Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:50, курсовая работа
Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования депозитной политики КБ 8
1.1 Роль депозитов в структуре пассивов банков. 8
1.2 Классификация депозитных операций КБ 15
1.3 Методы формирования депозитной политики КБ 28
2. Анализ состояния рынка депозитных слуг в современных условиях на примере СБ РФ 39
2.1 Анализ депозитного рынка КБ РФ 39
2.2 Виды депозитов СБ РФ и их взаимосвязь с активными операциями 45
2.3 Анализ депозитной политики СБ РФ 55
3. Перспективы развития депозитной политики КБ 59
Заключение 70
Список использованных источников. 73
При привлечении средств во вклад от клиента с ним заключается депозитный договор (приложение А). Банки самостоятельно разрабатывают форму депозитного договора, которая носит по каждому отдельному виду вклада типовой характер. Договор составляется в двух экземплярах: один хранится у вкладчика, другой – в банке в кредитном или депозитном отделе (в зависимости от того, кому в банке поручена эта работа). В договоре предусматриваются сумма вклада, срок его действия, проценты, которые вкладчик получит после окончания срока действия договора, обязанности и права вкладчика, обязанности и права банка, ответственность сторон за соблюдение условий договора, порядок разрешения споров.
Для оформления операций по вкладам применяются: лицевой счет, сберегательная книжка, контрольный лист, расчетная и чековая книжки, алфавитная карточка, операционный дневник, квитанции, приходно-кассовые ордера, поручение вкладчика на списание суммы, извещение последующему контролю, заявление о переводе вклада, реестр для записи заявлений, книга регистрации утраченных сберкнижек.
Взнос вклада может производиться наличными только от физических лиц. От юридических лиц взносы на депозитные счета принимаются только безналичным путем.
При закрытии вклада клиент должен представить в банк договор о вкладе и вкладную книжку, которая должна быть погашена. Банк предлагает клиенту оформить расходный кассовый ордер на сумму вклада и процентов по нему.
На основе рассмотренной информации можно сделать вывод, что депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.
1.3 Методы формирования депозитной политики КБ
Управление привлеченными средствами является важной составляющей деловой политики банка. Однако вопросы, связанные с исследованием теоретических основ этой сферы деятельности, в научной литературе разработаны недостаточно. Особенно это касается понятия депозитной политики банка как составного элемента стратегии управления пассивами.
Зарубежные и отечественные ученые по-разному трактуют сущность банковского депозита. Весьма интересную характеристику данной категории дает З. С. Каценелленбаум. Он отмечает особенность депозита, заключающуюся в его двойственной природе: «Депозиты являются для вкладчиков потенциальными деньгами. Вкладчик может выписать чек и пустить соответствующую сумму в циркуляцию, но в то же время «банковские деньги» приносят проценты. Они выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой. Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит процент и недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обыкновенно приносит капитал. Этот пониженный процент – не случайное явление, а существенный момент природы банка, так как вся сущность природы банка заключается в том, что процент, выплачиваемый по депозиту, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различных предприятиях капитал».
В современной экономической литературе предлагается ряд определений депозита, а вот теме депозитной политики, по нашему мнению, уделено гораздо меньше внимания. Недавно появились научные разработки, предлагающие рассматривать депозитную политику как этап формирования сберегательной стратегии банка. Однако работы, посвященные комплексному изучению сберегательной политики кредитной организации, практически отсутствуют.
Что же представляет собой сберегательная политика, и как она связана с деятельностью банка по привлечению средств в депозиты? Для ответа на этот вопрос рассмотрим понятие, сущность и составные элементы сберегательной политики коммерческого банка. Сбережения населения занимают особое место в ряду экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов самих граждан, организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг и государства. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни населения, непосредственно связанным с такими категориями как потребление, доходы и расходы населения, уровень цен. С другой стороны, источник инвестирования и кредитования хозяйства представляют собой ценный ресурс экономического развития. Исследование процессов образования населением фондов накопления и потребления позволяет сделать вывод о том, что факторы, оказывающие влияние на перераспределение отчислений внутри фонда накопления в пользу сбережений, зависят от социально-экономического развития общества, уровня развития форм сбережений, от степени развитости рынка финансовых организаций, аккумулирующих сбережения и, в конечном итоге, от уровня развития банковской системы и системы гарантирования вкладов.
Следовательно, для привлечения сбережений населения коммерческим банкам необходимо использовать формы и методы, соответствующие уровню развития банковской системы и потребностям развития экономики страны.
На мой взгляд, в этих целях необходимо совершенствовать деятельность коммерческого банка по привлечению сбережений населения, что требует дополнительных исследований ряда вопросов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Среди них – разработка и реализация сберегательной политики. Важность таких исследований очевидна. Привлеченные в настоящее время банками частные вклады составляют всего 10–12 % от общей суммы привлеченных средств.
Указанное вызвано недоверием со стороны населения к банковским формам организации сбережений. Учитывая, что сбережения населения являются основополагающим источником для рынка банковских ресурсов, необходим поиск новых направлений в деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения.
Особенность взаимосвязи сбережений населения с источниками формирования рынка банковских ресурсов состоит в том, что, с одной стороны, сбережения населения являются базовой основой формирования рынка банковских ресурсов, а, с другой стороны, само население пользуется кредитными и иными услугами рынка банковских ресурсов.
Следует отметить, что указанное направление в последние годы особенно активно развивается. Об этом свидетельствует наметившаяся тенденция развития потребительского кредита, появление его новых объектов; развитие различного рода расчетно-кассовых услуг для населения.
Эти процессы свидетельствуют о том, что необходима разработка механизма взаимодействия сбережений населения и рынка банковских ресурсов. Большую роль здесь играет сберегательная политика банка.
К определению сущности сберегательной политики нельзя подойти однозначно. Сущность сберегательной политики и ее цели изменяются в зависимости от ее субъекта. Поэтому можно различать сберегательную политику государства, коммерческих банков и самих сберегателей.
Сберегательная политика
коммерческого банка
Сберегательная политика банка должна включать:
– разработку стратегии для осуществления деятельности банка по привлечению сбережений, основанную на всестороннем исследовании рынка, то есть анализ окружающей среды, рынка сбережений, места и роли банка на этом рынке, диагностика и прогнозирование;
– формирование тактики банка по разработке, предложению и продвижению новых банковских продуктов для сберегателей (в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики);
– реализацию разработанной стратегии и тактики;
– контроль реализации политики и оценку ее эффективности;
– мониторинг деятельности банка по привлечению сбережений населения.
Таким образом, сберегательная политика должна строится по маркетинговым принципам. Далее разделим сберегательную политику на четыре маркетинговых составляющих:
1) политика в области продукта (ассортимент депозитов и их объем);
2) ценовая (процентная) политика банка по депозитам;
3) политика в области сбыта;
Первый этап включает:
1. Анализ среды, рынка сбережений, места и роли банка на этом рынке.
2. Диагностика (исследование
результатов анализа,
3. Прогноз развития банка на рынке сбережений при сохранении влияния действующих факторов.
Результаты исследования рынка сбережений должны показать, в какой степени данный коммерческий банк будет конкурентоспособен на этом рынке.
Далее определяются направления политики, пути ее реализации, осуществляется контроль, который может производиться с помощью мониторинга. С одной стороны мониторинг – это наблюдение за рынком сбережений, а с другой – это процесс анализа и прогнозирования реализации сберегательной политики банка.
В связи с тем, что сберегательная политика осуществляется на макро- и микроуровне, мониторинг предлагается рассматривать с двух позиций:
1) с точки зрения
оценки эффективности
2) с точки зрения оценки деятельности коммерческого банка Банком России в отношении соблюдения им обязательных нормативов деятельности; сохранения ликвидности; правильности оформления и учета операций по привлечению сбережений; соблюдение законодательства РФ; эффективности деятельности банка на рынке сбережений.
Этапы формирования сберегательной политики представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 Этапы формирования сберегательной политики
Мониторинг является необходимым инструментом оценки и управления качеством банковской деятельности на рынке сбережений. Именно благодаря мониторингу оценить результаты проводимой банком сберегательной политики может сам банк и надзорные органы, что крайне важно при разработке денежно-кредитной политики и иных инструментов регулирования рынка, а также для предотвращения кризисных ситуаций в банковской системе, связанных с потерей доверия населения к финансово- кредитным институтам. Кроме того, благодаря выявленным в ходе мониторинга резервам повышения эффективности сберегательной деятельности, банк может оптимизировать свою работу с населением.
Далее рассмотрим этапы формирования депозитной политики коммерческого банка. Весьма важным является исследование вопросов формирования и реализации механизма депозитной политики коммерческого банка, поскольку от эффективности его функционирования во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.
На основе анализа сложившейся практики проведения банками депозитных операций предложена схема формирования депозитной политики коммерческого банка, которая представлена на рисунке 3 [11]
Рисунок 3 Схема формирования депозитной политики коммерческого банка
Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В связи с этим можно выделить следующие направления депозитной политики коммерческого банка:
– анализ депозитного рынка;
– определение целевых рынков для минимизации депозитного риска;
– минимизация расходов в процессе привлечения средств;
– оптимизация управления депозитным и кредитным портфелем;
– поддержание ликвидности банка и повышение его устойчивости.
Анализ сложившейся практики свидетельствует, что формирование депозитной базы любого коммерческого банка, как процесс сложный и трудоемкий, связано с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера.
К субъективным проблемам относятся такие, как:
1) масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков;
2) отсутствие заинтересованности
руководства банка в
3) недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента;
4) отсутствие в большинстве
российских банков научно-
5) недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке; низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка; ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и т.д.
Среди объективных факторов выделяются следующие:
1) прямое и косвенное
воздействие государства и
2) влияние макроэкономики,
воздействие мировых
3) межбанковская конкуренция;
4) состояние денежного и финансового рынка России;
5) отсутствие в России
правового механизма
Роль Центрального банка РФ в качестве регулирующего органа в последние пять-шесть лет особенно сильно проявилась в вопросах установления ставки рефинансирования и норм обязательного резервирования для коммерческих банков. Изменения ставки рефинансирования не позволяют банку точно прогнозировать и планировать свою деятельность в области управления активами и пассивами на долгосрочную перспективу и делают операции с долгосрочными пассивами (особенно с фиксированной ставкой) достаточно рискованными.
Информация о работе Теоретические основы формирования депозитной политики КБ