Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного кредита как формы кредитных отношений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Описать сущность и значение государственного кредита.
2.Раскрыть смысл долговых обязательств государства.
3.Сделать анализ государственного долга РК.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...…….4
1.1 Понятие государственного кредита……………………………………….....4
1.2 Отличие государственного кредита от банковского кредита……………...5
1.3Формы государственного кредита и ценные бумаги, выпускаемые государством………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА……11
2.1 Понятие и причины долгового кризиса…………………………………….11
2.2 Государственный долг и управление им…………………………………..15
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РК……….18
3.1 Государственный долг РК на современном этапе……………….………..18
3.2 Оценка международного кредита РК…………………………………...….23
3.3 Аналитический обзор государственного долга РК за 2011-2013 годы…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Таким образом, в 2009-2011 годах наблюдалось увеличение внешнего государственного долга до 661 225 млн. тенге, обусловленное ростом социальных расходов и реализацией крупных инвестиционных проектов с участием государства. При этом финансирование целевых проектов осуществляется во многом за счет внешних заимствований у международных финансовых организаций.
Итак, начиная с 2009 г., наблюдается значительное увеличение объемов привлекаемых Правительством от международных финансовых организаций внешних займов в целях реализации международного проекта по созданию автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», прогнозируемая стоимость казахстанского участка которого составляет 825,2 млрд. тенге. Прогнозируемый объем привлекаемых внешних займов от международных финансовых организаций для реализации данного проекта составляет 3,4 млрд. долларов США.
Рисунок 4. Государственный долг Правительства РК за 2007-2011 гг.
Рисунок 4 показывает, что, несмотря на увеличение государственного внешнего долга Правительства РК, ухудшение относительных параметров долга не происходит. Это обусловлено положительной динамикой валового внутреннего продукта Республики Казахстан.
Улучшение относительных параметров свидетельствует о снижении угрозы дефолта по внешним обязательствам страны в целом, в то время как долговая нагрузка по отдельным заемщикам может оставаться высокой. Так, доля внешних долгов Правительства РК снизилась с уровня порядка 10,8% в 2010 году до 9,8% на конец 2011 года.
Следует отметить,
что в настоящее время многие
страны столкнулась с неблагоприятными
последствиями массового
В отличие от государств с высоким уровнем долговой нагрузки в Казахстане, как и в ряде других развивающихся стран, для преодоления кризиса использовались ранее накопленные ресурсы. Тем не менее, размер внешнего государственного долга продолжал увеличиваться, а относительные параметры улучшились в основном в результате возобновившегося роста экономики. Поэтому расходы по обслуживанию и погашению долга продолжают оставаться на прежнем уровне, и для снижения негативного влияния этого фактора на развитие экономики необходимо стремиться к сохранению соотношения долга к ВВП на уровне 9-10%.
В таблице 3 рассмотрим динамику изменения структуры внешнего государственного долга Правительства Республики Казахстан за исследуемый период.
Таблица 3
Структура Внешний государственный долг Правительства РК за 2007-2011 гг, млн. тенге*
Таблица 3 показывает, что в 2007 году на долю трех крупнейших кредиторов Правительства Республики Казахстан приходилось 79,4% от суммы всей внешней государственной задолженности Правительства РК, в 2009 году эта сумма составила 82,3%, а в 2011 году – 88,0%. То есть наблюдается тенденция укрупнения долгов от конкретных кредиторов.
Так удельный вес
задолженности перед
Доля задолженности перед Азиатским Банком Развития показывает рост с 5,5% в 2007 году и 5,2% в 2008 году до 28,2% в 2009 году и сокращение до 19% в 2010 году и до 19,2% в 2011 году. Тем не менее, положение в структуре внешних обязательств Правительства РК за пять исследуемых лет увеличилось на 13,6%.
Наблюдается сокращение доли обязательств перед Японским агентством международного сотрудничества с 44,4% в 2007 году до 38% в 2009 году и до 21,6% в 2011 году – сокращение за исследуемый период составило 22,8%. Тем не менее, Японское агентство международного сотрудничества входит в тройку внешних кредиторов Правительства РК.
Таким образом, можно предположить, что динамика внешнего долга Правительства РК, абсолютные и относительные параметры, скорее всего, не претерпят существенных изменений по сравнению с показателями 2011 года. Уровень ликвидности на мировых финансовых рынках снижается, возможности привлечения средств с внешних рынков для наших банков и предприятий остаются ограниченными, что будет препятствовать наращиванию внешнего долга.
В условиях сохраняющейся
напряженности на мировых рынках
такая тенденция будет
Следующим крупным заемщиком в структуре государственного долга является Национальный банк Республики Казахстан. Необходимо отметить, что НБ РК имеет только внутреннюю государственную задолженность (рисунок 5).
Рисунок 5. Государственный долг НБ РК за 2007-2011 гг., млн. тг
Рисунок 5 показывает
положительную динамику роста внутреннего
долга Национального банка
Государственный долг НБ РК – это выпущенные на рынок ценных бумаг краткосрочные ноты НБ РК. Краткосрочные ноты НБ РК эмитируются Национальным Банком РК, со сроком обращения от 7 до 91 дней. Порядок размещения и обращения краткосрочных нот НБРК аналогичен условиям размещения и обращения МЕККАМов. Сроки проведения аукционов и объемы эмиссий регулируются Национальным Банком РК и сообщаются в условиях аукционов. Обязательства НБ РК являются одним из инструментов реализации денежно-кредитной политики и не являются источником финансовых ресурсов для социально-экономического развития страны.
В следующем рисунке 6 рассмотрим динамику государственного долга местных исполнительных органов за исследуемый период.
По рисунку 6 видно, что основным долгом местных исполнительных органов является долг перед Правительством Республики Казахстан: в 2007 году – 65 288 млн.тенге, в 2009 году — 70 609 млн. тенге, в 2011 году – 109 607 млн. тенге. Долги перед Правительством РК возникают в результате реализации социально-экономически значимых для региона проектов.
Рисунок 6. Государственный долг местных исполнительных органов за 2007-2011 гг., млн. тг.
Задолженность
органов местной власти перед
прочими кредиторами
Рассмотрим следующий показатель — гарантированный государством заем – это негосударственный заем, обеспеченный государственной гарантией (рисунок 7).
Рисунок 7. Суммы гарантированного государством займа за 2007-2011 гг., млн. тг.
Данные о гарантированном государством долге составляются с использованием выписок со счетов кредиторов об освоении средств займов, подтверждений от кредиторов, что они получили платежи в счет обслуживания и погашения долга, и отчетности обслуживающих банков (банков-агентов).
Рисунок 7 показывает, что суммы гарантированного государством долге по внешним займам выше, чем по внутренним и составляют в 2007 году – 60 217 млн. тенге, в 2008 году – 61 956 млн. тенге, в 2009 году – 72 139 млн. тенге, в 2010 году – 45 765 млн. тенге, в 2011 году – 65 592 млн. тенге. Сокращение за 2010 год сумм обусловлено тем, что в соответствии с условиями гарантии государство за счет бюджетных средств по требованию кредиторов погасило задолженность (в связи с просрочкой платежей заемщиков).
По гарантиям на внутренние займы таких проблем не наблюдается и суммы стабильны: в 2007 году – 5 475 млн. тенге, в 2009 году – 7 418 млн. тенге, в 2011 году – 6 870 млн. тенге.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что государственный долг ежегодно растет достаточно высокими темпами. На общий показателях развития государства негативно такая политика не сказывается, в связи с ростом экономических показателей Республики Казахстан, в частности ВВП. В то же время необходимо отметить, что прослеживается политика по целенаправленному, зачастую неоправданную политику по сохранению доли государственного долга к ВВП на уровне 10%. На наш взгляд, такая политика может ведется в ущерб эффективности использования государственных финансовых ресурсов и приводит к необоснованному увеличению расходов, связанных с социально-экономическим развитием регионов. При отсутствии реальной потребности в финансовых ресурсах – снижается эффективность использования заемных ресурсов, а государство несет потери как в части возврата долгов, так и в части уплаты процентов по долгам. В следующем подразделе рассчитаем индикаторы влияния государственного долга на социально-экономическое развитие Республики Казахстан.
На 31 марта 2012 года валовой внешний долг (далее - ВВД) Республики Казахстан составил 129,3 млрд. долл. США (далее - млрд. долл.), из которых 63,4 млрд. долл. приходится на межфирменную задолженность «Других секторов»1, 14,8 млрд. долл. - на внешний долг сектора «Банки»2, и лишь 5,2 млрд. долл. составляет внешний долг государственного сектора3. Остальная часть приходится на задолженность «Других секторов» перед неаффилиированными нерезидентами.
В целом за 1 квартал 2012 года ВВД Казахстана увеличился на 5,4 млрд. долл. При этом следует отметить, что увеличение показали все секторы экономики.
Однако на рост внешних обязательств страны повлияло, главным образом, увеличение внешних обязательств «Других секторов» (включая межфирменную задолженность), тогда как рост внешнего долга остальных секторов не являлся столь значительным.
На Диаграмме 2 представлена информация о ВВД в разбивке на государственный и гарантированный государством внешний долг, состоящий из внешней задолженности Правительства РК, Национального Банка РК и предприятий республики по кредитам, имеющим государственные гарантии, и внешний долг, негарантированный государством.
Учитывая то,
что в контексте управления внешним
долгом системные риски, связанные
с государственным и гарантиров
Как было отмечено выше, обязательства государственного сектора за 1 квартал 2012 года показали прирост, вызванный увеличением внешнего долга Правительства РК
Указанный прирост произошел, в основном, за счет активного приобретения (167,2 млн. долл.) нерезидентами казначейских облигаций Министерства финансов РК на вторичных рынках ценных бумаг, которое было частично нивелировано погашением (48,0 млн. долл.) внешней задолженности по займам от международных финансовых организаций.
Следует отметить, что в дальнейшем тенденция увеличения внешнего долга Правительства РК будет сохранена в связи с продолжением освоения заемных средств, предоставленных международными организациями (МБРР, АБР, ЕБРР и т.д.) в рамках реализации инфраструктурных проектов в стране.
Увеличению обязательств Национального Банка способствовал приток депозитов нерезидентов, при сокращении объемов нот Национального Банка на руках у нерезидентов практически до нуля на отчетную дату.
Гарантированный государством внешний долг за 1 квартал 2012 года увеличился незначительно вследствие более активного освоения (8,5 млн. долл.), нежели погашения (5,0 млн. долл.) займов.
Рост внешнего долга «Банков» был обусловлен, главным образом, увеличением просроченной задолженности по выплате вознаграждения по еврооблигациям АО «БТА Банк».
Что касается облигаций и других долговых ценных бумаг банков, то следует отметить, что, несмотря на погашение АО «Казкоммерцбанк» в феврале 2012 года еврооблигаций, выпущенных в феврале 2007 года с первоначальной суммой размещения 350 миллионов фунтов стерлингов, уменьшение по данной статье было нивелировано как спросом на бумаги со стороны иностранных инвесторов (покупка на 332,8 млн. долл.), так и стоимостными колебаниями (395,2 млн. долл.), обусловленными увеличением рыночной стоимости ценных бумаг банков на вторичных рынках.
Увеличение
внешнего долга «Других секторов»
в 1 квартале 2012 года произошло, преимущественно,
за счет роста межфирменной задолженности
(на 3,5 млрд. долл.), при этом обязательства
перед неафилиированными
Рост внешней задолженности «Других секторов» также был обусловлен увеличением объемов объявленных дивидендов, часть которых подлежит выплате иностранным инвесторам в последующих периодах (1,2 млрд. долл.), а также - повышением стоимости облигаций и других долговых ценных бумаг на вторичных рынках (0,5 млрд. долл.).
Информация о работе Сущность государственного кредита как формы кредитных отношений