Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:32, дипломная работа
и задачи дипломной работы.
Цель дипломной работы – рассмотреть особенности управление фи-нансами некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы управление финансами некоммер-ческих организаций, выявить виды и источники формирования финансов некоммерческих организаций;
- рассмотреть механизм финансового планирования в некоммерческих организаций;
- рассмотреть отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях;
- изучить механизм финансирования социальной сферы;
- провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта на примере МУС дворец спорта «Волгарь»;
- проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.
- сформулировать практические предложения по оптимизации и повышению эффективности в управления финансами некоммерческих организаций.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1. Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности 7
1.2. Финансы и источники формирования имущества некоммерческих организаций 16
1.3. Инструменты управления финансами некоммерческих организаций 23
1.4. Механизм финансового планирования в некоммерческих организациях и отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях …………………………………………………………………..28
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ МУС ДВОРЕЦ СПОРТА «ВОЛГАРЬ» г.о. ТОЛЬЯТТИ 36
2.1. Общая характеристика деятельности МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 36
2.2. Источники финансирования учреждений физической культуры и спорта……………………………………………………………………………..38
2.3. Управление финансовой деятельностью МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 42
2.4. Анализ сметы доходов и расходов МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 49
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 59
3.1. Проблемы финансирования социальной сферы и пути их преодоление…………………………………………………………………….59
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления финансами организации 67
3.3. Пути решения проблем в сфере управления финансами некоммерческих организаций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
- оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников;
- командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности (ст.70 НК РФ)
Следовательно, в бюджетной смете должны быть отражены перечисленные расходы.
Бюджетная смета содержит:
- гриф утверждения, содержащий подпись руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения и дату утверждения, и ее расшифровку;
- наименование формы документа;
- финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
- наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
- федеральным учреждениям следует указать код по СРРПБС (сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета);
- наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).
Содержательная часть формы сметы представляется в виде таблицы. Она должна содержать коды строк, наименование направления средств бюджета и соответствующие им коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), а также суммы по каждому направлению. Детализация КОСГУ приведена в Приказе Минфина РФ от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» [8].
Порядок утверждения бюджетной сметы, представляется следующим образом, на главного распорядителя бюджетных средств возложены полномочия определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных ему бюджетных учреждений. Руководитель главного распорядителя средств может предоставить это право руководителю распорядителя средств бюджета. В свою очередь, руководитель распорядителя средств вправе возложить обязанность по утверждению сметы учреждения на его руководителя.
Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы.
Таким образом, бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины.
Составление и исполнение сметы доходов и расходов осуществляется в разрезе кодов функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов.
Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм учреждениям не разрешается. Также учреждениям запрещено использовать бюджетные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Содержательная часть формы сметы представляется в виде таблицы. Она должна содержать коды строк, наименование направления средств бюджета и соответствующие им коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), а также суммы по каждому направлению. Детализация КОСГУ приведена в Приказе Минфина РФ от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление бюджетной сметы необходимо. Нельзя упускать из виду, что смета является и плановым документом для главного распорядителя бюджетных средств (который эту смету и утвердил). Это означает, что и финансирование должно осуществляться в соответствии со сметными назначениями в каждом квартале. Следовательно, утверждая смету, распорядитель берет на себя обязательства по обеспечению бюджетного учреждения средствами по определенному графику и в определенных объемах.
Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах:
- численности учащихся (по соответствующим уровням обучения);
- сроках и условиях обучения (по соответствующим уровням);
- материальной базе обучения.
Технически расчет потребности в бюджетных средствах может осуществляться двумя основными путями:
- сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательным учреждением. Это процесс достаточно трудоемкий, требует большой работы по сбору и обработке экономической информации. Как и всякая сводная работа, приводит к большому количеству ошибок, дополнительных уточнений, согласований и так далее. В практической работе применяется при стабильной по срокам и условиям процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени. Использовался в условиях плановой экономики, а также применяется сейчас в качестве элемента сбора экономической информации на уровне органов управления образованием;
- расчетом потребности в средствах, проводимых органом управления образованием соответствующего уровня. Условием проведения такого расчета является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы.
Данный подход отличается большей оперативностью, возможностью проведения расчетов «в любой момент» при выдаче исходных финансовых показателей, единым подходом к совокупности образовательных учреждений и, как результат, меньшей индивидуализацией расчетов.
В смете отражается объем бюджетных денежных средств в начале отчетного периода. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и баланс исполнения сметы доходов и расходов.
По истечению отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам имеющий форму № 4 и баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.
Как видно из таблицы объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2010 год, почти на 18,8% превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию учреждения в 2009 году, а объем, утвержденный на 2011 год - почти на 2,8%.
Существенный рост объема финансирования в 2010 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей:
- оплата труда - на 65,5%;
- начисления на оплату труда - на 65,5%;
- транспортные услуги - на 80%;
- оплата потребленной электроэнергии - на 20,4%.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился объем утвержденного финансирования по следующим позициям:
- приобретение предметов снабжения - на 17,5%;
- оплата коммунальных услуг - на 25%, за счет роста финансирования на оплату потребления электроэнергии - на 82.3%;
- оплата труда - на 7.5%.
Из таблицы можно выделить следующие наиболее финансируемые статьи:
- оплата коммунальных услуг;
- оплата труда;
- приобретение предметов снабжения;
- начисления на оплату труда;
- оплата потребленной электроэнергии.
В то же самое время исходя из данных таблицы можно заметить, что объем финансирования на ниже перечисленные позиции сократился:
- транспортные услуги;
- оплата содержания помещений;
- трансферты населению;
- приобретение оборудования.
Из года в год сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт.
В целом объем утвержденного финансирования имеет тенденцию роста если общий объем финансирования, утвержденный на 2010 год, почти на 19% превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию в 2009 году, а объем, утвержденный на 2011 год - почти на 3%
Для того чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы, рассмотрим еще одну сводную таблицу на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов и баланса сметы доходов и расходов. Рассмотрим данные, представленные в таблице (Приложение 7).
Как показывают данные таблицы ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом улучшается. Если в 2009 году профинансировано было лишь 67,3% от утвержденной сметы, то в 2011 - выполнение плана по сметному финансированию - 87.9%, что на 20,6% выше, чем в 2009 году и на 13% выше, чем в 2010 году. Имеется общая тенденция роста объема финансирования в течении трех лет.
Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как:
- оплата труда;
- начисления на оплату труда;
- оплата коммунальных услуг.
Хуже всего финансируются:
- приобретение предметов снабжения;
командировки и служебные разъезды;
- транспортные услуги;
- оплата услуг связи.
Для того, чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были израсходованы, рассмотрим еще одну сводную таблицу на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов и баланса сметы доходов и расходов.
Динамику фактических расходов МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти рассмотрим и дадим оценку на основании данных представленных в таблице (Приложение 8).
Данные таблицы свидетельствуют, что из года в год объем фактических расходов занимает меньшую долю в объеме финансирования из бюджета. Таким образом, в 2009 году наблюдался перерасход бюджетных средств на 6.4% за счет остатков денежных средств с предыдущего года, в 2010 году фактические расходы почти укладываются в смету - 99.5%, а в 2011 году наблюдается экономия бюджетных средств в размере 5,3%. По статьям расхода: оплата труда; начисления на оплату труда и приобретение предметов снабжения перерасход наблюдается постоянно на протяжении 3-х лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что методами ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности является сметное финансирование - при безвозмездности оказываемых услуг и благ, а при возмездности - на началах хозрасчета и самоокупаемости. В условиях рынка все больше организаций переходят на начало коммерческого расчета - реализуют оказываемые услуги по ценам спроса с образованием достаточных накоплений для саморазвития.
Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов организаций и учреждений, не имеющих собственных доходов. Объем, целевое направление и распределение бюджетных ассигнований на содержание учреждений непроизводственной сферы определяются сметой расходов. В сметном порядке финансируются учреждения образования здравоохранения, социального обеспечения, органы государственной власти, государственного управления и обороны, часть учреждений науки, искусства, культуры. При сметном финансировании некоторых учреждений могут быть использованы дополнительные источники обеспечения затрат, направлены взносы и платежи потребителей услуг. Денежные средства, предоставляются в соответствии с ассигнованиями и отражаются в финансовом плане учреждений - смете расходов, потребляются на приобретение основных фондов, материальных запасов, оплату услуг, выплату заработной платы, другие хозяйственные нужд.
Хозрасчетный метод ведения хозяйства применяется в учреждениях и организациях, затраты которых возмещаются из выручки от реализации нематериальных услуг и благ. Сюда относятся: учреждения образования и здравоохранения, работающие на платной основе, отраслевые научно-исследовательские институты, некоторые учреждения искусств, зрелищные предприятия. Этот метод используют предприятия некоммерческих организаций и учреждений. Предприятия производят различные денежные расходы, связанные с деятельностью: реализуя блага и услуги, они получают выручку; превышение доходов над расходами образует накопления.
Информация о работе Управление финансами некоммерческих организаций