Управление финансами некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

и задачи дипломной работы.
Цель дипломной работы – рассмотреть особенности управление фи-нансами некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы управление финансами некоммер-ческих организаций, выявить виды и источники формирования финансов некоммерческих организаций;
- рассмотреть механизм финансового планирования в некоммерческих организаций;
- рассмотреть отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях;
- изучить механизм финансирования социальной сферы;
- провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта на примере МУС дворец спорта «Волгарь»;
- проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.
- сформулировать практические предложения по оптимизации и повышению эффективности в управления финансами некоммерческих организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1. Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности 7
1.2. Финансы и источники формирования имущества некоммерческих организаций 16
1.3. Инструменты управления финансами некоммерческих организаций 23
1.4. Механизм финансового планирования в некоммерческих организациях и отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях …………………………………………………………………..28
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ МУС ДВОРЕЦ СПОРТА «ВОЛГАРЬ» г.о. ТОЛЬЯТТИ 36
2.1. Общая характеристика деятельности МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 36
2.2. Источники финансирования учреждений физической культуры и спорта……………………………………………………………………………..38
2.3. Управление финансовой деятельностью МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 42
2.4. Анализ сметы доходов и расходов МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 49
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 59
3.1. Проблемы финансирования социальной сферы и пути их преодоление…………………………………………………………………….59
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления финансами организации 67
3.3. Пути решения проблем в сфере управления финансами некоммерческих организаций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Файлы: 1 файл

готовый диплом к сдаче-18.06.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

1.4. Механизм финансового планирования в некоммерческих организациях и отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и финансовых отношений предприятия.

В настоящее время планирование в бюджетной организации является внутриорганизационным, т.е. не носит элементов директивности. Основная цель внутриорганизационного финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого финансовых средств. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития и поддержания финансово-хозяйственной деятельности организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде .

Основными задачами финансового планирования деятельности организации являются:

- обеспечение необходимыми  финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- оценка степени рационального  использования финансовых ресурсов;

- установление рациональных  финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов  акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым  состоянием и платежеспособностью  организации.

Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- предоставляет  возможности определения жизнеспособности  финансовых проектов;

- служит инструментом  получения внешнего финансирования.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа использованных возможностей.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием в учреждении, можно отметить, что это – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Некоммерческие организации, такие, например, как больницы, школы и т. д., составляют финансовый план, называющийся сметой (сметой расходов - если есть бюджетные средства или сметой доходов и расходов - если есть иные поступления, причем эти внебюджетные поступления отражаются в первую очередь). Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности организации. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными или другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

- перспективное  финансовое планирование;

- текущее финансовое планирование;

- оперативное  финансовое планирование.

Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются (Приложение 2) .

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

При составлении финансового плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. Поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект, например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и так далее).

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

  1. некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;
  2. исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.

В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с меценатами и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.

Отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.

Отличие первое. Пункт 1 ст.48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо обязательно имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих некоммерческую деятельность, к каковым относятся государственные образовательные учреждения. По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ, для финансирования учреждений: определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Тем не менее, для практической деятельности государственных образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса или документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. «Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях» (ст. 43, п.1, Закон РФ «Об образовании»). Это же положение подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях. «Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету». Отсюда следует, что баланс или смета являются взаимозаменяемыми документами.

Отличие второе. Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из:

- нормативного бюджетного  финансирования;

- доходов государственных  образовательных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- доходов от аренды  площадей и ресурсов государственных  образовательных учреждений.

Отличие третье. Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:

- расходов на оплату труда, выплату стипендий, трансфертов;

- расходов на оплату  коммунальных услуг;

- расходов по текущему  и капитальному ремонту, обслуживанию  и содержанию территорий, зданий, сетей, коммуникаций и прочее;

- выбора и финансирования  приоритетных направлений развития государственных образовательных учреждений.

Отличие четвертое. Несмотря на определение некоммерческой организации, как организации, для которой извлечение прибыли - не является главной целью, в условиях относительной свободы использования финансовых средств одной из важнейших задач учреждения становится оптимизация доходной и расходной частей бюджета, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.

Отличие пятое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствие со ст.31 п.1. Закона РФ «О некоммерческих организациях», создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют полное или частичное финансирование.

Отличие шестое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

- предоставление в соответствии  с законодательством льгот по  уплате налогов, таможенных и  иных сборов и платежей некоммерческими  организациями, созданным в образовательных нуждах, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

- предоставление некоммерческим  организациям иных льгот, в том  числе полное или частичное  освобождение от платы за пользование  государственным и муниципальным имуществом ;

- размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;

- предоставление в соответствии  с законом льгот по уплате  налогов гражданам и юридическим  лицам, оказывающим некоммерческим  организациям материальную поддержку.

Отличие седьмое. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны

Таким образом, финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

 

2. ОСОБЕННОСТИ  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ МУС ДВОРЕЦ СПОРТА «ВОЛГАРЬ» г.о. ТОЛЬЯТТИ 

2.1. Общая характеристика деятельности МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 

Информация о работе Управление финансами некоммерческих организаций