Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина “управления”. В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы управление финансами…………………………..5
1.1.Сущность управления финансами…………………………………5
1.2.Управление финансами в РК……………………………………….7
2. Анализ управления финансами в современных условиях……………….11
2.1. Минфин как основное звено управления финансами…………….11
2.2. Налоговый комитет как структура управления Минфина…………………………………………………………….15
3. Пути совершенствования управления финансами………………………..22
3.1. Опыт РФ по управлению финансами ……………………………..22
3.2. Стратегия управления финансами в РК на долгосрочную перспективу…………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………….33
другие права, предоставленные Комитету законодательством Республики Казахстан.
Таблица 2. Налоговые поступления в государственный бюджет.
(млн. тенге)
Наименование |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Изменения | ||||
∑ |
% |
∑ |
% |
∑ |
% |
08 к 06 (%) |
08 к 07 (%) | |
КПН |
660,2 |
33,7 |
615,0 |
29,8 |
1260,6 |
31,2 |
0,9 |
1 |
ИПН |
146,9 |
7,4 |
197,8 |
9,5 |
391,9 |
9,7 |
1,3 |
1 |
Социальный налог |
208,2 |
10,5 |
260,9 |
12,5 |
363,6 |
9 |
0,8 |
0,7 |
Налог на имущество |
47,4 |
2,4 |
58,6 |
2,8 |
141,4 |
3,5 |
1,4 |
1,3 |
НДС |
453,8 |
22,9 |
593,2 |
28,4 |
993,6 |
24,6 |
1 |
0,9 |
Акцизы |
42,9 |
2 |
52,6 |
2,5 |
84,9 |
2,1 |
1 |
0,8 |
Поступления за использование природных ресурсов |
290,3 |
14,6 |
124,8 |
5,9 |
218,6 |
5,4 |
0,4 |
0,9 |
Налоги на международную торговлю |
99,2 |
5 |
135,3 |
6,4 |
545,5 |
13,5 |
2,7 |
2 |
Прочие налоги |
24,4 |
1,5 |
37,1 |
2,2 |
40,4 |
1 |
0,6 |
0,5 |
В Таблице 2 рассмотрены налоговые поступления за 2006, 2007, 2008 года, также произведено изменение поступлений в сравнении 2008 с 2006 и 2008 с 2007 годами. Традиционно самыми крупными налогами остаются КПН и НДС. В 2008 году по сравнению с 2006 годом налоговые поступления следующих налогов уменьшились: КПН, который составляет в 2008-31,2% в 2006-33,7%; социальный налог 2008-9%, в 2006-10,5; поступления за использования природных ресурсов 2008 – 5,4%, в 2006-14,6%. Остальные налоги, такие как ИПН, налог на имущество, налоги на международную торговлю увеличились в 2008 году по сравнению с 2006 годом. Относительно стабильными налоги, которые незначительно расходятся с 2006 годом – НДС и акцизы.
Если смотреть изменения 2008 года с 2007 годом, то наиболее стабильными оказались налоги – КПН,ИПН, они почти не изменились в сравнении с 2007 годом. В 2008 году многие налоговые поступления снизились – социальный налог 2008-9%, 2007-12,5%; НДС 2008-24,6%, 2007-28,4%; акцизы 2008-2,1%, 2007-2,5%. А наоборот увеличились налоги на международную торговлю 2008-13,5%, 2007-6,4% и налог на имущество 2008-3,5%, 2007-2,8%. Вывод: В 2008 году по сравнению с предыдущими годами увеличились поступления по следующим налогам – ИПН, налог на имущество, налоги на международную торговлю и внешние операции.
Налоговый комитет и его территориальные органы образуют единую структуру органов налоговой службы.
Налоговый комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра финансов Республики Казахстан.
Председатель Налогового комитета имеет заместителя, назначаемый на должность и освобождаемый Министром финансов Республики Козахстан по представлению председателя Комитета. Количество заместителей председателя Комитета определяется Правительством Республики Казахстан.
Председатель организует и руководит работой Налогового комитета, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
В этих целях председатель:
Центральный аппарат Налогового комитета имеет следующую структуру:
Руководство Налогового комитета
Управление администрирования и мониторинга крупных налогоплательщиков
Управление налогового администрирования Управление методологии
Управление международного налогообложения Управление внутренней работы
Управление анализа и текущего прогнозирования доходов Управление информационных технологий
Управление организационно-
Управление непроизводственных платежей Юридическое управление
Управление администрирования акцизов [11,12,13]
Глава 3. Пути совершенствования управления финансами
3.1. Опыт РФ по управлению финансами
Управление финансами осуществляется с помощью особых приемов и методов, включая планирование, оперативное управление, контроль.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - финансовый план. Сводный финансовый план государства формируется на основании смет отдельных предприятий и организаций. В каждом финансовом плане определяются доходы и расходы на определенный период времени связи с разными звеньями Финансово-кредитной системы государства.
Финансовые планы
Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, базирующейся на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разработанных на основе оперативного анализа финансовой информации и направлений наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. Основным содержанием оперативного управления является выявление узких мест, маневрирование финансовыми ресурсами с целью их ликвидации, поиск направлений для решения вновь возникающих задач.
Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. В результате финансового контроля сопоставляются фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявляются резервы роста финансовых ресурсов, намечаются пути более эффективного ведения хозяйства. [14]
Управление финансами в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, высшие законодательные органы власти - Государственная Дума и Совет Федерации, территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.
В компетенцию федеральных органов исполнительной и законодательной власти входит рассмотрение, утверждение федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение отчета об их исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Кроме того, Федеральное Собрание разрабатывает также финансовое законодательство.
Важнейшим органом, управляющим финансами, выступает Мннистерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Основные задачи, решаемые министерством финансов:
- разработка и реализация основных направлений единой государственной финансовой политики;
- составление проекта
и отчета об исполнении
- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
- концентрация финансовых
ресурсов на приоритетных
- разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
Министерство финансов Российской Федерации выполняет следующие функции:
- участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики;
- совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных финансовых ресурсах;
- подготавливает предложения
о распределении их между
- организует работу
по составлению проекта
- разрабатывает проекты отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
- разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
- осуществляет по поручению
Правительства Российской
- разрабатывает проекты программ внешних заимствований Российской Федерации.
Важнейшими департаментами Министерства финансов Российской Федерации являются:
- бюджетный департамент,
который составляет проект
- отраслевые департаменты;
- финансирования промышленности;
- строительства и строительной индустрии;
- транспортных систем и связи;
- сельского хозяйства
- пищевой промышленности и охраны природы;
- оборонного комплекса и др.;
- иностранных кредитов и внешнего долга;
- налоговых реформ;