Валютный курс рубля как одно из приоритетных направлений государственной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать особенности колебания валютного курса и его место в системе международных валютных отношений, а также, опираясь на результаты теоретико-методологического и аналитико-информационного исследования, изучить динамику обменного курса рубля и ее влияния на экономику России.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Валютные курсы

5
Понятие, классификация и способы установления валютного курса. Валютные котировки

5
1.2 Факторы, влияющие на величину валютного курса
11
1.3 Влияние курса рубля на внешнюю торговлю
15

Глава 2. Регулирование валютного курса

22
2.1 Субъекты и виды валютного регулирования
22
2.2 «Валютные коридоры»
27
2.3 Девальвация рубля и его укрепление в международной валютной системе
30

Глава 3. Курс рубля, его роль в российской экономике

36
3.1 Макроэкономическая роль валютного курса
36
3.2 Курсовая политика Банка России
40

Заключение

46

Список использованной литературы

49

Файлы: 1 файл

ВАЛЮТНЫЙ КУРС РУБЛЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ_.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Официальные интервенции могут  проводиться разными методами –  на биржах (публично) или на межбанковском  рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные»  и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых  изменение официальных иностранных  нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции  привели к желаемым результатам  по изменению национального валютного  курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  • Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
  • Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
  • Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы.

Важным инструментом прямого валютного регулирования является дисконтная политика. Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В настоящее время дисконтное регулирование может слабо использоваться в качестве регулятора курса национальной валюты по следующим основным причинам:

    • кризис доверия к Правительству РФ и банковской системе в целом;
    • высокий риск вложения капиталов;
    • неустойчивый курс национальной валюты;
    • отсутствие полной гарантии неприкосновенности капиталов.

Наряду с инструментами  прямого регулирования используются и косвенные инструменты регулирования. Косвенные инструменты позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютные решения. К инструментам данного регулирования относятся инструменты денежно-кредитного регулирования, инструменты налогово-бюджетного регулирования и инструменты внешнеторгового регулирования.

К основным денежно-кредитным инструментам относят:

1. Изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

2. Операции ЦБ на  открытом рынке.

Увеличение (уменьшение) резервной нормы приведет к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы  в стране, что может отражаться на уровне инфляции и курсе национальной валюты. Операции на открытом рынке приводят к изменению денежного предложения и процентных ставок, а значит, оказывают влияние на курс национальной валюты.

К основным налогово-бюджетным инструментам относят государственные расходы и налоги. Считается, что увеличение государственных расходов и уменьшение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономику. Уменьшение государственных расходов  и увеличение налогов, напротив, сдерживают экономический рост. Однако действие налогово-бюджетных инструментов будет зависеть:

    • от фазы экономического цикла;
    • от источников финансирования государственных расходов и снижения налогов;
    • от уровня экономического развития страны;
    • от скоординированности и согласованности действий органов государственной власти.

И, наконец, большое влияние  на валютные отношения оказывают инструменты внешнеторгового регулирования. К инструментам внешнеторгового регулирования принято относить:

1. Экономические инструменты:

а) импортные тарифы (пошлины),

б) импортные квоты,

в) экспортные субсидии;

2. Административные инструменты. 

Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное  предложение, так и на относительный  спрос. В результате этого изменяются условия торговли как для страны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для других стран. Изменения условий торговли приводят к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платежный баланс и курс национальной валюты. [14]

Валютное регулирование  условно можно разделить на следующие основные направления:

1) регулирование операций  резидентов и нерезидентов страны  с валютой Российской Федерации  и валютными ценностями Российской  Федерации;

2) регулирование курса  национальной валюты Центральным  банком Российской Федерации.

 

 

2.2 «Валютные  коридоры»

 

Новым методом регулирования  валютного курса, которое является в определенной степени регулированием конвертируемости рубля, стало введение Центральным банком РФ в мае 1995 г. фиксированного валютного коридора в рамках 4300-4900 руб. за доллар.

Необходимость такой  меры, по мнению экспертов, подтверждает то, что вплоть до осени 1995 г. наличной иностранной валюты в России в пересчете на рубли по текущему курсу в обращении было больше, чем рублевой массы (долларов обращалось в сентябре на сумму около 90 трлн руб., рублевая масса оценивалась в 88,2 трлн руб.). В этой ситуации введение валютного коридора должно было способствовать «дедолларизации» экономики через снижение инфляционных ожиданий и поддержать авторитет национальной валюты.

Еще одной причиной введения валютного коридора являлась необходимость  поддержать российских производителей-экспортеров  и всю промышленность. Поскольку, по экспертным оценкам, курс доллара  мог упасть до уровня 3-3,5 тыс. руб. за доллар, а хотя бы нулевая рентабельность экспорта летом 1995 г. Сохранялась при курсе доллара не ниже 4,3-4,4 тыс. руб. за доллар, то этот курс и был принят как нижняя граница валютного коридора.

Более чем полугодовой  период с момента введения валютного  коридора показал, что максимальное изменение курса доллара по сравнению с предыдущими торгами на ММВБ составляло только 1,12%, что позволяет говорить о почти фиксированном курсе валют. Для закрепления наметившийся положительной тенденции «горизонтальный валютный коридор» сохранялся до июля 1996 года и, исполнив свою стабилизирующую функцию, был заменен  «наклонным коридором» параметры которого, привязаны к прогнозируемым темпам инфляции, были установлены с начала до конца 1996 года, а затем до конца 1997 года.

Таким образом, валютный курс окончательно стал одним из важнейших регулируемых и планируемых параметров макроэкономической политики правительства.

Последовательные реформаторские усилия по достижению основных целей  валютной политики, в конечном счете, позволили России с 1 июня 1996 года принять на себя обязательства по статье VIII Учредительного соглашения (Устава) Международного Валютного Фонда, в соответствии с которыми полностью снимаются ограничения на валютные операции по текущим счетам и переводам. Тем самым был завершен переход к конвертируемости рубля по текущим операциям, что являлось одной из важнейших целей рыночных реформ в России.

 Это значительно  ограничило на валютном рынке  объемы спекулятивных операций  и снизило масштабы рублевых  интервенций, проводимых для прекращения  снижения курса доллара. Валютный рынок получил определенную стабильность. Вместе с тем темпы роста экспорта продукции замедлилось, а импорта - увеличилось. Наметились негативные последствия снижения рентабельности экспорта. После введения „валютного коридора“ банки стали уходить с валютного рынка, поскольку операции на нем стали для них малоприбыльны, переключив свою деятельность на рынке межбанковских кредитов (МБК) и государственных краткосрочных облигаций (ГКО). На рынке МБК проводились самые высокодоходные операции, что способствовало его быстрому развитию. На этом рынке, как одном из сегментов финансового рынка страны, возник так называемый кризис ликвидности, или «кризис доверия». Во многом он определялся ухудшением состояния банковской системы, ростом просроченной задолженности предприятий банкам, нехваткой у компаний оборотных средств, снижением доверия населения к банкам и так далее. Нехватка рублевых средств способствовала развитию этого кризиса. Операции на рынке МБК были фактически прекращены. Приостановились и сделки на внебиржевом валютном рынке. «Кризис доверия» нанес сильный удар по ряду банков. В условиях цепной реакции невозврата кредитов тяжело отразилось на их деятельности. Началась группировка банков с учетом масштабов  и активов. Средства в основном стали размещаться между постоянными партнерами. Возросли требования по обеспечению кредитов. В результате, у одних банков образовались излишние средства, которые они не могут разместить, а другие банки не имеют возможности привлечь дополнительные  финансы для осуществления необходимых им доходных сделок. [20]

 

 

2.3. Девальвация  рубля и его укрепление в  международной валютной системе

 

 Под девальвацией рубля принято понимать официальное понижение обменного курса рубля по отношению к иностранной валюте, не связанное с рыночным колебанием курса.  Сама по себе девальвация национальной валюты, с абстрактной точки зрения, не самое большое зло, но только при одном условии, то есть, когда в стране нет инфляции или если она низкая. Например, жителей объединенной Европы не особо волнует курс евро относительно доллара: зарплату они получают в евро, товары они тоже покупают за единую континентальную валюту, уровень инфляции не превышает 2-3% в годовом исчислении. Промышленность работает, и конкурентоспособность ее товаров на промышленном рынке растет прямо пропорционально падению курса евро. В России картина совсем иная: инфляция на высоком уровне, и к тому же растет реальный курс рубля. Покупательная способность населения падает пропорционально уровню инфляции, а зарплаты вовремя не индексируются.

Стабилизация курса  рубля в условиях рыночных преобразований – не только цель валютной политики правительства, но и необходимая  предпосылка для достижения финансовой стабилизации экономики в целом.

За 5 лет реформ номинальный рыночный курс рубля по отношению к доллару снизился с 60 руб в октябре 1991 до 6000 руб в декабре 1997 г., а после деноминации – до 24.0 – 25,0 руб к середине 1999 г. Рыночный курс рубля к августу 1998 г. максимально приблизился к курсу, рассчитанному на базе паритета покупательной способности: если в 1992 г. рыночный курс превышал курс на базе ППС более чем в 12 раз, то в середине 1998 г. – всего в 1,5 раза. После девальвации рубля в августе 1998 г. разрыв с ППС увеличился до трехкратного. Динамику рыночного валютного курса рубля определяли следующие основные факторы:

  • инфляция, и, прежде всего, такие ее показатели, как кредитная эмиссия, наличная эмиссия (динамика массы наличных денег в обращении), индекс оптовых цен, индекс потребительских цен (в том числе по товарам наиболее эффективного импорта);
  • динамика процента, особенно соотношение процента по краткосрочным рублевым кредитам и депозитам и процента по валютным кредитам и депозитам;
  • государственное регулирование, и, прежде всего валютные интервенции Центрального банка РФ на бирже, регулирование конверсионных операций на бирже, экспортные и импортные налоги и тарифы, лицензирование и квотирование во внешней торговле;
  • ожидания (курсовые, инфляционные, процентные).

В начале рыночных реформ российское правительство предполагало, что курс удастся контролировать косвенным путем, т.е. за счет жесткой монетарной политики и создания стабилизационного фонда, призванного играть на валютном рынке роль мощного психологического амортизатора. Общая схема взаимодействия в связке «эмиссия – курс – объем валютных операций» задумывалась следующим образом: ограничение денежной массы – увеличение спроса на рубли в экономике в целом и рост предложения валюты на бирже – относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара – рост спроса на валюту – нарастание объема биржевых конверсионных операций.

В конкретных условиях отечественной  экономики эта схема была существенно  скорректирована. Выяснилось, что монетарная политика не в состоянии противостоять  инерционной экономической структуре. В результате контроль за ростом денежной массы оказался неэффективным ограничителем роста цен, а последний сопровождался резким нарастанием объема взаимных неплатежей между предприятиями.

Поэтому в течение  первых трех лет реформ предложение валюты на рынке в решающей мере корректировалось интервенциями Банка России, а не перераспределением рублевого спроса. В условиях динамичного роста цен, развитие инфляционных ожиданий и, как следствие, процесса долларизации экономики спрос на валюту оказывал постоянное давление на рынок.

Иными словами, схема  регулирования курса в 1993-1994 гг. выглядела  таким образом: интервенции ЦБ РФ – рост предложения валюты на бирже  – относительное (с учетом инфляции) снижение  курса доллара –  рост спроса на валюту – нарастание объема биржевых конверсионных операций.

Только с 1995 г. после  того, как заявление правительства  о последовательном проведении жесткой  денежно-кредитной политики было реализовано  на практике, валютный курс начал адекватно  реагировать на ситуацию, складывающуюся на российском денежном рынке.

В июле 1995 г. ЦБ РФ объявил  о введении «валютного коридора», в  рамках которого предполагалось удерживать валютный курс рубля в течение  заданного периода времени. В  условиях стабильного валютного  курса привлекательность рублевых краткосрочных активов резко возросла, в связи с чем началась реальная дедолларизация экономики (снижались остатки на валютных счетах и запасы наличной валюты на руках у физических лиц) и увеличилось предложение валюты на рынке. Удержание курса в рамках заданного коридора потребовало огромных рублевых интервенций Банка России на валютном рынке, что привело к резкому росту его валютных резервов.

«Горизонтальный валютный коридор», исполнив свою стабилизирующую  функцию, был заменен на «наклонный коридор», параметры которого, привязанные к прогнозируемым темпам инфляции, устанавливались ежегодно.

Информация о работе Валютный курс рубля как одно из приоритетных направлений государственной экономической политики