Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Ценная бумага представляет собой денежный документ, свидетельствующий о праве собственности его владельца на определенную сумму денег или конкретные имущественные ценности. Ценные бумаги как экономическая категория — это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного размещения данных бумаг, а так же на распределение и перераспределение прибыли, которую даёт такой капитал.
Виды ценных бумаг на Российском рынке.
ЦЕННЫЕ
БУМАГИ
Ценная бумага представляет собой денежный
документ, свидетельствующий о праве собственности
его владельца на определенную сумму денег
или конкретные имущественные ценности.
Ценные бумаги как экономическая
категория —
это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного
размещения
данных бумаг, а так же на распределение
и перераспределение прибыли, которую даёт такой
капитал. Это право обосабливается от
своей натуральной основы (денег, оборудования,
патентов и т. п.) и даже имеет собственную
материальную форму (например, в виде бумажного
сертификата, записи по счетам и т. п.), а
также имеющие следующие фундаментальные
свойства:
Государствейные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.
Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:
ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;
ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;
ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.
В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.
Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.
По срокам погашения займов Российский рынок имеет следующую классификацию: краткосрочные — до 1 года, среднесрочные — от 1 года до 3—4 лет, долгосрочные — от 4 лет.
В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).
Эмитентом государственных
федеральных ценных бумаг по поручению
Правительства является Министерство
финансов РФ. Возврат денег и получение
дохода по этим бумагам гарантированы
государством.
На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:
государственные
краткосрочные бескупонные
облигации федерального займа ОФЗ
облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)
Облигации федерального займа с амортизацией
долга (ОФЗ-АД)
облигации государственного сберегательного
займа Российской Федерации (ОГСЗ);
облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);
облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;
золотые сертификаты;
И в прошлом векселя Министерства финансов выпуска 1995—1997 гг. в компенсацию коммерческим банкам просроченной задолженности со стороны предприятий и организаций агропромышленного сектора, а также предприятий, обеспечивающих завоз продуктов в районы Крайнего Севера.
золотые сертификаты;
Золотые сертификаты
( Золотые сертификаты – не актуальны для современного рынка ценных бумаг. с 25.09.93
Эмитент – Минфин
Срок – 1 год
Они являлись именными с номиналом 10 кг золота , пробы 0,9999
Объем эмиссии – сумма эквивалентная 100 тонн. золота той же пробы по цене Лондонского рынка
Продажа осущ. Минфином путем размещения их среди группы уполномоченных КБ
Первый выпуск
зол. сериф. не оправдал возложенных
на них надежд, поскольку их высокая
номинальная ст-ть ограничивала круг инвесторов
и минфину удалось реалзовать лишь 1/3 объема
этих ц. б.)
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), которые являлись важным не инфляционным источником покрытия дефицита государственного бюджета. Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являлись постановления Правительства РФ и приказы Центрального банка РФ.
Доход инвестора по этим бумагам формируется как разница между ценой покупки и ценой продажи или погашения облигаций. Доходом по ГКО (Государственным краткосрочным бескупонным облигациям ) выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей. Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.
Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Размещение их происходило с дисконтом от номинальной цены. Купонов ГКО не имели. Их выпуск производился в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск оформлялся глобальным сертификатом в двух экземплярах, хранящихся в Минфине РФ и ЦБ РФ.
Участники рынка ГКО (Государственные краткосрочные обязательства) подразделялись на три категории.
1. Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. Банк России являлся генеральным агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.
2. Дилером могло выступать любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.
3. Инвесторами выступали юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие ГКО на праве собственности или ином вещном праве, имеющие право на владение ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.
Поддержание технологической части рынка — торговой, расчетной и депозитарной — осуществлялось организациями, являющимися техническими посредниками — Российской торговой системой, Расчетной палатой при РТС, Депозитарно-клиринговым центром.
Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.
При заключении сделок на ММВБ, обслуживающих инвестиционные операции с ГКО и ОФЗ-ПК, расчет по ним производится в тот же день. По российским нормативным документам расчеты по срочным сделкам должны быть осуществлены в течение 90 дней.
Другой особенностью рынка ГКО является то, что все сделки заключаются через дилеров. Если инвестор не является дилером на данном рынке, то он осуществляет инвестиционные операции — покупку и продажу ценных бумаг — за свой счет через дилеров. Если инвестор является дилером на ММВБ, то он осуществляет инвестиционные операции — покупку и продажу ценных бумаг — и за свой счет, и по собственной инициативе. Технология инвестиционных операций на рынке ГКО напрямую зависит от статуса и типологии инвестора:
• Инвестор, обладающий значительными средствами, которые позволяют ему напрямую заключить договор с дилером и придерживающийся агрессивной или умеренно-агрессивной стратегии, предпочтет осуществлять покупку и продажу через дилера на основании договора «на брокерское обслуживание». В этом случае дилер продает, а инвестор покупает услуги дилера, связанные с проведением операций на рынке ГКО, ОФЗ-ПК. При этом инвестор самостоятельно управляет средствами и дает поручение на покупку и продажу дилеру.
• Если при тех же условиях инвестор придерживается консервативных принципов в инвестировании, то тогда дилер по договору комиссии осуществляет доверительное размещение средств банка-клиента в ГКО и ОФЗ.
• Если операции
осуществляются самим дилером от своего
имени и за свой счет, то, как правило, он
придерживается агрессивной стратегии
и имеет определенные преимущества в технологии
инвестиционных операций
ОФЗ — Облигации
Федерального Займа
( – облигации федерального займа
Постановление прав-ва от 15.05.95 г. № 458 «О ген. Условиях выпуска и обращения облигаций фед. займов». Стали выпускаться ОФЗ:
Эмитент ОФЗ – минфин РФ
Их эмиссия в виде отдельных выпусков
Общий объем эмиссии определяется минфином в пределах лимита внутрен. гос. долга