Управление финансами некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

и задачи дипломной работы.
Цель дипломной работы – рассмотреть особенности управление фи-нансами некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы управление финансами некоммер-ческих организаций, выявить виды и источники формирования финансов некоммерческих организаций;
- рассмотреть механизм финансового планирования в некоммерческих организаций;
- рассмотреть отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях;
- изучить механизм финансирования социальной сферы;
- провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта на примере МУС дворец спорта «Волгарь»;
- проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.
- сформулировать практические предложения по оптимизации и повышению эффективности в управления финансами некоммерческих организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1. Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности 7
1.2. Финансы и источники формирования имущества некоммерческих организаций 16
1.3. Инструменты управления финансами некоммерческих организаций 23
1.4. Механизм финансового планирования в некоммерческих организациях и отличия финансового планирования в некоммерческих и коммерческих организациях …………………………………………………………………..28
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ МУС ДВОРЕЦ СПОРТА «ВОЛГАРЬ» г.о. ТОЛЬЯТТИ 36
2.1. Общая характеристика деятельности МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 36
2.2. Источники финансирования учреждений физической культуры и спорта……………………………………………………………………………..38
2.3. Управление финансовой деятельностью МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 42
2.4. Анализ сметы доходов и расходов МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти 49
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 59
3.1. Проблемы финансирования социальной сферы и пути их преодоление…………………………………………………………………….59
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления финансами организации 67
3.3. Пути решения проблем в сфере управления финансами некоммерческих организаций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Файлы: 1 файл

готовый диплом к сдаче-18.06.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в современных социально-экономических условиях России финансирование организаций массового спорта во многих муниципальных образованиях сопровождается многочисленными проблемами. Поэтому здесь на первое место выходят косвенные формы финансовой поддержки: льготные тарифы на коммунальные услуги; выделение земельных участков на льготных условиях; предоставление инвентаря и спортивного оборудования бесплатно или на льготных условиях; помощь в поиске спонсоров; организация обмена информацией, организация тематических семинаров, построение информационной инфраструктуры; частичное финансирование работы высококвалифицированных специалистов; содержание центров научного, медицинского обслуживания сферы спорта и пр.

Ограниченность имеющихся ресурсов и многочисленность контингентов населения, требующих социальной защиты приводят к снижению развития социальной сферы, и как следствие на недостаточность финансирования социально-значимых учреждений.

С позиций теории основные социально-культурные услуги (образование, культура, здравоохранение, физическая культура) относятся к частным благам, поскольку обладают высокой степенью исключаемости и убываемости при совместном характере потребления [30, С.252].

Однако, учитывая социальную значимость таких услуг, государство стремится обеспечить их доступность для всех граждан страны. Это и обуславливает приоритет задачи государства в обеспечении и повышение качества социальных услуг.

3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления финансами организации

В МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти   (как впрочем, во всех бюджетных организациях) финансовое планирование особо актуально в современных условиях. Для бюджетных организаций функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

На основании рассмотренной системы планирования в МУС Дворец спорта «Волгарь» г.о. Тольятти   можно выработать некоторые рекомендации.

В современных условиях хозяйствования система финансового планирования и управления финансами должна обеспечивать главную стратегическую цель - выживание предприятия (обеспечение финансового равновесия).

Руководству следует ориентироваться на долгосрочное планирование, т. е. составлять прогнозы на период, равный 5 годам. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни бюджетного предприятия события. Долгосрочное планирование (от 3 до 5 лет) в бюджетных организациях наиболее выгодно, так как изменяются ежегодные нормы, нормативы, тарифы, устанавливаемые соответствующими государственными ведомствами.

Финансовое планирование должно выполнять следующие функции:

1. Основа для контроля. По мере реализации заложенных  в бюджете финансовых планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности школы. Сравнивая фактические показатели с запланированными, необходимо осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности организации намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство, школы заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

  1. Средство координации. Финансовые планы представляют собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области всего функционирования учреждения. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий.
  2. Основа для постановки задачи. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Рассмотрим далее основные финансовые планы, существующие в рассматриваемой бюджетной организации и планы, необходимость в которых обоснована и актуальна.

Что касается составления годовой сметы доходов и расходов в школе-интернате, то следует отметить, что она является одним из главных финансовых документов как при планировании, так и при контроле финансовых ресурсов. На коммерческих предприятиях аналогом такой сметы был бы отчет о прибылях и убытках.

Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. При составлении сметы в рассматриваемой организации используется нормативный и балансовый метод.

Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя.

Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов.

В данной организации необходимо, чтобы данный документ составлялся не поквартально, а помесячно с указанием плановых и фактических показателей. Это позволит более оперативно реагировать на любые изменения.

Кроме того, необходимо анализировать данный документ не только по абсолютным, но и по относительным показателям, составлять соответствующие ряды динамики. Также наглядным было бы составление сметы с указанием удельных весов каждой статьи затрат в их общем объеме, а также указанием удельных весов затрат каждой сферы в их общем объеме. Помесячное планирование сметы дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем действующая система бухгалтерского учета.

Необходимо проводить соответствующий анализ исполнения сметы доходов и расходов за несколько периодов (месяцев, кварталов, лет) с выявлением соответствующей динамики и установления объективных причин изменения расходов. Для этого все статьи доходов и расходов необходимо сравнивать с учетом изменяющегося уровня инфляции.

    1.  Пути решения проблем в сфере управления финансами некоммерческих организаций

Как уже было отмечено выше, в данной организации бюджет движения денежных средств составляется не в полном объеме. Необходимость его составления обусловлена недостаточностью информации о текущем движении денежных средств, ближайших платежах и расходах, достаточности или недостаточности свободных средств для осуществления непрерывной деятельности. Он будет содержать в себе информацию о будущих наличных поступлениях и выплатах учреждения.

Главная задача при составлении бюджета денежных средств — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность организации при реализации проекта. Баланс движения денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, тем более на предприятиях бюджетной сферы, где предприятия могут использовать как свои собственные средства, так и бюджетные. Все доходы и расходы должны быть увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования.

В бюджетных организациях рекомендуется использовать прямой метод, который основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом, подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

Следовательно, учреждению с учетом его специфики можно рекомендовать следующую форму данного документа (Приложение № 9).

Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

Каждый из данных показателей может при необходимости рассматриваться более подробно, или, наоборот, укрупнено. Также необходимо рассматривать удельные веса поступлений и выбытий денежных средств, оценивать их динамику.

Прогнозирование основано на тщательном анализе как можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить «стабильность» отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.

Для составления прогнозного бухгалтерского баланса были использованы данные из выше составленных смет расходов, а также из отчёта о движении денежных средств.

Возможно, по аналогии с балансами коммерческих организаций, отражать в активе предприятия основные средства по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус амортизация).

Кроме того, при необходимости можно составлять аналогичный детализированный баланс с подробной разбивкой каждой статьи. Также необходимо рассчитывать относительные изменения статей за несколько периодов (динамика), по сравнению с плановыми показателями, определять удельные веса каждой статьи в общей валюте баланса. Кроме того, необходимо рассчитывать соответствующие соотношения бюджетных и внебюджетных средств. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса позволит рассчитывать корректные показатели платежеспособности организации и ликвидности баланса.

Все составленные выше сметы и отчёты представляют собой финансовый план предприятия, который должна составлять ежегодно до начала отчетного периода, чтобы отмечать положительные и отрицательные стороны деятельности, и делать всё возможное, чтобы отрицательных сторон было как можно меньше.

Все указанные плановые финансовые документы также можно составлять нарастающим итогом, т. е. с накоплением (например, с начала года). Кроме того, необходимо своевременно сравнивать выполнение плана как в относительном (процентном), так и в абсолютном отношении. Это позволит контролировать выполнение плана, выявлять отклонения и их причины, принимать соответствующе решения и меры.

На основании всех составленных отчетов для большей наглядности можно составлять также графические отчеты.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии учреждения, а также ее текущей деятельности. Кроме того, плановые показатели необходимо рассчитывать с учетом инфляции, изменяющихся норм, нормативов, тарифов, налогов, обязательных платежей.

Возможна разработка нескольких вариантов финансовых планов, из которых потом выбирается наиболее оптимальный.

Такое рекомендуемое финансовое планирование в учреждении станет важной частью ее экономического и социального развития, т.к. оно базируется на реальных и плановых показателях, обеспечивает взаимное согласование его элементов, а также контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, способствует мобилизации и правильному направлению средств на дальнейшее развитие организации.

Все это позволит:

  • обеспечить финансовыми ресурсами текущую деятельность;
  • определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования;
  • осуществлять контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью.

Дать оценку экономического эффекта от введения пятилетнего планирования и алгоритма планирования в общем виде просчитать затруднительно. Долгосрочное планирование, прежде всего, является основным условием при внедрении сложных технических проектов при исполнении которых важна поэтапность исполнения и соответственно  своевременно финансирование. В данной ситуации управление финансами в долгосрочной перспективе является важнейшим инструментом для ведения хозяйственной и модернизационной деятельности, в чем собственно и заключается актуальность данной дипломной работы.

Согласно Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. основным видом деятельности некоммерческих организаций не является финансовая деятельность, а деятельность по большей мере социальной направленности и управление финансами непосредственно влияет на качество ведения хозяйственной деятельности. Долгосрочное планирование целесообразно применять прежде всего для эффективного ведения хозяйственной деятельности требующие крупных финансовых затрат. Организационные мероприятия не требующие больших финансовых затрат чаще всего являются ситуационными и применяются как ответная мера к изменившимся внешним обстоятельствам учреждения.

Оценку экономического эффекта от внедрения долгосрочного планирования можно просчитать исключительно в каждом конкретном случае в строгой зависимости от выбранных целей, способов достижения поставленных целей и от конкретных технических и организационных решениях на каждом отдельном этапе. Все эти задачи в принципе являются задачами менеджмента предприятия.

В общем виде экономический эффект от внедрения долгосрочного планирования должен проявляться в уменьшении затрат на содержание учреждения (коммунальные услуги, применение более оптимальных технических решений в конструкции здания, адаптация здания под новые виды услуг), увеличения потребительской базы за счет повышения маркетинговой привлекательности в результате проведения модернизации материальной базы (капитальный ремонт, установка нового оборудования и т.д.).

Информация о работе Управление финансами некоммерческих организаций