Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель работы: провести исследование внебюджетных фондов государства.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
дать определение внебюджетным фондам, рассмотреть их классификацию и функции и изучить законодательство, на основании которого образованы и функционируют внебюджетные фонды;
изучить организацию деятельности социальных внебюджетных фондов и раскрыть основные изменения, происходящие с ними в последнее время; раскрыть перспективы развития социальных внебюджетных фондов;
рассмотреть основные проблемы пенсионной реформы и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ: 2
1. Сущность и законодательное регулирование создания внебюджетных фондов в РФ 5
1.1. Сущность внебюджетных фондов и их роль в системе перераспределительных отношений 5
1.2. Государственное регулирование деятельности внебюджетных фондов в РФ 8
2. Состояние деятельности внебюджетных фондов РФ 12
2.1. Тенденции в развитии внебюджетных фондов в современной России 12
2.2 Реформирование социального обеспечения и страхования в РФ 16
3. Перспективы развития внебюджетных фондов в РФ 27
3.1.. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения в РФ 27
3.2. Роль государства в развитии социальных внебюджетных фондов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 44
Возникла объективная необходимость в установлении связей между получением социальных выплат и созданием фонда финансовых ресурсов, из которого они осуществляются. Решением данной задачи было создание внебюджетных фондов государства.
Бюджетный кодекс РФ расширил
рамки понятия бюджетной
Поскольку внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом можно сказать , что включение внебюджетных фондов в бюджетную систему методологически неверно , так как целевые внебюджетные фонды принято считать самостоятельным звеном финансовой системы.
Таким образом, можно дать
определение внебюджетным фондам: это
самостоятельное звено
Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.
Для обеспечения эффективности функционирования внебюджетных фондов был предусмотрен принципиально иной механизм их формирования, который значительно отличался от формирования бюджета.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации[5].
Внебюджетные фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.
Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения[5].
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
Доходы внебюджетных фондов включают:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
- другие доходы, предусмотренные
соответствующими
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации
национального дохода в процессе
перераспределения при
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства[6].
В тех случаях, когда внебюджетные
фонды имеют положительное
Очевидно, что без решения проблем социального
страхования на основе подлинно присущих
ему принципов организовать эффективное
функционирование и совершенствование
деятельности внебюджетных фондов не
удастся. В связи с этим ознакомимся с
Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации, разработанного
Министерством экономического развития
и торговли России, и рассмотрим возможные
варианты решения и стратегии развития
демографической политики, совершенствование
пенсионного обеспечения и системы здравоохранения
в ближайшей перспективе. С решением этих
проблем, возможно, улучшится система
социального страхования и стабилизуется
организационно-финансовая деятельность
внебюджетных фондов[7].
В Концепции отмечается, что доминирующей тенденцией в России остается снижение численности населения. Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет
Согласно указанной Концепции приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются следующие:
1. снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности (мужчин) в трудоспособном возрасте от внешних причин: снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий; профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения; снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда; снижение материнской и младенческой смертности.
2. сохранение и укрепление
здоровья населения,
3. повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей: развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей; повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий; поэтапная ликвидация рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда и т.д.
Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медико-технологические и социальные вызовы, связанные с изменениями в демографической структуре населения. От системы здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности медицинских служб реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в западных странах за последние 2-3 десятилетия.
В последние годы государством
были сделаны крупные инвестиции
в здравоохранение, но груз накопленных
проблем остается весьма значительным.
Отставание здравоохранения от западных
стран ощущается значительно сильней,
чем многих других ключевых отраслей экономики.
Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо
создать по существу новую систему здравоохранения, повысив
ее технологический, организационный
и профессиональный уровень. Для этого
требуется заметное повышение места здравоохранения
в системе бюджетных приоритетов на всех
уровнях власти.
Необходимо также провести институциональные
преобразования в системе управления
и финансирования здравоохранения. В сочетании
с дополнительными вложениями это позволит
решить наиболее острые проблемы, возникающие
в здравоохранении. Важно сделать развитие
здравоохранения элементом политики борьбы
с неравенством, обеспечив надежную защиту
граждан от особо значительных расходов
в случае серьезных заболеваний. Уровень
этой защиты должен стать важнейшим индикатором
результативности функционирования отрасли[8].
Реформирование системы ОСС должно осуществляться на основе:
Реализация указанных
принципов потребует
Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Введение персонифицированного
учета всех застрахованных граждан
позволит избежать случаев получения
страхового возмещения по одному и
тому же основанию из разных источников,
а также сделать систему
В этом контексте можно
рассмотреть возможность
Следует также иметь в виду, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в действующем законодательстве.
Предложения по реформированию системы обязательного социального страхования:
В целях повышения эффективности
социального страхования
К расходам нестрахового характера
можно отнести финансирование оздоровления
детей работающих граждан, частичное
содержание детско-юношеских спортивных
школ, оплату путевок на долечивание
в санаторно-курортных