Сущность управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина “управления”. В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы управление финансами…………………………..5
1.1.Сущность управления финансами…………………………………5
1.2.Управление финансами в РК……………………………………….7
2. Анализ управления финансами в современных условиях……………….11
2.1. Минфин как основное звено управления финансами…………….11
2.2. Налоговый комитет как структура управления Минфина…………………………………………………………….15
3. Пути совершенствования управления финансами………………………..22
3.1. Опыт РФ по управлению финансами ……………………………..22
3.2. Стратегия управления финансами в РК на долгосрочную перспективу…………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………….33

Файлы: 1 файл

кусртық орысша фин,.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

В компетенции Парламента решение финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждение и последующее голосование законодательных актов - Законов Республики Казахстан и Постановлений Парламента. Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; республиканского бюджета; образования, здравоохранения и социального обеспечения; обеспечения обороны и безопасности страны; организации и деятельности государственных органов и органов местного управления; охраны окружающей среды; режима собственности и иных вещных прав.

Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты сената и Мажилиса - Комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе. В комитетах прорабатываются законодательные акты до внесения их на голосование в Палатах Парламента.

Компетенция Правительства  Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает: разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению; разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов; разработку и исполнение республиканского бюджета;  разработку и осуществление мер, но укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов; осуществление структурной и инвестиционной политики;  организацию управления государственной собственностью; решение вопросов социально-экономического развития регионов; разработку мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями;  осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.

Общегосударственные финансы  управляются Министерством финансов. Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов.

Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.

Органы финансовой полиции  осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в отношении лиц, совершивших  правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.

Органы финансовой полиции  взаимодействуют с компетентными  органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.

Работники финансовой полиции, в пределах своей компетенции, имеют право:

  • давать обязательные для исполнения предписания, представления юридическим и физическим лицам;
  • при наличии достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, связанного с финансовыми правонарушениями, производить проверки совместно с работниками финансовых и налоговых органов на основании соответствующего предписан ия;
  • запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных учреждений и организаций, должностных лиц и граждан;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организаций и учреждений, независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушений финансового законодательства и контролировать его выполнение;
  • составлять протоколы о финансовых правонарушениях, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; реализовывать другие функции, предусмотренные законодательством и положением об Агентстве финансовой полиции.

Структура таможенных органов  включает Таможенный комитет Министерства финансов, областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Таможенный комитет  осуществляет непосредственное руководство  таможенным делом. Он участвует в разработке таможенной политики государства, таможенном регулировании торгово-экономических отношений, содействует развитию внешнеэкономических связей и тем самым - реализации единой экономической политики Республики Казахстан.

Задачами таможенных органов являются защита экономических  интересов и экономической безопасности страны: таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.

Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.

Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.[6]

Финансы играют огромную роль в современной рыночной экономике, так как  производство и потребление не могут быть полностью синхронными. Если бы производство и потребление происходили одновременно, то экономика могла бы обойтись без финансов. Поскольку у различных видов деятельности разный ритм, возникают финансы в форме сбережения и кредитов для того, чтобы обеспечить их координацию. В результате с переходом РК на рыночную систему экономики, в целом финансы и финансовая система, в национальной экономики  страны, в социально-экономическое развитие, представляя новые организационно-правовые основы и, механизмы использования их ресурсов, имеет особую роль. [3]

 

 

 

 

 

2. Анализ управления  финансами в современных условиях

2.1. Минфин –  как основное звено управления  финансами

 

Министерство финансов Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в  сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.

Министерство имеет  ведомства: Комитет казначейства, Комитет  таможенного контроля, Налоговый  комитет, Комитет финансового контроля, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации, Комитет по финансовому мониторингу.

Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и  законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми  актами, а также настоящим Положением о Министерстве финансов Республики Казахстан.

Министерство является юридическим  лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим  наименованием на государственном  языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в органах казначейства Министерства и в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Республики Казахстан, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, иные счета.

Финансирование деятельности Министерства осуществляется только из республиканского бюджета.     

 Если Министерству законодательными  актами предоставлено право осуществлять  приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой  деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.[11]

Доходы представляют собой налоговые  поступления, неналоговые поступления, поступления от продажи основного  капитала и поступление трансфертов. Большую часть доходов составляют налоговые поступления, которые  представляют собой корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налоги на собственность, внутренние налоги на товары, работы и услуги, акцизы, поступления за использования природных и других ресурсов и т.д. Неналоговые поступления представляют собой доходы от государственной собственности, поступления от реализации товаров государственными учреждениями, штрафы, пеня, санкции, налагаемые государственными учреждениями. К поступлениям от продажи основного капитала относится продажа государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, продажа товаров из государственного материального резерва, продажи земли из нематериального актива. К поступлениям трансфертов относится трансферты из нижестоящих органов государственного управления, погашение бюджетных кредитов, возврат требований по оплаченным государственным гарантиям.

Изучив, что относится к доходам  государственного бюджета можно  провести сравнение 2007 и 2008 годов. (рисунок 1)

Рисунок 1. Доходы государственного бюджета, 2007-2008 годов.

Из рисунка 1 видно, что доходы 2008 года выше по сравнению с 2007 годом. Например налоговые поступления в 2007 году составляют 79,2 % от общего дохода, а в 2008 79,9% от дохода. Неналоговые поступления в 2007 году наоборот больше, чем в 2008 году почти в 2 раза. Итак по сравнению 2007года с 2008годом видно, что в 2008 году по сравнению с 2007 преобладают налоговые поступления и поступления трансфертов. А ниже стали показатели по неналоговым поступлениям и поступления от продажи основного капитала.

Основными задачами Министерства является

исполнение бюджетов,

бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджетов,

учета и отчетность по Национальному фонду Республики Казахстан, обеспечение поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет,

полноты и своевременности  перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального  страхования,

государственное регулирование  производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства и оборота табачных изделий, производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов,

государственное регулирование  в сфере таможенного дела, государственного и гарантированного государством заимствования, бюджетного кредитования, распоряжения республиканской государственной собственностью,

управления правительственным  и гарантированным государством долгом и долгом перед государством,

государственных закупок,

осуществления внутреннего  финансового контроля,

контроля за проведением  процедур банкротства (за исключением  банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных  пенсионных фондов),

регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета  и финансовой отчетности,

регулирование в области аудиторской деятельности и контроль за деятельностью аудиторских и профессиональных организаций, проведение государственного мониторинга собственности,

осуществление финансового  мониторинга в целях противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в  установленном законодательством  порядке осуществляет следующие  функции:

  • формирование и реализацию государственной политики в области исполнения бюджетов, бюджетного учета и отчетности об исполнении бюджетов;
  • участие в прогнозировании поступлений в бюджет и определении целей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;
  • международное сотрудничество по вопросам входящим в компетенцию Министерства;
  • разработку и принятие в пределах компетенции Министерства нормативных правовых актов;
  • организацию исполнения республиканского бюджета;
  • составление и утверждение, внесение изменений и дополнений  сводного плана поступлений и финансирования, сводного плана финансирования по обязательствам республиканского бюджета;
  • разработка совместно со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета стандартов государственного финансового контроля;
  • установление перечня документов, необходимых при предоставлении бюджетного кредита;
  • разработку предложений по установлению особых условий и порядка реализации конкурсной массы и дополнительных требований к покупателям объектов конкурсной массы при банкротстве организаций, для которых подобный порядок предусмотрен Законом Республики Казахстан "О банкротстве";
  • выдачу разрешений государственным учреждениям;
  • ведение бюджетного учета и отчетности;
  • осуществление формирования и ведение реестров в сфере государственных закупок;
  • ведение Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан;
  • организацию и осуществление передачи объектов республиканской государственной собственности в доверительное управление, сдачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), безвозмездное пользование;
  • организация и проведение торгов по приватизации объектов государственной собственности, подготовка и заключение договоров купли-продажи объектов государственной собственности;
  • передача прав владения и пользования государственным пакетом акций, находящимися в республиканской собственности, иному государственному органу по решению Правительства Республики Казахстан и т.д.

Информация о работе Сущность управления финансами