Теоретические основы финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в выпускной квалификационной работе является разработка путей совершенствования финансового планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность финансового планирования, его задачи и принципы;
- рассмотреть методы и виды финансового планирования на предприятии;
- кратко охарактеризовать предприятие ООО «Сашелина» и его организационную структуру;
- проанализировать финансовую деятельность предприятия;

Файлы: 1 файл

управление деятельностью компании.docx

— 280.45 Кб (Скачать файл)

Равенков А. считает, что важнейшим элементом обеспечения финансовой устойчивости предприятия и решения проблем, связанных с процессом планирования в краткосрочном периоде, является система бюджетирования [6].

Процесс бюджетирования - это цикл с прямыми (от разработки стратегии к составлению планов и контроля за их исполнением) и обратными (от оценки результатов выполнения к корректировке планов) связями.

Конечным результатом процесса планирования является разработанная система долгосрочных, текущих и оперативных планов. План содержит основные параметры деятельности предприятия в целом, его подразделений и филиалов, которые должны быть обеспечены финансовыми ресурсами до конца планового периода [6].

Бюджетирование - это планирование будущих операций предприятия, представлено в виде системы бюджетов. Бюджетирование на предприятии выражает основное содержание современной технологии финансового планирования.

Оно обеспечивает возможность разрабатывать и контролировать выполнение плана, оперативно оценивать отклонение фактических показателей от плановых. Этот процесс оперативного принятия управленческих решений и корректировки текущих действий выражает основное требование к эффективности системы управления финансами в экономической среде.

Роль бюджетирования в деятельности отечественных предприятий заключается, прежде всего, в определении, как, где и когда необходимо использовать ресурсы, чтобы обеспечить рост эффективности деятельности предприятия. Не существует критерия, который бы был способен оценить, направлен ли разработанный бюджет на прибыльную и эффективную деятельность предприятия. Но необходимо определить не только то, насколько доходы превышают расходы, а чем оправдано это превышение и насколько следующий бюджет будет более эффективным, чем предыдущий, насколько предложенные меры повышают эффективность использования ресурсов и расходов предприятия.

При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия целесообразно придерживаться принципа декомпозиции. Этот принцип заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджетов более высокого уровня, то есть бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия [3].

Применение бюджетной системы позволит предприятиям достичь:

- Улучшение оперативного  управления, в частности сбалансированности  поступлений и расходования средств предприятия;

- Рост продаж и оптимизация  затрат за счет маневрирования  ресурсами предприятия;

- Улучшение управления  долговыми обязательствами и  инвестициями;

- Оптимизации структуры  дебиторской и кредиторской задолженности;

- Создание надежной базы  для оценки эффективности работы  каждого из подразделений предприятия, а также его финансового состояния  в целом;

- Быстрое реагирование  на изменения во внешней среде.

Составление финансовых бюджетов предприятия как основа внутреннего хозяйственного оперативного планирования затрат и результатов включает:

1) систему бюджетного  планирования структурных подразделений  предприятия;

2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования хозяйственной  деятельности предприятия.

Бюджетное планирование деятельности структурных подразделений предусматривает разработку:

- Бюджет основного и  дополнительного фондов оплаты  труда;

- Бюджет материальных  затрат предприятия на основе  нормирования расхода сырья, комплектующих, материалов и объемов производственных  программ структурных подразделений;

- Бюджет потребления топлива  и энергии;

- Бюджет амортизации основных  средств предприятия, который отражает  направления ее использования  на капитальный, текущий ремонты  и реновацию;

- Бюджет прочих расходов (командировочные, транспортные расходы  и т.п.);

- Бюджет погашения кредитов  и займов, который целесообразно  разрабатывать на основании плана-графика  платежей;

Разработка бюджетов структурных подразделений основывается на принципе декомпозиции, который предусматривает подчинение и детализацию бюджетов низших уровней бюджету высшего уровня. Сводные бюджеты каждого структурного подразделения разрабатываются ежемесячно. Следовательно, для равномерного обеспечения подразделений и предприятия в целом оборотными средствами детализируются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом в месяц.

Обязательным условием эффективного финансового планирования является определение центров ответственности, в частности, центров затрат и доходов. Подразделения, которые обеспечивают внутренних потребителей или измерения выхода продукции, которых затруднено целесообразно превращать в центры затрат. Подразделения, которые выпускают конечную продукцию целесообразно превращать в центры доходов и прибылей.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого, как правило, необходимо использовать такие методы вычисления и анализа денежных поступлений: анализировать данные об удельном весе поставок продукции за предоплату и на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа.

Анализ и оценка качества финансовых планов, как важное условие реализации поставленных целей и задач хозяйственной деятельности предприятия, целесообразны для их реализации и совершенствования. В то же время, результаты финансового планирования в значительной степени зависят от двух взаимообусловленных факторов - качества планируемых показателей хозяйственной деятельности предприятия и уровня обязательности выполнения персоналом утвержденных высшим руководством предприятия финансовых планов.

Таким образом, финансовое планирование обусловливает необходимость анализа не только определенной цели развития предприятия или его подразделения, но и уровня реализации намеченной цели.

Поэтому текущая и перспективная деятельность предприятия связана не только с разработкой, но и выполнением планов.

Качество финансового планирования предприятия в условиях рынка определяется, прежде всего, соответствием уровня удовлетворения интересов потребителя производственным возможностям предприятия в условиях ограниченных ресурсов, которые определяет свободу предпринимательской деятельности. В то же время, специфика отношений производства и реализации продукции отражает динамичное и равновесное состояние предприятия как сложной экономической системы.

Оценку качества финансового планирования целесообразно осуществлять на основе системы показателей, которые отражают их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, уровень точности и риска и тому подобное.

Реальность финансовых планов отражает возможность их реализации продукции в ближайшей перспективе. А основным признаком фактического выполнения финансовых планов служит уровень достижения определенных целей в определенных внешних и внутренних условиях.

Важным показателем оценки качества финансовых планов является уровень их напряженности на всех этапах их существования. Коэффициент напряженности финансовых планов определяется в ходе сравнения планируемых и нормативных показателей (например, научно обоснованных нормативов или оптимальных плановых показателей). Тогда коэффициент напряженности финансовых планов определяется как отношение планированного к нормативному показателю плана.

Такой способ анализа напряженности финансовых планов целесообразно использовать для оценки финансового планирования отдельных подразделений предприятия. На этапе разработки плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с нормативными, при условии, что коэффициент напряженности равен 1. Чем больше значение коэффициента напряженности финансового плана, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей.

Сбалансированность показателей финансового планирования предприятия является необходимым условием их качественной разработки, поскольку превышение планируемых или фактических показателей относительно нормативных значений при нормальных условиях хозяйственной деятельности предприятия указывает на некачественное составление финансовых планов и необходимость их корректировки.

В ходе сравнения планируемых, фактических и нормативных показателей определяются не только коэффициенты напряженности финансовых планов, но и уровень их риска. Последний, в условиях рыночной неопределенности, целесообразно оценивать как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных на 10%, высокую - на 20%, чрезмерную - на 40%, недопустимую - свыше 50%.

Выполнение плановых показателей оценивается путем их периодического сравнения с фактическими значениями на заранее установленные периоды (декада, месяц, квартал и год). Обобщающими показателями качества финансового планирования является и ряд других показателей объемов производства и реализации продукции, выручка от реализации и прибыль предприятия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что  финансовое планирование - процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия в плановом периоде. Финансовое планирование в системе менеджмента отвечает следующим основным принципам: целеустановление и целереализация, многовариантность, альтернативность и селективность, глобальность, системность, комплексность и сбалансированность и др.

Основные виды финансовых планов - это расчетный баланс доходов и расходов, инвестиционный план, кредитный план, кассовый план, валютный план и другие.  В качестве основных методов планирования финансовых показателей рассмотрены методы: расчетно-аналитический; нормативный; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математического моделирования.

 

2. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО  «САШЕЛИНА»

2.1. Характеристика  и организационная структура  предприятия

Организация ООО «Сашелина» зарегистрирована 04 марта 2010 года по адресу 109145, г.  Москва, ул. Привольная, д. 2, стр. 1, офис 6. Компании был присвоен ОГРН 1137746185136 и выдан ИНН 7721787130. Основным видом деятельности является оптовая торговля одеждой, включая нательное белье, обувь.

 Виды деятельности:

Основной (по коду ОКВЭД): 51.42 - Оптовая торговля одеждой, включая нательное белье, и обувью. (Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами, Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования)

Дополнительные виды деятельности представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Дополнительные виды деятельности ООО «Сашелина»

51.42.1

Оптовая торговля одеждой, кроме нательного белья

51.42.2

Оптовая торговля нательным бельем

51.42.4

Оптовая торговля обувью

51.42.5

Оптовая торговля аксессуарами одежды и головными уборами

51.47.23

Оптовая торговля писчебумажными и канцелярскими товарами

51.47.33

Оптовая торговля играми и игрушками

51.47.37

Оптовая торговля прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки

51,7

Прочая оптовая торговля

52,42

Розничная торговля одеждой

52.42.1

Розничная торговля мужской, женской и детской одеждой

52.42.2

Розничная торговля нательным бельем

52.42.6

Розничная торговля чулочно-носочными изделиями

52.42.8

Розничная торговля аксессуарами одежды (перчатками, галстуками, шарфами, ремнями, подтяжками и т.п.)

52.43.1

Розничная торговля обувью

52.48.24

Розничная торговля играми и игрушками

52.48.39

Специализированная розничная торговля прочими непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки


 

 

Реквизиты компании (данные из ЕГРЮЛ):

ИНН: 7721787130

ОКПО: 17178742

ОГРН: 1137746185136

ОКФС: 16 - Частная собственность.

ОКОГУ: 4210014 - Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно.

ОКТМО: 45385000

ОКАТО: 45290554 - Москва, Административные округа г Москвы, Юго-Восточный, Районы Юго-Восточного административного округа, Выхино-Жулебино.

Главная задача ООО «Сашелина» - более полное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения высококачественной продукцией, а также обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства во всех отраслях.

 Организационная структура ООО «Сашелина» соответствует стратегии фирмы. Компания ООО «Сашелина», ориентирующаяся на чувствительных к ценам потребителей, всецело занята завоеванием ценовых конкурентных преимуществ. В стремлении минимизировать количество управляющих, большинство решений принимается корпоративными менеджерами, работающими в штаб-квартире. Такая централизация является очень эффективной в том случае, если региональные различия в потребностях покупателей невелики.

Схему данной организационной структуры можно изобразить следующим образом (рис. 2.1):

Рис. 2.1 Организационная структура предприятия

 

В таблице 2.2 представлена общая характеристика торгового предприятия ООО «Сашелина».

Таблица 2.2

Общая характеристика торгового предприятия  ООО «Сашелина»

 

Характеристики

Данные по предприятию

1

2

Наименование предприятия

Общество с ограниченной ответственности ООО «Сашелина»

Юридический адрес

109145, г.  Москва, ул. Привольная, д. 2, стр. 1, офис 6.

Организационно-правовая форма

Общество с ограниченной ответственностью

Основные поставщики

Компании производители товаров известных торговых марок

Основные конкуренты

Компания «Рось», Компания «Альма»

Основные покупатели

Жители г.Москвы и ближайших районов

Торговая площадь

1500 кв.м.

Форма торговли

Розничная торговля

Режим работы

С 10.00 до 22.00


 

 

Прибыль (доход) после уплаты всех налогов и сборов и иных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, которые остаются у общества на конец отчетного (календарного) года, поступает в полное распоряжение предприятия и используется самостоятельно.

Информация о работе Теоретические основы финансового планирования на предприятии