Сущность управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина “управления”. В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта управления на объект управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы управление финансами…………………………..5
1.1.Сущность управления финансами…………………………………5
1.2.Управление финансами в РК……………………………………….7
2. Анализ управления финансами в современных условиях……………….11
2.1. Минфин как основное звено управления финансами…………….11
2.2. Налоговый комитет как структура управления Минфина…………………………………………………………….15
3. Пути совершенствования управления финансами………………………..22
3.1. Опыт РФ по управлению финансами ……………………………..22
3.2. Стратегия управления финансами в РК на долгосрочную перспективу…………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………….33

Файлы: 1 файл

кусртық орысша фин,.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

- контрольно-ревизионное управление (КРУ);

- государственных ценных  бумаг и финансового рынка  и 

др.

Важным департаментом  Министерства финансов является Главное  управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Структура территориальных  органов казначейства является трехуровневой:

Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный  систематический, полный и стандартизированный  учет операций и управление движением  средств на счетах казначейства, информирует  высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

Деятельность налоговых  органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых  органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи контроля со стороны налоговых органов:

  1. Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
  2. Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

Налоговые органы обязаны  вести  в установленном порядке  учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней и.

Налоговые органы вправе:

  1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках.
  2. Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.
  3. Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
  4. Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.
  5. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  6. Взыскивать недоимки и пени по налогам.
  7. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
  8. Налагать административные штрафы.

МНС РФ является органом  валютного контроля и выполняет  функции, связанные с осуществлением им валютного контроля. МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.

Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

Органы налоговой полиции  полномочны:

  1. производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;
  2. по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
  3. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции"

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет следующие функции в области внешнеэкономической и инвестиционной деятельности:

- разработку основных  направлений инвестиционной политики с участием заинтересованных министерств и ведомств;

- разработку предложений  внешнеэкономической политики;

- развитие экономических  связей в России и осуществление совместных программ и проектов с участием заинтересованных министерств и ведомств;  - определяет осуществление внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, а также объем федеральных валютных поступлений и платежей;

- участвует в формировании баланса привлечения и использования иностранных кредитных ресурсов, в установлении экспортных и импортных тарифов и пошлин;

Важное место в управлении финансами занимает Государственная регистрационная палата при Министерстве экономического развития и торговли РФ, созданная в 1994 году. В ее функции входит:

-  регистрация предприятий  с иностранными инвестициями;

- ведение государственного  реестра предприятий с иностранными  инвестициями и аккредитации  представительств иностранных компаний;

-  регистрация российских  инвестиций за рубежом. 

Банк России подотчетен Государственной Думе Российской Федерации. Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти субъектов.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству  РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупая государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Банк России и Министерства финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных операций по поручению Правительства РФ.[15]

 

3.2. Стратегия  управления финансами в РК  на долгосрочную перспективу

 

Обеспечение прозрачности и своевременного осуществления, достоверного учёта и надежного контроля операций при образовании и использовании государственных финансовых и материальных ресурсов в целях содействия экономическому росту и достижения высокой конкурентоспособности экономики Республики Казахстан

Эффективно функционирующая  система управления государственными финансами, классифицируемая мировым  финансовым сообществом как одна из наиболее развитых, устойчивых и  прогрессивно эволюционирующих финансовых систем.

В Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Глава государства поставил перед Правительством ряд важнейших стратегических задач, направленных на рост качества жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства.

В экономике государства  наступает принципиально новый  этап  - это обеспечение качественных характеристик роста. А именно, устойчивость экономики в условиях кризисов, сбалансированное развитие как добывающих, так и  обрабатывающих отраслей, эффективность инфраструктуры. А прежде всего, это качество жизни каждого человека.

В соответствии с поручениями  Президента Республики Казахстан  Правительством страны принимаются меры по минимизации  последствий мирового экономического кризиса, выработке  превентивных мер защиты отечественной экономики от потенциальных внешних рисков.

В целях решения поставленных задач Министерство финансов Республики Казахстан, являющееся одним из главных  экономических ведомств страны и  уполномоченным органом по исполнению бюджета, обеспечивает, прежде всего, реализацию государственной политики в области налогообложения, таможенного дела, исполнения бюджета, а так же формирование государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Ключевая функция Министерства финансов состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения бюджета, поэтому данное стратегическое направление объединило цели по повышению качества казначейского обслуживания исполнения бюджетов и счетов государственных учреждений, оптимизации и повышению эффективности процесса государственных закупок и предупреждение финансовых нарушений при использовании средств государственного бюджета.

В настоящее время  в сфере казначейского обслуживания возникает проблема, связанная с  увеличением оборота обрабатываемых платежных документов в казначействе, возникающая в связи с ежегодным увеличением объемов бюджетов, например, если в 2005 году оборот обрабатываемых платежных документов составлял 7031,4 тысячи, то 2006 году он увеличился на 1 247,6 тысяч, а в 2007 году по сравнению с 2006 – на 758,4 тысячи.

Основной проблемой  являются задержки в обработке документов и выдаче форм отчетности в связи  с ростом трафика и увеличением  нагрузки на производительность системы.

В этой связи, учитывая динамику роста финансовых документов, в Стратегическом плане предусмотрена задача по  совершенствованию информационной системы казначейства в части взаимодействия между казначейством и клиентом (государственным учреждением) в процессе исполнения бюджетных программ с поэтапным переходом на электронный документооборот. В результате будет сокращено время обслуживания государственных учреждений и обработки финансовых документов.

В части формирования тендеров государственных закупок, так же выявлены проблемы, связанные  с затяжным процессом проведения торгов и последующим недоосвоением бюджетных средств, в случае если конкурсы не состоялись. Для решения этих проблем Министерством будет модернизировано законодательство о государственных закупках, что позволяет активно применять IT-технологии. Планируется максимально отработать информационную систему «электронные государственные закупки» путем опытной эксплуатации в рамках пилотной зоны. Это даст возможность ускорить ее промышленное тиражирование, обеспечить поэтапный переход субъектов государственных закупок в систему электронных торгов, что в свою очередь приведет к упрощению процедур государственных закупок и увеличению своевременности исполнения бюджетов.

С другой стороны решение  проблемы несвоевременного исполнения бюджета должно заключаться не только в упрочении процедурных вопросов, многие государственные органы не всегда эффективно используют выделенные им финансовые средства, а зачастую и не по назначению. В таких случаях возникает проблема эффективного действия системы внутреннего контроля страны.

Введение с этого  года нормы Кодекса об административных правонарушениях в части привлечения  к ответственности должностных  лиц объектов контроля за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний  будет способствовать повышению  финансовой дисциплины объектов контроля.

В этой связи определен  показатель: повышение уровня исполнения решений и рекомендаций, принятых по итогам контрольных мероприятий  с его достижением к 2011 году 85%.

 Недостаточная эффективность  действующей системы финансового контроля на данном этапе большей частью обусловлена тем, что основным методом в деятельности контрольных органов является последующий контроль, когда факт нарушения состоялся, денежные средства использованы и упущено время.

Динамика финансовых нарушений за последние 3 года свидетельствует об их росте (2005 году – 32,2 млн. тенге, 2006 году – 41,1 млн. тенге, 2007               году – 54,4 млн. тенге). В идеале, нарушения должны стремиться к снижению, это и должно быть индикатором эффективности деятельности внутреннего контроля страны.

В этой связи в Стратегическом плана определена цель «Предупреждение  финансовых нарушений при использовании  средств государственного бюджета», измеримым результатом которой  должно стать снижение удельного веса нарушений в расходах государственного бюджета.

Несмотря на уже достигнутый  в 2002-2007 годы рост отношения налоговых  поступлений к ВВП на 5,6 процентных пунктов, есть возможность увеличить  в ближайшие 3 года этот показатель ещё на 3 процентных пункта.

В целях увеличения налоговых поступлений необходимо сосредоточить внимание на резервах скрытых в теневой экономике и направить деятельность на их выявление. Необходимо повышать эффективность проверок крупных предприятий, особенно – по контролю за трансфертными ценами, активизировать борьбу со лжепредпринимательством, усилить администрирование убыточных предприятий, обратить внимание на нерезидентов, существенно повысить поступление налогов от подакцизной (особенно – от алкогольной) отрасли.

Увеличение доходной части бюджета должно проводиться за счет совершенствования налогового администрирования с параллельным снижением налоговой нагрузки. Недостатки или недоработки налогового администрирования могут привести к снижению поступлений налогов в бюджет, увеличить вероятность налоговых правонарушений, в конечном итоге создать социальную напряженность в обществе.

Достижение данной задачи предусмотрено в рамках стратегической цели «Обеспечение полноты поступления  налогов путем улучшения налогового администрирования» путем повышения охвата налогоплательщиков налоговым контролем.

Информация о работе Сущность управления финансами