Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:13, курсовая работа
Каждая страна имеет свою валюту. Она служит средством обмена и средством платежа, единицей счета, средством сохранения стоимости, а также используются как мера отложенных платежей. Все эти функции выполняются не только на внутреннем рынке, но и на внешнем рынке в качестве национальной валюты.
Введение. 4
Глава 1. Сущность и структура валютного рынка. Особенности его организации 5
Параграф 1. Понятие валютного рынка и его функции 5
Параграф 2. Основные принципы организации валютного рынка и его структура 7
Глава 2. Что такое валютный курс и чем обусловлена его важность 8
Параграф 1. Понятие «валюта» 8
Параграф 2. Регулирование валютного курса. Что оно под собой подразумевает? 10
Параграф 3. Теории о необходимости осуществления валютного контроля и валютного регулирования 12
Параграф 4. Валютное регулирование и политика управления валютным курсом в России 14
Глава 3. Формирование и структура платежного баланса 20
Параграф 1. Краткая характеристика платежного баланса 20
Параграф 2. Структура и элементы платежного баланса 21
Параграф 3. Понятия и принципы систематизации платежного баланса 23
Глава 4. Мировая валютная система. Единая Европейская валюта, её особенности 25
Параграф 1. Становление мировой валютной системы и мировой валютный рынок во время кризиса 25
Параграф 2. Появление Единой Европейской валюты. 29
Заключение 32
Практическая часть 33
Список литературы. 35
Основное преимущество
системы фиксированных курсов –
их предсказуемость и
Недостатки фиксированных валютных курсов состоят, во-первых: в невозможности проведения независимой кредитно-денежной политики, поскольку все действия ЦБ подчинены задаче поддержания неизменного валютного курса, а иные цели кредитно-денежного регулирования как бы подчинены этой основной задаче; во-вторых: в большой вероятности ошибок при выборе фиксируемого уровня валютного курса, что чревато потерями валютных резервов и общим дестабилизирующим воздействием на экономику.
Основное достоинство системы гибких валютных курсов заключается в том что они выступают «автоматическими стабилизаторами», способствующими урегулированию платежных балансов без потерь официальных валютных резервов и не требуют вмешательства ЦБ.
Недостаток системы плавающих курсов в том, что их непредсказуемые колебания отрицательно сказываются на международной торговле и финансах.
Экономисты
и финансисты не пришли к единому
мнению о необходимости
Те, кто против аргументируют свою позицию, опираясь на принцип, доказанный Дж. Винером. Согласно этому принципу Дж. Винера никакая система, в том числе и экономическая, не может достичь всех целей одновременно. Так и в случае с государственным регулированием, под его действием экономика может достичь идеальной точки, но это будет крайне кратковременное событие и, скорее всего, случайное. Все же остальное время экономика, находясь под государственным контролем, описывает лишь зигзаги.
Экономическое обоснование валютного регулирования, которое принято брать за основу в современном понимании, базируется на выводах монетаристов, сделанных в середине XX в. о том, что мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. Другими словами, чем ниже степень регулирования рынка, и, соответственно чем выше степень либерализации, тем выше темпы экономического роста. Поскольку наилучшим вариантом для обеспечения долгосрочного и эффективного распределения ресурсов в экономики является беспрепятственная работа рынка («невидимая рука» А. Смита).
Таким образом, во-первых, валютное регулирование не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка, а это значит, что теряется возможность своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают и даже увеличивают задержку в осуществление насущных мер в других областях экономической политики. К чему это может привести? Последствия могут быть разными. Например, это может привести, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.
Во-вторых, меры валютного регулирования могут привести к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Это указывает на несправедливость валютного регулирования. Создавшиеся неравные условия могут быть следствием того, что все сектора экономики не могут быть охвачены контролем. Ведь это просто невозможно осуществить! Так, малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры товаров, услуг, а так же страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты – все они находятся в совершенно разных условиях.
В-третьих, меры валютного регулирования низкоэффективны. И это имеет место быть в настоящее время мобильного международного капитала, сложных финансовых институтов и рынков, ведь любые меры контроля в таких условиях эффективны в лучшем случае в течение короткого периода. Чаще всего, со временем, их начинают обходить. Доказательством этому служит цикличные занижения валютного курса. Затем занижения сменяются его очевидным завышением и многочисленными сложными схемами экспортно-импортных операций в обход валютного контроля.
В-четвертых, валютный контроль вызывает значительные затраты на предприятиях и у государства. К чему это приводит? Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как итог, может вызвать ответные действия других стран.
Итак, это были аргументы против валютного контроля. Но существует и другая точка зрения, сторонники которой соглашаются с ДЖ. М. Кейнсом и его сторонниками, которые считали, что валютные ограничения необходимы для нормально функционирующей экономики.
Сторонники валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение страны, тем сильнее идет из нее отток капитала, что ведет к углублению экономического кризиса. В таких условиях происходит «лавинообразное» бегство, которое приводит к разрушительным последствиям экономических и политических кризисов. Снять валютные ограничения можно лишь тогда, кого рост ВВП достаточно устойчив и степень диверсификации экспортных поступлений достаточна для нормального развития экономики.
Можно сделать
небольшой вывод, что отсутствие
валютного регулирования
Сторонники Дж. М. Кейнса также считают, что валютное регулирование является инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы.
Именно благодаря валютному регулированию уменьшается желание играть на курсе валют, что ведет к сокращению границ краткосрочных колебаний валютного курса. А, как уже было выяснено выше, именно отсутствие краткосрочных колебаний свидетельствует о стабильности национальной валюты.
С введением ограничительных мер доходы населения и товарная масса внутри страны находится под защитой. Также значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты.
Что же происходит если национальный рынок ориентирован на иностранную валюту? Происходит буквально следующее: искусственное завышение спроса на нее и возрастание ее цены, и все это ведет к нестабильности национальной валюты.
Также серьезные последствия возможны при значительном притоке капитала. Одно из них — легализация (отмывание) «грязных» денег влечет за собой криминализацию экономики. Другим серьезным последствием является угроза ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами. Когда же действуют ограничительные меры и контроль за входящим капиталом, то вероятность развития названных выше вариантов развития экономики сводятся к минимуму.
Стоит уделить внимание и психологическому эффекту мер валютного регулирования. Эти меры способствуют поддержанию общественного мнения о серьезности экономической ситуации в стране и, что немаловажно, дальнейших намерений государства.
Таким образом, в мерах валютного регулирования есть положительные и отрицательные стороны. Они действуют с большей или меньшей эффективностью, но, тем не менее, регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Если даже государство и спокойно за стабильность своей экономики, то валютный контроль все равно необходим, как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.
Валютное регулирование
далеко не новшество в России. Наиболее
явные первые его проявления зафиксированы
в XVIII в., когда значительно возрос вес
иностранного капитала. Для прекращения
вывоза капитала за границу в 1724 г. был
издан указ, впервые вводивший в России
валютные ограничения. По этому указу
иностранный купец мог покинуть Россию,
только заплатив десятую часть своего
капитала.
Вначале XX в. Государственный банк принял
меры к ограничению спекулятивных операций
с иностранной валютой. Были установлены
такие правила:
а) свободную продажу валюты допускать
по предъявлении фактур, удостоверяющих,
что требования на валюту вытекают из
потребностей импорта;
б) при отсутствии фактур продажу валюты
ограничивать суммой 50 ООО германских
марок в одни руки;
в) взимать определенный
процент при продажах Госбанком
валюты.
В Советской России в период военного
коммунизма хранение инвалюты было запрещено,
и ее могли конфисковать. Экспортеры обязаны
были держать валюту за границей на счетах
торгпредств; те, в свою очередь, должны
были держать принадлежавшую им валюту
на текущих счетах у заграничных корреспондентов
Наркомфина.
В начальный период нэпа в СССР (1922—1926 гг.) валютные ограничения стали значительно слабее. Частные лица получили право свободно покупать и продавать иностранную валюту на бирже или в помещении банков, без специального разрешения переводить за границу своим родственникам или знакомым до 100 золотых рублей в месяц по официальному курсу и брать с собой при поездках за границу инвалюту на 200 рублей. Обязательная продажа инвалюты предприятиями не предусматривалась. Если они хотели ее продать, то должны были в первую очередь предложить инвалюту Госбанку и только при его отказе продать на бирже.
В 1926 г. в СССР были введены новые правила регулирования валютных операций: советские учреждения и предприятия были обязаны всю валютную выручку сдавать в Госбанк. Расходование инвалюты осуществлялось только в соответствии с утвержденным месячным валютным планом.
Процесс перехода Российского государства к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил катализатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей. Начиная с 1986 г. практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право прямого выхода на внешние рынки и распоряжения иностранной валютой. Число участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) постоянно возрастало с развитием совместного предпринимательства при участии иностранного капитала. Стремительно возникали разнообразные формы ведения ВЭД. Параллельно проводилась широкомасштабная банковская реформа, в ходе которой появилось большое количество независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов, проведения международных расчетов, совершения операций покупки и продажи иностранных валют. Банки самостоятельно начали проводить аукционные торги иностранной валютой.
При этом практически отсутствовала, не беря во внимание отдельные постановления Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, актов, внутренних инструкций бывших государственных банков, законодательная и нормативная база, которая регламентировала бы правила работы с иностранной валютой, и, в первую очередь, определенного органа государственного управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.
Все это послужило основанием
принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном
регулировании и валютном контроле»
(с 1992 г. — Закон РФ). Основным органом
валютного регулирования был
определен Государственный
Начиная с 1991 г. восемь валютных бирж получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой.
Банк России с осени 2008 г. проводил политику управляемого обесценения рубля. В связи с тем, что курс рубля определяется Банком России, а не свободным курсообразованием, необходим анализ адекватности оценок Банка России соответствия курса рубля и сбалансированности платежного баланса.
Представляется, что первоочередным ориентиром в девальвации рубля выступал обменный курс исходя из цен на основные экспортные товары. «Товарный паритет» по экспортируемому товару либо товарной группе является «товарным обменным курсом» и рассчитывается как соотношение внутренней стоимости экспортируемого контракта и его внешней контрактной стоимости. При этом внутренняя стоимость экспортных товаров включает внутреннюю цену производителей на экспортируемый товар в рублях, транспортные издержки, а также косвенные налоги. На конец 2008 г. при рыночном курсе 26,35 руб./долл. товарный обменный курс по нефти составлял 23,3 руб./долл., по природному газу – 12,5 руб./долл. В совокупности данные товары достигали 50% стоимости российского экспорта, что позволяло сохранять его эффективность.
По другим товарам российского экспорта складывалась принципиально иная ситуация. Товарный курс по экспорту бензина составлял 40,2 руб./долл., меди – 33,5 , никеля – 31,1, алюминия – 28,8 руб./долл. Очевидно, что снижение курса рубля было ориентировано на экспортеров перечисленных товарных групп. При реализации негативного сценария проведенная девальвация обеспечивает в 2009 г. сохранение доходов экспортеров и бюджета от налогообложения экспорта в рублях.
При переходе к политике «слабого рубля» денежные власти, по всей видимости, ориентировались на структуру экономики и опыт проведения стабилизационных мероприятий десятилетней давности. В связи с этим важен анализ возможных преимуществ и недостатков низкого курса рубля в современных условиях.
К положительным эффектам девальвации можно отнести:
- увеличение доходов экспортеров, бюджета и стимулирование экспорта;
- сдерживание (ограничение) роста импорта;
- снижение стоимости сырья и рабочей силы на внутреннем рынке;
- сохранение (замедление расходования) международных резервов.
В то же время обесценивающийся рубль приведет к таким негативным последствиям, как:
- стимулирование инфляции;
- снижение совокупного спроса из-за падения доходов населения в долларовом выражении;
- удорожание импорта оборудования, что сдерживает модернизацию;