Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение финансового планирования на предприятии.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение финансового планирования на предприятии.
2. Анализ значения и задач финансового планирования.
3. Изучение видов и методов финансового планирования.
4. Расчет финансовых показателей.
5. Составление финансового плана предприятия.
6. Анализ финансовой деятельности предприятия на примере ОАО «ТГК-2».

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретическая часть………………………………………………….………5
1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана… 5
1.1 Понятие, значение и задачи финансового планирования. 5
1.2 Бизнес-план, этапы его разработки. 6
1.3 Финансовый план как составная часть бизнес-плана. 9
2. Методы финансового планирования 11
2.1 Методы финансового планирования. 11
2.2 Этапы финансового планирования. 12
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием 13
3.1 Перспективное (стратегическое) планирование 13
3.2 Текущее (административное) планирование . 15
3.3 Оперативное планирование. 16
II. Расчетная часть 20
Пояснительная записка 44
Анализ предприятия ОАО «ТГК-2» 48
Заключение 52
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр финансы организаций.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Методы финансового планирования

2.1 Методы  финансового планирования

В практике финансового  планирования  применяются следующие  методы:

1. Метод экономического анализа - используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2. Нормативный метод - заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений) рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Существуют также нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

3. Метод балансовых расчетов – служит для определения будущей потребности в финансовых средствах, основываясь на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

4. Метод денежных потоков - служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.

5. Метод многовариантности расчетов - состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный.

6. Методы экономико-математического моделирования - позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими [6, 402].

 

 

2.2 Этапы финансового  планирования

Процесс финансового  планирования состоит из следующих  этапов:

1. Анализ финансовых показателей за предыдущий период с использованием информации из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

2. Составление основных прогнозных документов (прогноз баланса, отчеты о прибылях и убытках, движения денежных средств), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

3. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

4. Оперативное финансовое планирование.

5. Практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

     Финансовые  планы (в зависимости от назначения, задач и сроков, на которые  они составлены) можно разделить  на перспективное (стратегическое), текущее (административное) и оперативное. Все три вида финансового планирования осуществляются  в определенной последовательности. Сначала перспективный план определяет задачи текущего планирования, а затем текущее планирование создает основу для эффективного оперативного планирования[4, c.237].

 

3.1 Перспективное  (стратегическое) планирование

 Перспективное (стратегическое) планирование (от 1 года до трех лет) – это тип финансового планирования, который используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства и является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое  является воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование  предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках;
  • прогноза движения денежных средств;
  • прогноза бухгалтерского баланса.

Для составления  прогнозных финансовых документов важно  правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Объемы будущих продаж можно рассчитать, используя методы:

1) Эвристические  – основаны на усреднении сведений, полученных при анализе различных участников рынка.

2) Анализ временных  рядов – используется для учета  временных колебаний объема продаж продукции.

а) Метод экстраполяции  – заключается в распространении  выводов, полученных в результате наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени.

б) Метод сезонности – заключается в неравномерности  в течение года продажи той  или иной продукции.

в) Метод анализа  цикличности – позволяет выявить  изменения в объеме продаж, связанные  с временем потребления продукции.

3) Эконометрические модели – с их помощью определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (изменение учетной ставки ЦБ, темпы инфляции, темпы роста ВВП).

С помощью прогнозного  значения отчета о прибыли убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Прогноз баланса  отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. Баланс – равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их поступления.

Прогноз движения денежных средств – финансовый документ, отражающий движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. С помощью этого документа можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, тем самым проверить будущую ликвидность предприятия.

 

3.2 Текущее  (административное) планирование

Текущее финансовое планирование (1 год) является планированием «осуществления»; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трех документов:

1) плана движения  денежных средств;

2) плана отчета  о прибылях и убытках;

3) плана бухгалтерского  баланса.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году.

Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, что позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

1) Годовой план  движения денежных средств - представляет  собой собственно план финансирования, составляемый на год с разбивкой по кварталам. Он отражает денежные потоки: притоки и оттоки, все направления расходования средств. С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.

Разработка  этого плана происходит в несколько  этапов:

- рассчитывается  плановая сумма амортизационных  отчислений;

- составляется  система затрат;

- определяется  выручка от реализации продукции.

2) Плановый отчет  о прибылях и убытках, в котором  уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.

3) Составление  бухгалтерского баланса на конец  планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия. При этом план является результатом планирования, а отчет о фактических величинах показывает реальное положение предприятия, что необходимо его руководству для выработки решений.

 

3.3 Оперативное  планирование

 Оперативное финансовое планирование - служит для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов.

 Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

1. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация  учета временной «стыковки» денежных  поступлений и предстоящих расходов  предприятия; 

- формирование  информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;

- ежедневный  учет изменений в информационной  базе;

- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения)  и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности  в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

- расчет (по  суммам и срокам) временно свободных  денежных средств предприятия; 

- анализ финансового  рынка с позиции наиболее надежного  и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия [1, с. 280].

Платежный календарь  составляется на квартал с разбивкой  по месяцам и более мелким периодам. В платежном календаре притоки  и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, наметить соответствующие мероприятия и избежать финансовых затруднений. Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря выступают: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия; договора; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств. Процесс составления платежного календаря проходит в  шесть этапов:

1. Выбор периода планирования (квартал или месяц).

2. Планирование объема реализации продукции.

3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).

4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.

5. Определение денежного сальдо (разность между суммами поступлений и расходов за период планирования).

6. Подведение итогов (недостаток средств или излишек).

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями будет означать недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда  и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.

2. Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств предприятия, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его работниками, т.е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

Исходные данные для составления кассового плана:

- предполагаемые  выплаты по фонду заработной  платы;

- информация  о продаже материальных ресурсов  или продукции;

- сведения о  сумме налогов;

- календарь  выдачи заработной платы.

Кассовый план разрабатывается на квартал и  в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым  предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании. Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета.

Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием