Сущность управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина “управления”. В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы управление финансами…………………………..5
1.1.Сущность управления финансами…………………………………5
1.2.Управление финансами в РК……………………………………….7
2. Анализ управления финансами в современных условиях……………….11
2.1. Минфин как основное звено управления финансами…………….11
2.2. Налоговый комитет как структура управления Минфина…………………………………………………………….15
3. Пути совершенствования управления финансами………………………..22
3.1. Опыт РФ по управлению финансами ……………………………..22
3.2. Стратегия управления финансами в РК на долгосрочную перспективу…………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………….33

Файлы: 1 файл

кусртық орысша фин,.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Министерство при реализации возложенных на него задач и осуществления  своих функций имеет право  в установленном порядке:     

 принимать обязательные  для исполнения нормативные правовые  акты в пределах своей компетенции;      

 запрашивать и получать  в установленном законодательством  порядке от государственных органов,  организаций, их должностных лиц  необходимую информацию и материалы;     

 осуществлять иные  права, предусмотренные действующими  законодательными актами.

Министерство возглавляет  Министр, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  Президентом Республики Казахстан.      

 Министр имеет заместителей (вице-министров), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.

Министр:     

1) определяет обязанности  своих заместителей;     

2) в соответствии с  законодательством назначает и освобождает от должностей работников системы Министерства, вопросы трудовых отношений с которыми отнесены к его компетенции;     

3) подписывает приказы  Министерства;     

4) представляет Министерство  во всех государственных органах  и иных организациях;     

5) утверждает регламент  работы Министерства;     

6) утверждает положения  о ведомствах Министерства;     

7) вносит Президенту  Республики Казахстан представления  о присвоении должностным лицам  таможенных органов специальных  званий высшего начальствующего состава;     

8) осуществляет иные  полномочия, предусмотренные законодательством  Республики Казахстан.

Министерство имеет  на праве оперативного управления обособленное имущество. Имущество Министерства формируется за счет имущества, переданного ему государством, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Министерства. Имущество, закрепленное за Министерством, относится к республиканской собственности.

 Министерство не  вправе самостоятельно отчуждать  или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательным актом.

Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Министерство финансов  осуществляет контроль за деятельностью  государственных органов Республики  Казахстан, уполномоченных осуществлять  исчисление и (или) сбор обязательных  платежей в государственный бюджет. Государственный бюджет Республики Казахстан состоит из доходов, затрат, операционного сальдо, чистого бюджетного кредитования, сальдо по операциям с финансовыми активами, дефицита (профицита) и финансирования дефицита (профицита). Государственный бюджет ежемесячно публикуется в статистических бюллетенях Минфина.

Таблица 1. Исполнение государственного бюджета.

(млн. тенге)

Наименование

2006

2007

2008

Доходы

2092,8

2085,1

4040,5

Затраты

1962,4

2385,4

4373,8

Дефицит (профицит)

50,2

360,2

332,2

Финансирование дефицита (профицита)

50,2

360,2

332,2


 

Как видно из таблицы 1, Доходы 2006 года составляют 2092,8 млн. тенге, что на 7 млн.тенге больше по сравнению  с 2007 годом, в котором государственные  доходы составляют 2085,1 млн. тенге. Если сравнить 2008 год с предыдущим (2007 год) то видно, что доходы возросли почти в два раза. Огромную роль в доходах играют налоговые поступления. Затраты в сравнении 2008 и 2006 годов увеличились в два раза, а в сравпении 2008 и 2007 увеличились в 1,5 раза. Если говорить о дефиците 2007и 2008 годов то ожидался более низкий показатель дефицита.[11]

 

 

 

2.2. Налоговый  комитет как структура управления Минфина

 

К числу участников налоговых отношений в Казахстане относятся:

1) организации и физические  лица - налогоплательщики, плательщики  сборов и налоговые агенты;

2) государственные налоговые  органы - Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальные подразделения;

3) государственные таможенные  органы - Агентство по таможенному  контролю Республики Казахстан  и его территориальные подразделения;

4) государственные и  местные органы исполнительной  власти, другие уполномоченные ими  органы и должностные лица, осуществляющие  прием и взимание налогов и  сборов, а также контроль за  их уплатой; 

 Важнейшие функции  по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба. [7,8]

Налоговая служба состоит  из Налогового комитета Республики Казахстан и налоговых комитетов областей, городов, районов.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым кодексом), а также осуществляющим в соответствии с законодательством Республики Казахстан руководство и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов. Комитет имеет территориальные органы, являющиеся юридическими лицами, к которым относятся: межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, а также налоговые комитеты на территории специальных экономических зон. [11]

Так как налоговый  комитет Министерства Финансов обеспечивает  контроль за своевременной уплатой  налогов в государственный бюджет, то можно провести анализ уплаты налогов в государственный бюджет за 2007 и 2008 года.

 

Рисунок 3. Структура  налоговых поступлений государственного бюджета за 2008год.

Из рисунка 3 видно, что  большую часть налоговых поступлений образуется из корпоративного подоходного налога – 31,2% затем НДС-24,6%, налоги на международную торговлю и внешние операции-13,5%, ИПН-9,7%, социальный налог9%, поступления за использования природных и других ресурсов-5,4%, налог на собственность-3,5, акцизы-2,1 и прочие налоги-1%

.

Рисунок 4. Структура  налоговых поступлений государственного бюджета за 2007 год.

Из рисунка 4 видно, что  в налоговых поступлениях большую роль играет КПН-29,8% за ним идет НДС-28,4%, ИПН-9,5%, социальный налог-12,5%, налоги на международную торговлю-6,4%, налог за использование природных ресурсов-5,9%,акцизы-2,5%, налог на собственность-2,8% и прочие налоги-2,2%.

Если сравнить 2008 и 2007 года увидим, что большую часть налоговых поступлений – КПН. КПН - крупнейший источник доходов государства, налог на доходы предприятий и организаций. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью. КПН в 2008 году на 1,4% больше чем в 2007 году. Также крупную часть налоговых поступлений составляет НДС. НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК.[10]

НДС в 2008 году на 3,8% менгьше чем в 2007 году.

Основными задачами Налогового комитета являются:

обеспечение в пределах своей компетенции полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов;

осуществление налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан;

обеспечение государственного контроля над оборотом и производством  алкогольной продукции;

осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества.

Основными функциями Комитета являются:

контроль за соблюдением законодательства, предусматривающего полноту поступлений  налогов и других обязательных платежей в бюджет; контроль за поступлением неналоговых платежей в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами;

участие в пределах своей компетенции в формировании налоговой политики;

разработка методологии администрирования  налогов и других обязательных платежей в бюджет;

совершенствование форм и методов  сбора государственной отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

ведение в установленном  законодательством порядке Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан; разработка и ведение  единой системы учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

участие в текущем  прогнозировании доходной части  бюджета; осуществление государственного контроля при применении трансфертных цен;

анализ и обобщение  практики применения законодательства в области налогообложения, а также внесение предложений по совершенствованию законодательства в этой области;

взаимодействие и сотрудничество в пределах своей компетенции  с международными организациями по вопросам поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также в сфере производства и оборота подакцизной продукции;

организация и осуществление  работы по принудительному взысканию  налоговой задолженности;

рассмотрение жалоб  юридических и физических лиц на уведомления по актам налоговых проверок в части начисленной суммы налогов, пени и штрафов;

организация и осуществление  работы по разъяснению физическим и  юридическим лицам вопросов возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств;

участие в подготовке проектов международных договоров и соглашений, имеющих экономические аспекты сотрудничества;

иные функции, предусмотренные  законодательством.

Комитет при осуществлении  возложенных на него основных задач  и функций имеет право:

осуществлять налоговый контроль;

запрашивать и получать информацию и документы, необходимые  для реализации основных задач и  функций Комитета;

производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств, с соблюдением требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан;

требовать от налогоплательщика  представление документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных платежей в бюджет;

в ходе осуществления  налоговой проверки в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан, производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты  налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от их местонахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений);

осуществлять проверки юридических и физических лиц, осуществляющих хранение и реализацию, импорт подакцизной продукции, в части полноты и своевременности поступлений акцизов от производства и оборота подакцизной продукции;

по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика - юридического лица и индивидуального предпринимателя, получать от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения о наличии и номерах его банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

в соответствии с законодательством Республики Казахстан рассматривать вопросы по изменению сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов;

налагать административные взыскания в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

предъявлять в суды иски, в том числе о признании лица, имеющего задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет банкротом, о принудительной дополнительной эмиссии акций в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

Информация о работе Сущность управления финансами