перед Правительством Республики Казахстан)
Рисунок 2 показывает, что наибольший удельный вес принадлежи долгами Правительства РК: в 2007 году – 69,5%, в 2008 году – 72,4%, в 2009 году – 74,8%, в 2010 году – 68,8%, в 2011 году – 81,2%. Рост удельного веса долгов Правительства РК (за исключением 2010 года) обусловлено увеличением сумм государственного долга.
Наибольшую долю долг Национального банка РК достигает в 2010 году – 27,9%, наименьший удельный вес в 2011 году – 15,1%. Доля государственного долга НБ РК увеличивается в 2010 году в результате роста требований к ликвидности коммерческих банков. Изменение банковского законодательства требует от коммерческих банков хранение денежных средств в Нотах НБ РК, как наиболее ликвидных активах.
Наименьшая доля в структуре государственных долгов принадлежит долгам местных исполнительных органов: в 2007 году – 7,2%, в 2008 году – 5,3%, в 2009 году – 3,4%, в 2010 году – 3,3%, в 2011 году – 3,7%. Сокращение удельного веса долгов обусловлено общим ростом государственных долгов.
Оценка долга местных исполнительных органов подлежит уточнению по завершению процесса формирования и сверки базы данных по долговым обязательствам.
Таким образом, перед автором стоит задача поиска причин, повлиявших на значительный рост государственных долгов Правительства Республики Казахстан, а также изучение факторов, повлиявших на современную ситуацию в сфере управления государственным долгом.
Рассмотрим внутренний государственный долг Правительства Республики Казахстан в таблице 1
Таблица 1
Внутренний государственный долг Правительства РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*
Таблицы нужно набрать
Таблица 1 показывает, что по государственным долгосрочным казначейским обязательствам увеличиваются суммы с 50 259 млн. тенге в 2007 году до 273 573 млн. тенге в 2009 году и до 770 949 млн. тенге в 2011 году или за 2008 год абсолютный прирост составил 33 759 млн. тенге, за 2009 год – 189 555 млн. тенге, за 2010 год – 209 825 млн. тенге, за 2011 год – 287 551 млн. тенге (см. Приложение Б). Соответственно, темп роста за 2008 год составил 167%, за 2009 год – 323%, за 2010 год – 177%, за 2011 год – 159% (см. Приложение В). Где данные приложения
Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства также показывают рост с 138 209 млн. тенге в 2007 году до 368 752 млн. тенге в 2009 году и до 658 752 млн. тенге в 2011 году. Абсолютный прирост и темпы роста достаточно высокий и стабильный на протяжении исследуемого периода (см. Приложения Б, В). Где данные приложения
Долгосрочные сберегательные казначейские обязательства размещаются среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального страхования», одна вторая срока обращения казначейских обязательств осуществляется среди накопительных пенсионных фондов, АО «Государственный фонд социального страхования», после истечения указанного срока обращение казначейских обязательств осуществляется на свободной основе.
Меньше государственного долга по среднесрочным казначейским обязательствам: 2007 год – 242 162 млн. тенге, 2009 год — 283 775 млн. тенге, 2011 год — 492 186 млн. тенге.
И меньше суммы проходят по Государственным краткосрочным казначейским обязательствам: 2007 год – 55 747 млн. тенге, 2009 год — 146 371 млн. тенге, 2011 год — 95 423 млн. тенге.
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях нестабильности финансовой системы появляется спрос со стороны внутренних организаций, финансовых структур на низкодоходные, но безопасные государственные ценные бумаги Правительства РК.
Рассмотрим в рисунке 3 структуру внутренних государственных долгов Правительства РК.
Рисунок
3. Структура внутреннего
Как видно из рисунка 3, наблюдается сокращение удельного веса государственных среднесрочных казначейских обязательств с 47,3% в 2007 году до 33,9% в 2009 году и до 23,7% в 2011 году.
Вместе с этим идет значительный рост доли государственных долгосрочных казначейских обязательств с 9,8% в 2007 году до 21,2% в 2009 году и до 37,1% в 2011 году.
Незначительно увеличиваются государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства с 27% в 2007 году до 28,6% в 2009 году и до 31,7% в 2011 году.
По всем видам краткосрочных казначейских обязательств наблюдается значительное снижение.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате особенностей современного государственного регулирования сферы пенсионного обеспечения, страховой деятельности, банковского дела, в результате роста финансовых и инвестиционных рисков, казахстанские финансовые институты увеличили долю государственных ценных бумаг в собственных депозитных портфелях.
В следующей таблице 2 рассмотрим динамику и структуру внешнего государственного долга Правительства РК.
Таблица 2
Внешний государственный долг Правительства РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*
По таблице 2 видно, что наибольшие суммы внешних займов Правительство имеет у Международного Банка Реконструкции и Развития: в 2007 году – 36 183 млн. тенге, в 2008 году – 36 274 млн. тенге, в 2009 году – 52 981 млн. тенге, в 2010 году – 240 905 млн. тенге и в 2011 году 312 423 млн. тенге.
Вторым по объемам задолженности является Японское агентство международного сотрудничества, перед которым существует внешний долг Правительства РК в размере: 2007 год – 76 452 млн. тенге, 2009 год – 124 895 млн. тенге, 2011 год – 142 824 млн. тенге.
В 2009 году наблюдается
рост внешней государственной
Информация о работе Сущность государственного кредита как формы кредитных отношений