Управление финансами некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

и задачи дипломной работы.
Цель дипломной работы – рассмотреть особенности управление фи-нансами некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы управление финансами некоммер-ческих организаций, выявить виды и источники формирования финансов некоммерческих организаций;
- рассмотреть механизм финансового планирования в некоммерческих организаций;
- рассмотреть отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях;
- изучить механизм финансирования социальной сферы;
- провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта на примере МУС дворец спорта «Волгарь»;
- проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.
- сформулировать практические предложения по оптимизации и повышению эффективности в управления финансами некоммерческих организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1. Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности 7
1.2. Финансы и источники формирования имущества некоммерческих организаций 16
1.3. Инструменты управления финансами некоммерческих организаций 23
1.4. Механизм финансового планирования в некоммерческих организациях и отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях …………………………………………………………………..28
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ МУС ДВОРЕЦ СПОРТА «ВОЛГАРЬ» г.о. ТОЛЬЯТТИ 36
2.1. Общая характеристика деятельности МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 36
2.2. Источники финансирования учреждений физической культуры и спорта……………………………………………………………………………..38
2.3. Управление финансовой деятельностью МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 42
2.4. Анализ сметы доходов и расходов МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 49
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 59
3.1. Проблемы финансирования социальной сферы и пути их преодоление…………………………………………………………………….59
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления финансами организации 67
3.3. Пути решения проблем в сфере управления финансами некоммерческих организаций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Файлы: 1 файл

готовый диплом к сдаче-18.06.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.

Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:

1) формирование первоначального  капитала (имущества и денежных  средств);

2) процедура создания  юридического лица;

3) порядок осуществления  хозяйственной деятельности;

4) реализация права собственности  на имущество;

5) порядок распределения  прибыли;

6) порядок управления  юридическим лицом;

7) объем и порядок ответственности  по своим обязательствам перед третьими лицами;

8) порядок ликвидации  юридического лица.

Финансы коммерческих организаций основываются на следующих принципах, реализуемых через осуществление предпринимательской деятельности:

1) самофинансирование;

2) самоокупаемость;

3) саморегулирование;

4) материальная и финансовая  ответственность;

5) коммерческая тайна.

Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов  за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер расходования  денежных фондов на основе  утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);

3) затратность, убыточность  деятельности (отсутствие получения  прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;

5) подотчетность лицу - источнику  финансирования;

6) реализация общественных  интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;

7) моральная и социальная  ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.

В соответствии с действующим законодательством источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

1) регулярные и единовременные  поступления от учредителей (участников, членов);

2) добровольные имущественные  взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации  товаров, работ, услуг;

4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

5) доходы, получаемые от  собственности некоммерческой организации;

6) другие не запрещенные  законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

В случае финансирования некоммерческой организации через поступления от ее участников порядок регулярных финансовых поступлений (взносов) определяется учредительными документами организации.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации наравне с другими поступлениями являются в настоящее время одним из основных источников формирования имущества некоммерческой организации, а также обеспечения уставной деятельности. Уставная деятельность некоммерческой организации не должна приносить прибыль, но вполне может компенсировать все расходы на осуществление этой деятельности. Доходы, получаемые от операций с ценными бумагами, посреднической, консультационной деятельности, относятся к доходам от предпринимательской деятельности.

К доходам некоммерческой организации от использования принадлежащего ей имущества следует отнести: плату за аренду имущества, проценты по вкладам в банках и кредитных организациях, доход от реализации (отчуждения) имущества, доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческой организации и т.п. При этом следует помнить, что учреждения не вправе распоряжаться переданным имуществом (ст. 298 ГК РФ), например, сдавать в аренду имущество, которым владеет на праве оперативного управления. Любые действия по распоряжению имуществом должны согласовываться с собственником имущества.

Основным и главным отличием некоммерческой организации от коммерческой является отношение к полученной прибыли. Некоммерческие организации обязаны направлять всю полученную прибыль на цели, для достижения которых они создавались. Несмотря на то, имеет некоммерческая организация членство или нет, прибыль, полученная некоммерческой организацией, не подлежит распределению между ее участниками (учредителями). Данная норма повторяет положение п. 1 ст. 50 ГК РФ и устанавливает общее правило для некоммерческих организаций. Однако, из этого правила есть одно исключение - потребительские кооперативы, которым разрешено распределять полученную прибыль между членами кооператива (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)»).

1.3. Инструменты управления финансами некоммерческих организаций

Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.

Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда, ставки единого социального налога), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение в учреждениях здравоохранения, учащийся в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент в высших учебных заведениях и т.п.

Планирование внебюджетных средств производится раздельно в разрезе их видов: целевые средства и безвозмездные поступления; средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от оказания платных услуг; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.

Направления использования финансовых ресурсов (и бюджетных, и внебюджетных средств) определяются в разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, определенных Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.

В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.

При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый.

Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.

Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в пределах предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным основаниям), после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.

Порядок внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.

Организация финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего. Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных условиях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых бюджетным учреждениям. При этом нет необходимости в проведении такого контроля, поскольку собственник бюджетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения от органов государственного финансового контроля. Возможность осуществления аудиторского контроля по инициативе руководителя учреждения за счет внебюджетных средств также не предусмотрена законодательством, поскольку использование внебюджетных средств строго контролируется казначейскими органами по тем же кодам экономической классификации расходов, что и по бюджетным средствам. Поэтому расход на цели проведения аудита не может быть санкционирован казначейскими органами.

Информация о работе Управление финансами некоммерческих организаций