Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа
Актуальность состоит в том, что вторичный рынок ценных бумаг, являясь частью финансового рынка, в условиях развитой рыночной экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций. Он исполняет роль регулировщика инвестиционных потоков, обеспечивающего для общества структуру использования ресурсов, и именно через рынок ценных бумаг осуществляется основная часть процесса перетока капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений. Рынок ценных бумаг обеспечивает свободный характер инвестиционного процесса и позволяет осуществлять инвестиции в производство путем приобретения ценных бумаг.
Слияние ММВБ и РТС позволяет внедрить самые современные технологии, создать единую торговую платформу для работы со всеми видами российских активов, качественно улучшить организацию взаимодействия между структурами объединенной компании и участниками рынка. Интеграция способствует сокращению издержек участников на управление позициями, делает прозрачной систему управления рисками и закладывает основу для развития центра ликвидности в России.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Фондовый рынок как механизм стимулирования развития российской экономики
Механизм эффективного
привлечения средств
Построение рыночной экономики изменило всю модель финансирования капиталовложений и направление движения денежных потоков. В начале 1990-х гг. появились фондовые и товарные биржи. Фондовый рынок приобрёл стихийный характер, размещение ценных бумаг практически не регулировалось государством, происходило бессистемно и содержало крайне высокие риски для инвесторов. Основополагающие документы, определившие развитие фондового рынка на многие годы вперед, были приняты только в середине 1990-х гг. Это в определённой мере позволило обеспечить взаимодействие финансового и реального секторов. Размещение ценных бумаг компаний в отдельных отраслях содействовало выходу компаний на новый этап развития, а несколько российских компаний приобрели статус транснациональных корпораций и привлекали средства на развитых рынках, расширяя свою деятельность. Но мировой финансовый кризис 2008 года обрушил котировки на российских торговых площадках, которые уменьшились в 4-5 раз, в то время как падение на фондовых ранках развитых стран не было столь глубоким. Падение цен на нефть в 2008-2009 гг. и снижение котировок негативно отразились на реальном секторе экономики, доходах населения, привели к дефициту федерального бюджета. Падение фондового рынка предвосхитило общее ухудшение ситуации в экономике. Всё это говорит о сильной взаимосвязи фондового рынка и российской экономики в целом.
Неразвитость российского фондового рынка связана с диспропорциями российской экономики, неготовностью отечественных компаний к работе на фондовом рынке, неспособностью обеспечить устойчивое развитие компании в долгосрочной перспективе, ориентацией на немедленную прибыль, нежеланием раскрывать информацию инвесторам. И самое важное – отсутствием конкуренции и достаточно высокой монополизацией в большинстве отраслей экономики. Всё это отбрасывает Россию от развитых стран.
Для развития фондового рынка целесообразно упростить условия размещения ценных бумаг существующим и новым эмитентам на фондовой бирже. В настоящее время установлены достаточно жесткие требования к эмитентам, в том числе по капитализации и (или) объёмам выручки и (или) прибыли. В то же время у иностранных компаний сохраняется возможность привлекать средства узкой группы инвесторов и без прохождения листинга. Инфраструктура российского рынка ценных бумаг ориентирована на торговлю списочными бумагами, в то время как внесписочные бумаги, торговля которыми должна осуществляться дилерами, остается неразвитой. В США внебиржевая, дилерская торговля осуществляется достаточно активно.
Необходимо, чтобы государственное регулирование поспевало за требованиями рынка. Финансовый регулятор (ФСФР России) постоянно проводит мониторинг интересов профессиональных участников фондового рынка, защищая интересы инвесторов, при этом, следует больше внимания уделять и интересам эмитентов. Важно найти оптимальный баланс интересов эмитентов и инвесторов, позволяющий, с одной стороны, защищать инвестора, а с другой – создавать условия для выхода на биржу максимальному количеству компаний. Показательно, что многие эмитенты проводят размещение не на российских площадках, а за рубежом (в последнее время не только в США и Европе, но и в странах Азии). Это связано не только с наличием больших объемов доступных финансовых ресурсов на мировых площадках, но и недостаточной эффективностью российского фондового рынка и сложностями регулирования.
ФСФР России предпринимает серьезные усилия для создания надежной инфраструктуры фондового рынка, отвечающей современным международным требованиям, уменьшая злоупотребления на финансовых рынках. Для развития фондового рынка важно не ужесточать требования к котировальным спискам, в том числе устанавливая высоки требования по капитализации и прибыльности компаний, но и обеспечивать эффективную торговлю ценными бумагами, исключающую преднамеренное мошенничество и использование инсайдерской информации эмитентами, профессиональными участниками фондового рынка и чиновниками.
Таким образом, можно выделить 4 главных направления государственного регулирования рынка ценных бумаг:
1) защищать интересы инвесторов;
2) содействовать привлечению средств в долгосрочные инвестиционные проекты;
3) обеспечивать прозрачность и снижать риски финансовой системы в целом, в том числе предотвращать утечку инсайдерской информации;
4) обеспечить развитие фондового рынка в России, отвечающее современным западным стандартам. [11]
В конце 2008 г. Распоряжениями Правительства РФ приняты стратегические документы, в которых рассматриваются перспективы финансового сектора – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. Основная цель данных документов – создание международного финансового центра регионального уровня, т. е. системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран. [13] Необходимыми предпосылками создания такого центра являются ёмкий внутренний рынок, макроэкономическая стабильность, устойчивость курса национальной валюты, высокий уровень человеческого капитала и капитализация фондового рынка. Но нужно отметить, что на данном этапе российская экономика не удовлетворяет всем этим требованиям. В настоящее время фондовые рынки всё ещё подвержены высоким рискам и способны содействовать росту только в стабильных макроэкономических условиях. То есть нужно сначала обеспечить эти условия, и только тогда фондовые рынку будут способствовать превращению России в один из мировых финансовых центров. Главным условием развития фондового рынка является сильная экономика с большим количеством компаний, честно конкурирующих на рынке и ориентированных на долгосрочную работу. Без соблюдения этих условий фондовый рынок не сможет выступать механизмом стимулирования развития российской экономики. [11]
3.2. Проблемы
функционирования фондового
Сегодня фондовый рынок России относится к развивающимся фондовым рынкам, за последнее время он набрал хорошие обороты. Российский рынок ценных бумаг начинает играть все более значимую роль в качестве источника привлечения инвестиций. В то же время имеется ряд нерешенных проблем, которые препятствуют развитию фондового рынка и инвестиционного процесса. [12]
Практически несокращающийся сырьевой перекос российской экономики, все большее отставание ее наукоемких отраслей, недоразвитость ее законодательной базы, скромные объемы ВВП – это далеко не полный перечень главных причин слабости современного фондового рынка страны. Его развитие сдерживается, прежде всего, тем, что у жителей страны нет четкого представления по вопросу: какая у нас экономическая система и в каком направлении она развивается. Не только обычные граждане, но и активные представители среднего класса обычно не могут ответить на эти фундаментальные вопросы. Даже от людей, создающих свои крупные компании, от менеджеров, участвующих в создании и в управлении концернов, можно услышать две типичные оценки предстоящих событий. Первая: невозможно предвидеть и тем более реалистично просчитать, что будет происходить в экономике и на ее фондовом рынке. Вторая: падения на фондовом рынке и другие негативные события – результат провалов в экономике США или их злокозненных действий. И среди экспертов фондового рынка преобладает мнение, что падения, взлеты, активность на бирже будут определяться тем, что произойдет в экономике США. Чаще всего они предполагают, что радикальное оздоровление в современной глобальной экономике наступит тогда, когда США, преодолев финансовый кризис, выполнит роль «паровоза», который подтолкнет мировую экономику к новому циклическому подъему. Существующие очевидные признаки существенных разногласий в российских верхах по вопросам о роли государства в экономике, об отношении к частному капиталу, рынку, конкуренции, о возможности государственного вмешательства в работу биржи, о встраивании России в глобальную экономику пока свидетельствуют не о поиске оптимального пути развития, а об отсутствии общей концепции экономического строя страны, о различиях в представлениях о желательной социальной и политической организации общества. [21]
На сегодняшний день российский фондовый рынок не является эффективным в силу того, что не может обеспечить справедливое ценообразование, свободный доступ инвесторов на рынок и защиту интересов инвесторов. Это проявляется в ущемлении прав мелких акционеров и акционеров-нерезидентов в результате действий крупных держателей акций, в высоких издержках при купле-продаже акций и переоформлении прав владельцев, особенно когда речь идет о небольших объемах сделок не очень ликвидных акций. [20]
Одной из немаловажных проблем фондового рынка является то, что многие участники фондовой биржи не до конца понимают возможностей заключения сделок разными способами, слабо разбираются в видах операций на фондовом рынке. Кроме того, очень часто получается, что участники сделок имеют низкую инвестиционную культуру. Из-за этого фактора капитализация фондового рынка не возрастает в быстром темпе. Не менее существенной проблемой развития рынка является то, что существуют всего два монополиста на рынке — Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Российская торговая система (РТС). В результате этого получается, что другие инвесторы не имеют возможности подступиться к инвестициям и акциям. Эта проблема существует с начала основания российского фондового рынка. Монополисты скупают акции оптом и получают на этом прибыль, остальные же не могут позволить себе таких генеральных закупок.
Проблемой развития фондового рынка России также является законодательство, которое не отражает все положения работы инвесторов и участников биржи. На сегодняшний день в России действует неконкурентоспособная, несовременная законодательная база. Прежде всего, это законодательство в области налогообложения, в организации деятельности торговли, в клиринговой деятельности. Права инвесторов не защищены практически так же, как права финансовых институтов. Мы имеем крайне неэффективную, несправедливую судебную систему, которая в том числе тоже негативно влияет на все процессы, связанные с фондовым рынком. [14]
Также известная проблема растущего фондового рынка в Российской Федерации – отсутствие долгосрочного инвестора. Многие видят решение данной проблемы в привлечении иностранного капитала. Всем известно, что иностранный инвестор является хорошо подготовленным, финансово грамотным и имеет большой опыт инвестирования. Такой инвестор учитывает риски, присущие российскому рынку и его волатильность (изменчивость) и неопределенность. В связи с этим иностранные инвесторы предпочитают краткосрочные вложения, стремясь к максимизации прибыли и минимизации рисков. Такое инвестиционное поведение не способствует решению данной проблемы фондового рынка. Поэтому необходимо привлекать собственных внутренних инвесторов. Для этого следует повысить финансовую грамотность населения страны, проводить политику продвижения финансовых инструментов и стремиться к тому, чтобы фондовый рынок стал реальным институтом по перераспределению накоплений в наиболее перспективные отрасли российской экономики.
Формирование современного фондового рынка невозможно без массового участия мелких частных инвесторов. Основная доля привлекательного сегмента потенциальных участников рынка сконцентрирована в больших городах и мегаполисах. Проблемы их привлечения для формирования активного инвестиционного поведения существуют уже не первый год.
История формирования российского фондового рынка демонстрирует негативное отношение к нему инвестора с длинными деньгами и длительным сроком инвестирования. Даже в периоды хорошего роста в течение нескольких лет на рынке в основном присутствовали краткосрочные инвесторы со спекулятивными стратегиями.
Фондовый рынок (как и любой другой) предполагает отношения обмена. На фондовом рынке в процессе обмена присутствуют ценные бумаги и деньги. Баланс между спросом на финансовые инструменты и потребностью в деньгах определяет котировки ценных бумаг. Приток денег на рынок приводит к увеличению курсовой стоимости ценных бумаг и способствует дальнейшему перетоку денежных средств в ценные бумаги. Отток денег на рынке может быть спровоцирован политической ситуацией и спекулянтами, уходящими с рынка. Такой процесс отталкивает потенциальных инвесторов от дальнейшего вложения средств. Можно сказать, что фондовый рынок является очень психологизированным сегментом всего рынка, так как многие периоды падения, а также периоды стремительного роста курсовой стоимости ценных бумаг объясняются позитивными или негативными ожиданиями участников. Совокупность этих ожиданий и определяет направление движения фондового рынка.
Автор статьи « Проблемы привлечения долгосрочного инвестора на фондовый рынок России» Е. А. Мельникова, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления, провела исследование среди населения в 2004 и в 2011 году и выявила основные причины, по мнению населения России, мешающие развитию фондового рынка, которые отражены в таблице 4.
Таблица 4
Причины, мешающие развитию фондового рынка в России в 2004 и 2011
Причины |
2004 г., в % |
2011 г., в % |
Изменение |
Низкие доходы населения |
36,1 |
28,7 |
-7,4 |
Существующее законодательство |
9,7 |
11 |
1,3 |
Недостаток информации |
7,4 |
13,1 |
5,7 |
Недостаток знаний у населения |
9,4 |
18,2 |
8,8 |
Коррумпированность экономики |
16 |
17,9 |
1,9 |
Другие причины |
0,2 |
1,8 |
1,6 |
Затруднились с ответом |
20,7 |
9 |
-11,6 |