Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, целью работы является изучение корпоративной облигации как финансового инструмента и определение путей активизации инвестиционной деятельности на рынке корпоративных облигаций.
Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:
– изучить экономическую сущность корпоративной облигации;
– изучить основные положения по выпуску, размещению и обращению корпоративных облигаций;
– проанализировать состояние рынка корпоративных облигаций в России;
– рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций.
Предметом исследования в данной работе стали проблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом – рынок корпоративных облигаций.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................................................3
1 Понятие и сущность корпоративных облигаций.............................................................................5
1.1 Понятие облигаций и их законодательное регулирование в России..............................................5
1.2 Стоимостная оценка облигаций.........................................................................................................7
1.3 Оценка инвестиционных качеств облигаций..................................................................................13
1.4 Преимущества и недостатки облигаций перед другими финансовыми
инструментами привлечения инвестиций.....................................................................................16
1.5 Конвертируемые облигации..............................................................................................................19
2 Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций.................................................20
2.1 Эмиссия..............................................................................................................................................20
2.2 Размещение облигаций на рынке.....................................................................................................22
2.3 Обращение на вторичном рынке.....................................................................................................24
2.4 Рынок корпоративных облигаций в России, проблемы и перспективы.....................................26
Заключение................................................................................................................................................31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Корпоративные облигации (курсовая).docx

— 271.01 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

Введение......................................................................................................................................................3

 

1 Понятие и сущность корпоративных  облигаций.............................................................................5

1.1 Понятие облигаций и их законодательное регулирование в России..............................................5

1.2 Стоимостная оценка облигаций.........................................................................................................7

1.3 Оценка инвестиционных качеств облигаций..................................................................................13

1.4 Преимущества и недостатки облигаций перед другими финансовыми

инструментами привлечения инвестиций.....................................................................................16

1.5 Конвертируемые облигации..............................................................................................................19

 

2 Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций.................................................20

2.1 Эмиссия..............................................................................................................................................20

2.2 Размещение облигаций на рынке.....................................................................................................22

2.3 Обращение на вторичном рынке.....................................................................................................24

2.4 Рынок корпоративных облигаций в России, проблемы и перспективы.....................................26

 

Заключение................................................................................................................................................31

 

Список  использованных источников...................................................................................................33

 

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная облигация – экономическое  понятие. Юридически определенный термин «корпоративная облигация» отсутствует (хотя и используется в документах Банка России и в ряде иных нормативных  актов).

Методом исключения возможно установить, что к корпоративным облигациям относятся любые облигации, за исключением  тех, которые выпущены от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных  образований. В соответствие с законодательством  последние относятся к классу государственных и муниципальных  ценных бумаг1.

Корпоративная облигация – облигация, выпускаемая для финансирования частных предприятий. По корпоративным облигациям предприниматели получают доход за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковским процентом, а владелец облигаций получает выгоду за счет пониженного налогообложения своего дохода.

В зарубежных странах важное место среди источников финансирования  занимает эмиссия ценных бумаг, причем корпоративные облигационные займы составляют от 10-15 до 60-65% общих объемов эмиссий.

Российские экономисты также возлагают  большие надежды на отечественный  рынок корпоративных облигаций как на перспективный источник  дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. В настоящий момент существуют предпосылки для его развития: нет препятствий со стороны государства.

Серьезнейшей проблемой российского фондового рынка  является нехватка надежных финансовых инструментов. Наиболее актуальной эта проблема стала после проведения реструктуризации рынка гособлигаций. Ограничения, которые государство ввело на репатриацию средств иностранных инвесторов, породили вопрос: куда эти средства вкладывать? Кроме того, после известных потрясений рынок госбумаг и рынок акций утратили доверие российских инвесторов.

Введение в  обращение корпоративных облигаций  способно оказать помощь реальному  сектору экономики. Выпуск облигаций  открывает для российских предприятий  прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения  собственности.

Тем не менее, на российском рынке ценных бумаг корпоративные облигации играют пока незначительную роль.

В связи с этим, целью работы является изучение корпоративной облигации как финансового инструмента и определение путей активизации инвестиционной деятельности на рынке корпоративных облигаций.

Для достижения этой цели были поставлены следующие основные задачи:

– изучить  экономическую сущность  корпоративной облигации;

– изучить основные положения по выпуску, размещению и обращению корпоративных  облигаций;

 – проанализировать состояние рынка корпоративных облигаций в России;

 – рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций.

Предметом исследования в данной работе стали проблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом – рынок корпоративных облигаций.

При написании  данной темы использовались монографии и нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, а также аналитические статьи из публицистических изданий по финансам и кредиту.  

  1.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

1.1 Понятие облигаций и их законодательное регулирование в России

При необходимости привлечения  значительных денежных ресурсов (для  финансирования крупных проектов, покрытия текущих расходов и т.д.) государство, муниципалитеты, банки и другие финансовые институты, а также отдельные  компании или их объединения часто  прибегают к выпуску и продаже  облигаций. Облигация обеспечивает ее владельцу некоторый доход  – в большинстве случаев он регулярно получает проценты (по купонам) и в конце срока выкупную цену.

Облигации являются наиболее распространенным видом ценных бумаг с фиксированным доходом.

В российском законодательстве можно  отметить нескольких нормативных актов, регулирующих рынок корпоративных  облигаций.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров2.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг3.

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"4  обеспечивает государственную и общественную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее – инвесторы), а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее – профессиональные участники) на рынке ценных бумаг. Данным Федеральным законом устанавливаются:

  • условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;
  • дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;
  • дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;
  • дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Действующее российское законодательство  определяет облигацию как эмиссионную  ценную бумагу, закрепляющую право  ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт5.

Таким образом, облигация это долговое свидетельство, которое непременно включает два главных элемента:

  1. обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;
  2. обязательство эмитента выплачивать дepжaтeлю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

Принципиальная разница между  акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды.

Основные параметры облигации:

  • номинальная цена или номинал – указанная на облигации денежная сумма, которую заемщик (эмитент облигации) обязуется вернуть ее держателю по истечении срока облигации (т.е. при наступлении даты ее погашения)
  • выкупная цена или правило ее определения, если она отличается от номинала
  • дата погашения – день, когда должна быть выплачена номинальная стоимость облигации
  • норма доходности или купонная процентная ставка – отношение суммы процентов, выплачиваемых за год, к номинальной стоимости облигации. Например, если ежегодно выплачиваются проценты в размере 2 тыс. руб. с облигации номиналом 10 тыс. руб., то купонная ставка равна 20%
  • даты выплаты процентов.

В современной практике выкуп по номиналу является преобладающим. Выплаты процентов обычно производятся ежегодно, по полугодиям или поквартально.

Частные корпорации иногда выпускают  облигации с "плавающей" процентной ставкой, уровень которой ставится в зависимость от каких-либо внешних условий.

Облигации являются важным объектом долгосрочных инвестиций. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются на кредитно-денежном рынке по рыночным ценам. Рыночная цена может быть равна номиналу, ниже номинала или с дисконтом (если норма дохода превосходит фиксированную купонную ставку), выше номинала или с премией (если норма дохода меньше постоянной купонной ставки).

 

    1. Стоимостная оценка облигаций

Корпоративные облигации  имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода.

Процент по облигации  устанавливается к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации  за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной  стоимостью, по которой облигация  будет погашена, и ценой покупки облигации.

Номиналы различных облигаций  могут существенно отличаться друг от друга, поэтому возникает необходимость  в сопоставимом измерителе рыночных цен. Таким показателем является курс – процентное отношение цены облигации Р к ее номиналу N:

,                                                                                                                                     (1)

где K – курс облигации;

       Р – цена облигации;

       N – номинальная стоимость облигации.

Например, если облигация  с номиналом 10 тыс. руб. продается  за 9 тыс. руб., то ее курс равен 90.

Возможно оценить курс облигации сроком на п лет с ежегодной выплатой купонов на момент ее эмиссии. Совокупность годовых выплат по купонам представляет собой ренту постнумерандо; член такой ренты равен С=cN; тогда:

                                                                                                               (2)

где   – текущая стоимость ренты на момент эмиссии;

          с – купонная ставка;

     – текущая стоимость ренты;

Информация о работе Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций