Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:54, курсовая работа
Целями работы являются выявление сущности и значения страхования в сфере экономических отношений, а также определение особенностей развития страхования в Республике Беларусь в условиях развития рыночных отношений. Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть экономическую сущность страхования и его функции;
- определить роль страхования в условиях дальнейшего развития рыночных отношений;
Введение……………………………………………………………………….. 4
1 Экономическая сущность страхования, его функции. Роль страхования в условиях дальнейшего развития рыночных отношений.…………………… 6
2 Развитие страхования в Республике Беларусь.…………………………….. 15
3 Проблемы и перспективы развития страхования в Республике Беларусь 24
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников………………………………………… 33
Программа разработана
с учетом результатов оценки современных
тенденций развития страхового рынка
Беларуси, которые свидетельствуют
о росте роли страхования в
системе социально-экономически
Программой
предусматривается внедрение
Реализация данной программы позволит:
- повысить спрос
на страховые услуги, преимущественно
на добровольные виды
- сформировать
на страховом рынке здоровую
конкурентную среду, укрепить
финансовую устойчивость
- обеспечить
к 2016 году среднегодовые темпы
роста поступления страховых
взносов по всем видам
- достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза;
- обеспечить
в 2015 году отношение страховых
взносов к ВВП 1,2 –1,3 процента
(при приросте номинального
Таким образом, несмотря на некоторые изменения в законодательстве, а также предпринимаемые действия со стороны государства, развитие отечественного страхового сектора не является приоритетным в существующей государственной политике, сектор развивается по остаточному принципу. Страхование пока не рассматривается как важная составляющая рыночной экономики, фактор экономической безопасности, источник необходимых инвестиционных ресурсов для экономики. Наблюдается проблема взаимоотношений и взаимодействия органов управления и организаций, осуществляющих координацию и контроль в страховой деятельности. Страховому рынку необходим целостный механизм взаимодействия страхового сообщества и власти. В практике страхового бизнеса в большинстве стран существует тесная связь регулирующего органа с объединением страховщиков, и ни один проект нормативно-правового документа не готовится без участия специалистов объединения или согласования с ним, о чем не раз в своих выступлениях отмечала Генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Мерзлякова Ирина Валерьевна. В Республике Беларусь же разработка и принятие законодательных и иных актов по страхованию осуществляется соответствующими ветвями власти исходя из собственного понимания приоритетности интересов, без учета мнения страхового сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев. Экономической сущности страхования соответствуют его финансовая, экономическая и кредитная категории, которые позволяют выявить содержание и особенности страхования как звена финансовой системы. Наличие перераспределительных отношений определяет сущность страхования и позволяет поставить его в один ряд с такими экономическими категориями, как финансы и кредит. Также к основным сущностным характеристикам страхования можно отнести: солидарную и замкнутую раскладку ущерба, возвратность средств. Экономическая категория страхования выражает свою сущность прежде всего через следующие присущие ей функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, инвестиционную, социальной защиты населения. Страхование играет важную роль в развитии экономики государства. Уровень развития страхового рынка свидетельствует о степени развития экономики страны. В развитых странах страхование занимает достаточно большую долю в ВВП и именно через посредничество страхового рынка происходит значительная часть инвестиций в экономику.
Страхование является категорией исторической, оно возникло на первых этапах развития общественного производства как некий механизм защиты товаропроизводителей от рисков, связанных с общественным производством, стихийными бедствиями, потерей здоровья. Зародившись как случайное явление, оно расширяло сферу своего влияния и стало объективной необходимостью, выражая постоянные связи между участниками воспроизводственного процесса. В истории развития страхования прослеживается три этапа: 1) с античных времен до XIV века, характеризующийся первыми проявлениями страховой деятельности в виде заключения договоров о взаимном возмещении ущерба; 2) с XIV века до середины XIX века, в течение которого начали зарождаться истоки современной организации страхового дела; 3) с середины XIX века по наши дни, характеризующийся активным вмешательством государства в страховой процесс.
Развитие страхования в Республике Беларусь началось относительно недавно (приблизительно 170 лет назад) и было обусловлено конкретными экономическими, территориальными и национальными особенностями.
На данный момент с точки зрения институционального аспекта страховой рынок представлен 25 страховыми организациями, 8 из которых контролируются иностранным капиталом, 9 – частные организации, а также 8 страховых организаций, контрольные пакеты которых принадлежат государству. С точки зрения функционального аспекта рынок представлен тремя десятками видов страхования.
Среди проблем, с которыми сталкивается страховой рынок Республики Беларусь на данном этапе развития следует выделить монопольную ситуацию, сложившуюся на рынке страховых услуг, слабый уровень развития страхования жизни и дополнительной пенсии, которое может оказать значительное влияние на развитие экономики страны, поскольку взносы по данным видам страхования имеют долгосрочный характер и могут быть инвестированы в перспективные отрасли народного хозяйства. Данная проблема обусловлена невысоким уровнем дохода населения, налогообложением расходов по страхованию жизни, отсутствием перестрахования в страховании жизни, недоверием подавляющей части населения к долгосрочным финансовым проектам, а также неразвитость культуры населения страны. Не менее важное значение имеют такие проблемы, как ограничение возможности для частных компаний работать в сегменте обязательных видов страхования, недостаточное присутствие иностранных инвесторов в страховой отрасли, нехватка квалифицированных сотрудников в области страхования, лишение отечественных страховщиков прямых контактов с зарубежными страховщиками, которые осуществлялись посредством взаимного перестрахования, а также отсутствие благоприятной законодательной среды, способствующей прогрессивному развитию страхового сектора.
Несмотря на
некоторые изменения в
В целях устранения перечисленных проблем необходимо принять следующие меры: создать равные права в страховом бизнесе для государственных и частных компаний; создать условия для развития страхования жизни и дополнительной пенсии; позволить юридическим лицам и гражданам страны, которые заняты реализацией инвестиционных проектов с участием зарубежного капитала, страховать имущество у иностранных страховщиков; расширить сотрудничество с банками в целях использования их возможностей как посредников при заключении договоров страхования; проводить разъяснительную политику среди населения в целях повышения страховой культуры населения.
Страхование
и эффективно функционирующая
рыночная экономика ‒
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Сахирова Н.П. Страхование: учеб. пособие. ‒ М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. ‒ 744 с.
2 Страхование : учебник / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. – 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Издательство Юрайт ; Высшее образование, 2010. ‒ 703 с.
3 О страховой деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 530 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. ‒ Минск, 2010. ‒ Дата доступа: 02.11.2012.
4 Годин А.М., Фрумина С.В. Страхование: Учебник. ‒ М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. ‒ 480 с.
5 Страхование: учебник / под ред. Т.А. Федоровой. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Магистр, 2009. – 1006 с.
6 Кудрявцев,
Н.В. Правовое регулирование
7 Страховое дело: Учеб пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; под общ. Ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. – Мн. : БГЭУ, 2001. – 286 с.
8 Белгосстрах.
История Белгосстраха [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.
9 Журавин С.Г.
Краткий курс истории
10 Белкоопстрах.
История страхового дела [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.
11 Аналитическое обозрение «Финансовая
стабильность в Республике Беларусь ‒
2011». Страховой сектор. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://nbrb.by/publications/
12 Белорусская
ассоциация страховщиков. Роль иностранных
инвесторов в развитии
13 Официальный
сайт Министерства финансов. Надзор за
страховой деятельностью. Статистическая
информация о состоянии рынка страховых
услуг Республики Беларусь за 2005-2012 годы.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
14 Аналитическое обозрение «Финансовая
стабильность в Республике Беларусь ‒
2009». Страховой сектор. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://nbrb.by/publications/
15 Исследовательский центр ИПМ.
Аналитические записки [PP/01/2009]. Основные
проблемы страхового рынка Беларуси в
контексте либерализации экономики: анализ
и рекомендации. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://research.by/pdf/
16 Лукашевич, И.Г. Роль страхования в формировании инвестиций / И.Г. Лукашевич // Иппокрена: научно-методический журнал Института парламентаризма и предпринимательства. ‒ 2009. ‒ № 1. ‒ С. 107-119.
17 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2011 года «О республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы» / Эталон ‒ Online [Электронный ресурс] / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7866 // ‒ Минск, 2011. ‒ Дата доступа: 09.11.2012.
18 Мерзлякова И. Страховой рынок Беларуси: парадигма развития / И. Мерзлякова // Финансы, учет, аудит. ‒ 2009. ‒ № 12. ‒ С. 14-16.
19 Синицын, Н. Добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии / Николай Синицын // Юридический мир. ‒ 2009. ‒ № 6. ‒ С. 43-47.
20 Ковалев, И. У нас сложная миссия, но выполнимая / И. Ковалев // Страхование в Беларуси. ‒ 2007. ‒ № 11. ‒ С. 14-16.
21 Пилипейко М., Антонович Н. Страхование интеллектуальной собственности / М. Пилипейко, Н. Антонович // Страхование в Беларуси. ‒ 2011. ‒ № 5. ‒ С. 19-21.
22 Зайцева М.А. Основные тенденции развития института страхования в Республике Беларусь / М.А. Зайцева // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы II Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2009 г. С. 281-282.
23 Белорусское телеграфное агентство
«БЕЛТА». Программа развития страховой
деятельности на 2011-2015 годы принята в Беларуси.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_
24 Белорусская ассоциация страховщиков.
Страховая статистика. Статистические
данные за девять месяцев 2012 года. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.belasin.by/news/
1 В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г.
№ 1975 уставные фонды двух государственных страховщиков – Белгосстраха и РУП "Белорусская
Информация о работе Сущность и роль страхования в системе экономических отношений